Журнал «KANT: Social science & Humanities» №3(19) 2024
Содержание номера
Культурология
-
Культура отмены: библиографический анализ с использованием Publish or Perish и VOS Viewer [стр. 2-7]
Гавриленко Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Ульяновск; Галимова Лилия Надиповна, доктор исторических наук, Московской государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), Москва
подробнееЦитировать: Гавриленко О.Л., Галимова Л.Н. Культура отмены: библиографический анализ с использованием Publish or Perish и VOS Viewer // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 2-7. EDN: MQZSAE. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.1
Цель исследования – изучение состояния исследований культуры отмены в контексте гуманитарных наук. Явление культуры отмены в последнее время продемонстрировало значительное увеличение частоты публикаций по социальным наукам. В статье проводится анализ с учетом количества полученных публикаций, относящихся к заданным темам, в общей сложности 980 документов за 1992-2024 годы. Первоначально для поиска и анализа научных цитирований было применено программное обеспечение Publish or Perish. Оно использует GoogleScholar для получения необработанных цитат, а затем анализирует их и выводит результаты исследовательской динамики. Затем с помощью VOS viewer проведено библиографическое сопоставление и картографический анализ. Кроме того, выявлены наиболее часто встречающиеся ключевые слова в аннотациях, заголовках и ключевых словах. В результате, исследование показало, что Meredith D. Clark была самым цитируемым автором (107 цитат), 7 – из них находятся в статусе "цитируемая публикация, оказавшая существенное влияние на цитирующую публикацию". Из 980 публикаций только 495 статей с 2006 по 2024 годы были включены в индекс цитирования Harzing'sPoP, а количество цитирований в год по теме культура отмены составило 236,33. Ожидается, что этот отчет может быть использован в качестве справочного материала начинающими пользователями и поможет исследователям для проведения выбора тем исследований. Таким образом, отображающий анализ библиометрических данных, затрагивающих исследования в области явления культуры отмены, с использованием VOSViewer, позволяет увидеть тенденции в развитии исследований по этому вопросу с конца XX века по настоящее время, что позволит упростить рассмотрение данных с использованием картографических инструментов.
ключевые слова: культура отмены; информация; цитирования; библиометрический анализ; анализ данных; тематический анализ.
Cancel culture: a bibliographic analysis using Publish or Perish and VOS Viewer
Gavrilenko Olga Leonidovna, PhD of Pedagogical sciences, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation B.P. Bugaev, Ulyanovsk; Galimova Liliya Nadipovna, DSc of Historical sciences, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (National Research University), Moscow
The purpose of the study is to examine the state of research on cancel culture in the context of the humanities. The phenomenon of cancel culture has recently demonstrated a significant increase in the frequency of publications in the social sciences. The article carries out an analysis taking into account the number of publications received related to the given topics, with a total of 980 documents for the years 1992-2024. Initially, Publish or Perish software was used to search and analyze scientific citations. It uses GoogleScholar to obtain raw citations, then analyzes them and outputs research dynamics. Then, using VOS viewer, bibliographic comparison and cartographic analysis were carried out. In addition, the most frequently occurring keywords in abstracts, titles and keywords were identified. As a result, the study showed that Meredith D. Clark was the most cited author (107 citations), 7 of them are in the status of "cited publication having a significant impact on the citing publication." Out of 980 publications, only 495 articles from 2006 to 2024 were included in Harzing's PoP citation index, and the number of citations per year on the topic of cancel culture was 236.33. It is expected that this report can be used as a reference material by novice users and will help researchers to conduct the selection of research topics. Thus, mapping the analysis of bibliometric data involving research into the phenomenon of cancel culture using VOSViewer allows us to see trends in the development of research on this issue from the late 20th century to the present, which will make it easier to examine the data using mapping tools.
keywords: cancel culture; information; citations; bibliometric analysis; data analysis; thematic analysis.
-
Во власти несчастий: деструктивные силы, заложенные в основе мотивов отвратительного в современном искусстве [стр. 8-14]
Григорьева Марина Анатольевна, кандидат политических наук, шеф-редактор журнала "KANT", Издательство "Ставролит", Ставрополь, ORCID ID: 0009-0002-9186-3954, ResearcherID: KIA-3656-2024, SPIN-код: 3366-6974
подробнееЦитировать: Григорьева М.А. Во власти несчастий: деструктивные силы, заложенные в основе мотивов отвратительного в современном искусстве // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 8-14. EDN: DBNDLX. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.2
Разбор мотивов отвращения в современном искусстве с авторской интерпретацией концептуальных оснований проблемы в данном исследовании представлен с позиции механизмов воздействия отвратительного на зрителя и установления отношений власти между адресантом и адресатом. Методологической базой выступают феноменологическое объяснение отвращения, обозначенное Аурелом Колнаи, фундаментальная схема отвращения, построенная Винфридом Меннингхаусом на концепции "переживания нежелательной близости" с объектом, а также принципы воздействия и функциональное назначение отвращения как с точки зрения физиологических и психологических эффектов, у Пола Розина, так и через отражение визуального на социальном конструировании представлений, согласно теориям Уильяма Айана Миллера (отвратительное как "эмоция-привратник") и Кэролайн Корсмейер (опция "защитного зонтика"). В результате, связь между перцептивными переживаниями, полученными через соприкосновение взгляда с визуальным образом, и его смыслосодержательным потенциалом позволяет заключить, что фигура отвратительного в современном искусстве как акт нарушения устоявшейся границы между допустимым и выходящим за его пределы несет в себе деструктивное воздействие на социально-политическое поле.
ключевые слова: современное искусство; мотивы отвращения; феноменология; визуальные образы; коммуникация; феноменология восприятия визуального; фундаментальная схема отвращения.
In the power of misfortune: destructive forces underlying the motives of the disgusting in contemporary art
Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Chief-editor of the scientific journal "KANT", Publishing house "Stavrolit", Stavropol
An analysis of the motives of disgust in contemporary art with the author's interpretation of the conceptual foundations of the problem is presented from the perspective of the mechanisms of the influence of the disgusting on the viewer and the establishment of power relations between the addresser and the addressee. The methodological basis is the phenomenological explanation of disgust outlined by Aurel Kolnai, the fundamental scheme of disgust built by Winfried Menninghaus on the concept of "experiencing unwanted intimacy" with an object, as well as the principles of influence and functional purpose of disgust both in terms of physiological and psychological effects, from Paul Rozin and and through the reflection of the visual on the social construction of representations, according to the theories of William Ian Miller (the abject as "gatekeeper emotion") and Caroline Korsmeyer (the "protective umbrella" option). As a result, the connection between the perceptual experiences obtained through the contact of the gaze with the visual image and its semantic potential allows us to conclude that the figure of the disgusting in modern art, as an act of violating the established boundary between what is permissible and going beyond its limits, has a destructive impact on the socio-political field.
keywords: contemporary art; motives of disgust; phenomenology; visual images; communication; phenomenology of visual perception; fundamental scheme of disgust.
-
Феминность русской берёзы [стр. 15-20]
Громов Богдан Юрьевич, кандидат философских наук, доцент ; Гаврилова Василиса Сергеевна, студент; Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород
подробнееЦитировать: Громов Б.Ю., Гаврилова В.С. Феминность русской берёзы // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 15-20. EDN: DGEJIY. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.3
В статье анализируется гендерно-маркированные значения семиотического поля концепта "берёза". Концепт определяется в качестве имагинативного объекта, развивается методология имагинативного реализма в качестве общей исследовательской программы для гуманитарных исследований природы. Статья актуализирует понятие "бессмертного" объекта как определения для универсалий человеческой культуры. Основной методологией исследования выступают теоретические наработки теории концептуальной метафоры, отечественной фольклористики, нарратологии, тропологии. Анализируются упоминания концепта "берёза" в русской поэзии, мифологии, народном ритуале, реконструируется феминный языковой фрейм концепта.
ключевые слова: берёза; концептуальная метафора; феминность; языковой фрейм; бесмертие; имагинативный реализм; имагинация; женщина.
The femininity of the Russian birch
Gromov Bogdan Yurievich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor ; Gavrilova Vasilisa Sergeevna, student; Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod
The article analyzes the gender-marked meanings of the semiotic field of the concept "birch". The concept is defined as an imaginative object, and the methodology of imaginative realism is being developed as a general research program for humanitarian studies of nature. The article actualizes the concept of an "immortal" object as a definition for the universals of human culture. The main methodology of the research is the theoretical developments of the theory of conceptual metaphor, Russian folklore, narratology, and tropology. The mentions of the concept "birch" in Russian poetry, mythology, folk ritual are analyzed, the feminine language frame of the concept is reconstructed.
keywords: birch; conceptual metaphor; femininity; language frame; immortality; imaginative realism; imagination; woman.
-
Поэтика древнегреческой литературы как символическое осмысление мироустройства [стр. 21-28]
Ерзаулова Анна Геннадьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры Музыкально-инструментального искусства, Крымский университет культуры, искусств и туризма, Ялта, Республика Крым
подробнееЦитировать: Ерзаулова А.Г. Поэтика древнегреческой литературы как символическое осмысление мироустройства // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 21-28. EDN: FLNGWT. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.4
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать историческую эволюцию древнегреческого языка и литературы выявить онтологическую сущность символического кода возникающей древнегреческой поэтики, повлиявшей на дальнейшее развитие мировой культуры. В статье рассматривается символическое значение древнегреческой литературы в понимании онтологических основ мира и искусства на примере философско-эстетических воззрений Платона и Аристотеля, повлиявших на формирование поэтики как высшей формы художественно-поэтического творчества. Научная новизна работы заключается в использовании сравнительно-исторической методологии для ретроспективного анализа и сопоставления феномена поэтики, в котором одно из главных мест занимает поэтическое истолкование космоса как гармоничного, прекрасно обустроенного искусством мира. В результате выявлено, что символическое значение художественного слова Древней Греции неразрывно связано с онтологическими основами понимания искусства, основанного на живом отношении к высшей красоте, и понимании ее как совершенного тела, прекраснее всего организованного в чувственно-воспринимаемом живом космосе, с совершенными, неизменяемыми и вечными закономерностями. Это представление распространяется на все искусство, в том числе и на литературу, все имеет свою телесность.
ключевые слова: древнегреческая литература; поэтика; космос; искусство; подражание; катарсис; онтология.
Poetics of Ancient Greek literature as a symbolic understanding of the world order
Erzaulova Anna Gennadievna, PhD of Cultural studies, Associate Professor, Department of Musical and Instrumental Art, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Republic of Crimea
The purpose of the study is to consider and analyze the historical evolution of the ancient Greek language and literature, to identify the ontological essence of the symbolic code of the emerging ancient Greek poetics, which influenced the further development of world culture. The article examines the phenomenon of ancient Greek literature as a symbolic understanding of the length of historical time, in which the formation and development of the ancient Greek language and literature is analyzed as the basis of the philosophical and aesthetic views of the ancient Greek philosophers Plato and Aristotle, which influenced the formation of poetics as the highest form of artistic and poetic creativity. The scientific novelty of the work lies in the use of comparative historical methodology for retrospective analysis and comparison of the phenomenon of poetics, in which one of the main places is occupied by the poetic interpretation of the foundations of the world, art, and the place of man in this harmonious, beautifully arranged cosmos. As a result, it was revealed that the symbolic meaning of the artistic word of Ancient Greece is inextricably linked with the ontological foundations of the understanding of art, based on a living attitude towards the highest beauty, and understanding it as a perfect body, most beautifully organized in the sensory-perceptible living cosmos, with perfect, unchangeable and eternal patterns. This idea applies to all art, including literature; everything has its own physicality.
keywords: ancient Greek literature; poetics; cosmos; art; imitation; catharsis; ontology.
-
Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре как основа культурного суверенитета России (на примере улично-площадного театра) [стр. 29-35]
Павлов Андрей Юрьевич, доцент кафедры режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск; Хилько Николай Федорович, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Сибирского филиала Института наследия им. Д.С. Лихачева, профессор кафедры режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
подробнееЦитировать: Павлов А.Ю., Хилько Н.Ф. Механизмы трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре как основа культурного суверенитета России (на примере улично-площадного театра) // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 29-35. EDN: DWJJZM. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.5
В статье рассматривается тема влияния механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре (на примере улично-площадного театра). Цель исследования – раскрыть действие механизмов трансформации и функционирования традиционных ценностей в современной зрелищной культуре в соотнесении с ключевой стратегией современной культурной политики, которая определяет место культурного наследия в основе культурного суверенитета России. Результаты исследования: положения о двуединстве культурного пространства улично-площадного театра в современной зрелищной культуре, его включенности в контекст массовой праздничной культуры и преемственность с исторически сложившейся системой народной зрелищной культуры. Утверждается принцип аксиологической антиномии в динамике формирования культурного пространства улично-площадных театров в зрелищной культуре России, проявлением которого является действие противоположных механизмов трансформации традиционных ценностей. При этом установлено влияние позитивных ценностей (традиционализации ценностного мира, концентрации ценностей, диссипации, распространения и приближения к массам). которые является радикально противоположным по отношению к действию антимеханизмов массовизации и дистанцирования, противостоящих формированию ценностного мира зрелищной культуры. Статья содержит новый подход к формированию концептуальной научной парадигмы в исследовании зрелищной культуры в пространстве улично-площадного театра.
ключевые слова: механизмы трансформации; традиционные ценности; зрелищная культура; как основа культурного приоритета; улично-площадной театр; традиционно-аксиологический подход.
Mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern entertainment culture as the basis of Russia's cultural sovereignty (on the example of a street-square theater)
Pavlov Andrey Yuryevich, Associate Professor, Department of Directing and Choreography, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk; Khilko Nikolay Fedorovich, DSc of Pedagogical sciences, Senior Researcher, Siberian Branch of Heritage Institute named after D.S. Likhachev, Professor, Department of Directing and Choreography, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk
The article examines the topic of the influence of the mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern spectacular culture (using the example of a street-square theater). The purpose of the work is to reveal the effect of the mechanisms of transformation and functioning of traditional values in modern spectacular culture in correlation with the key strategy of modern cultural policy, which determines the place of cultural heritage at the heart of Russia's cultural sovereignty. and its Research Results: provisions on the twofold cultural space of a street-square theater in modern spectacular culture, its inclusion in the context of mass festive culture and continuity with the historically established system of folk spectacular culture. The principle of axiological antinomy is affirmed in the dynamics of the formation of the cultural space of street-area theaters in the spectacular culture of Russia, the manifestation of which is the action of opposite mechanisms of transformation of traditional values. At the same time, the influence of positive values has been established (traditionalization of the value world, concentration of values, dissipation, dissemination and approximation to the masses). which are radically opposite in relation to the action of anti-mechanisms of massization and distancing, opposing the formation of the value world of spectacular culture. The article contains a new approach to the formation of a conceptual scientific paradigm in the study of spectacular culture in the space of a street-square theater.
keywords: transformation mechanisms; traditional values; spectacular culture; as the basis of cultural priority; street-square theater; traditionally axiological approach.
-
Креативность как инструмент конструирования социального в современном мире: истоки и тенденции развития [стр. 36-42]
Павлова Ольга Александровна, доктор филологических наук, доцент, редактор журнала "Культурная жизнь Юга России", Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар
подробнееЦитировать: Павлова О.А. Креативность как инструмент конструирования социального в современном мире: истоки и тенденции развития // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 36-42. EDN: FPSOYT. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.6
Цель исследования – раскрыть современное понимание креативности как многоуровневого феномена, ценностное и смысловое содержание которого обусловлено процессами глобализации, индустриализации, коммодификации и цифровизации культуры, развитием новых ИКТ, формированием информационного общества и воздействием ценностей общества потребления. В статье охарактеризованы факторы, обусловившие современное многомерное понимание креативности и обозначена роль политики креативных индустрий в этом процессе. Научная новизна заключается в определении роли политических стратегий США и Великобритании в превращении креативности в элемент повседневной культуры, а также в выявлении роли каналов распространения массовой информации в формировании современного понимания креативности.
ключевые слова: креативность; утилитаризм; прагматизм; телевидение; Интернет; информационное общество; общество потребления.
Creativity as a tool for constructing the social in the modern world: origins and development trends
Pavlova Olga Alexandrovna, DSc of Philological sciences, Associate Professor, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar
The purpose of the study is to reveal the modern understanding of creativity as a multi-level phenomenon, the value and semantic content of which is determined by the processes of globalization, industrialization, commodification and digitalization of culture, the development of new ICTs, the formation of the information society and the impact of the values of the consumer society. The article characterizes the factors that determined the modern multidimensional understanding of creativity and outlines the role of creative industries policy in this process. Scientific novelty lies in determining the role of political strategies of the United States and Great Britain in transforming creativity into an element of everyday culture, as well as in identifying the role of media dissemination channels in the formation of a modern understanding of creativity.
keywords: creativity; utilitarianism; pragmatism; TV; Internet; Information society; consumer society.
-
Этапы развития современного сценического танца в XX веке [стр. 43-50]
Шмаков Александр Александрович, аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
подробнееЦитировать: Шмаков А.А. Этапы развития современного сценического танца в XX веке // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 43-50. EDN: GOLLVV. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.7
Актуальность изучения сценического танца заключается в том, что на его эволюцию повлияли не только факторы, связанные с усовершенствованием физических возможностей человека, техники его тела, но главным образом - социокультурные процессы, накладывающие отпечаток на форму и содержание сценического танца. Поэтому сценический танец, как и любой вид искусства, отражает дух времени. Цель исследования заключается в рассмотрении сценического танца XX века и выделении трех этапов его развития. В качестве методов исследования использовались методы сравнения, обобщения, анализа и синтеза. В результате выявлены три этапа современного сценического танца в XX веке: танец "модерн", танец "постмодерн" и "contemporary dance".
ключевые слова: танец; сценический танец; современный танец "модерн"; танец "постмодерн"; contemporary dance; социокультурный контекст.
Stages of development of modern stage dance in the 20th century
Shmakov Alexandr Alexandrovich, Postgraduate student, Dostoevsky Omsk State University, Omsk
The relevance of the study of stage dance lies in the fact that its evolution was influenced not only by factors related to the improvement of a person's physical capabilities and body technique, but mainly by sociocultural processes that leave an imprint on the form and content of stage dance. Therefore, stage dance, like any art form, reflects the spirit of the times in its works. The purpose of the study is to examine stage dance of the 20th century and highlight three stages of its development. Methods of comparison, generalization, analysis and synthesis were used as research methods. As a result, three stages of modern stage dance in the 20th century were identified: modern dance, postmodern dance and contemporary dance, in accordance with external sociocultural processes and internal trends of dance.
keywords: dance; stage dance; modern dance; modern; postmodern; stages of development; sociocultural context.
-
Трансформация эволюционного подхода к динамике культуры: от классического к постнеклассическому [стр. 51-56]
Шушляева Оксана Николаевна, старший преподаватель, Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово
подробнееЦитировать: Шушляева О.Н. Трансформация эволюционного подхода к динамике культуры: от классического к постнеклассическому // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 51-56. EDN: JWEPXN. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.8
Цель исследования – проанализировать трансформацию эволюционного подхода к динамике культуры. В статье описываются теоретические основы, изложенные в работах представителей классического эволюционизма, включая идею о единстве путей исторической динамики культуры и линейной модели развития. Рассматриваются альтернативные подходы, такие как антиэволюционизм и современные теории, такие как социальная синергетика, мир-системный подход, постмодернистская концепция ризомы. Анализируются основные идеи каждого подхода, их влияние на развитие теорий о культуре. Завершающая часть статьи посвящена современным исследованиям, проводится анализ магистральных работ представителей постнеклассического эволюционизма. При подведении итогов трансформации подходов к динамике культуры определены основные принципы, проблемы и перспективы в исследовании культурной динамики.
ключевые слова: динамика; концепция; культура; подход; развитие; теория; эволюция.
Transformation of the evolutionary approach to cultural dynamics: from classical to postnonclassical
Shushlyaeva Oksana Nikolaevna, Senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo
The purpose of the research is to analyse the transformation of the evolutionary approach to the cultural dynamics. The article describes the theoretical foundations outlined in the works of representatives of classical evolutionism, including the idea of the unity of the ways of historical cultural dynamics and the linear model of development. The article considers alternative approaches such as anti-evolutionism and modern theories such as social synergetics, the world-system approach, and the postmodern concept of rhizome. The article analyses the main ideas of each approach and its influence on the development of culture theories. In the final part of the article the main works of the representatives of postnonclassical evolutionism are analysed. As a result, the transformation of approaches to cultural dynamics is summarised, the main principles, problems and prospects in the study of cultural dynamics are defined.
keywords: dynamics; concept; culture; approach; development; theory; evolution.
Искусствоведение
-
Современная джазовая звукорежиссура в призме исследовательских методов sound studies [стр. 57-63]
Волченко Владимир Васильевич, доцент кафедры Кино, телевидения и звукорежиссуры, Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар
подробнееЦитировать: Волченко В.В. Современная джазовая звукорежиссура в призме исследовательских методов sound studies // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 57-63. EDN: KDFGBY. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.9
В исследовании рассматриваются проблемы современной звукорежиссуры, ориентированной на акустический джаз. В качестве актуальной исследовательской практики автор избирает активно формирующуюся в последние годы область исследований, получивших название "звуковые штудии" (sound studies). Научная логика статьи выстроена не на инженерных и технических принципах обеспечения звукозаписи, а на художественных и эстетических процессах, происходящих на этапе её создания и дальнейшего восприятия слушателем. Базовым компонентом выступает суждение, согласно которому современные проекты в области джазовой музыки всё больше опосредуются творческим контролем со стороны звукорежиссёра и продюсеров. В классической звукозаписи джаза середины XX в. слушателю демонстрировались работы с незначительным количеством обработки. Фактор звуковой репрезентации не имел большого значения. Слушатель всегда оценивал исходные данные музыкального исполнения, в то время как процесс звукозаписи был подчинён прагматическому значению, связанному с документированием акта музыкального исполнения. В современной звукозаписи аудитории предъявляется принципиально иной стандарт звучания, в котором звуковая репрезентация, красота преподнесения тембров и звуковых микропланов не просто выходит на первый план, но в отдельных случаях начинает претендовать на автономный художественный статус. В качестве примера автор рассматривает записи Я. Гарбарека, коллектива Hilliard Ensemble и септета Д. Бро. Работы, сделанные с применением актуальных методов звукорежиссерской фиксации материала, демонстрируют виртуозную работу с реверберацией, гомогенизирующей переходные участки композиций компрессией и психоакустической обработкой. Размышляя в междисциплинарном ракурсе, автор приходит к мысли, согласно которой изъятие всех перечисленных украшений в области звука из современных записей неизменно приведёт к утрате последними немалой части художественной содержательности. Таким образом, формируется возможность критической рефлексии современной акустической музыки, ключевым элементом которой выступает рассмотрение красочных звукорежиссерских техник как элемента, определяющего всё их дальнейшее художественное значение. Особенно нарочито эти тенденции заметны на записи гитариста Д. Бро, опирающейся на сформированный в студии звукорежиссерский каркас.
ключевые слова: эстетическая критика джаза, звукорежиссура; звукорежиссура джазовой музыки; эстетика звука; реверберация; психоакустика; джазовые лейблы; европейский джаз.
Modern jazz sound engineering in the prism of sound studios research methods
Volchenko Vladimir Vasilyevich, Associate Professor, Department of Film, Television and Sound Engineering, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar
The study examines the problems of modern acoustic jazz-oriented sound engineering. As an actual research practice, the author chooses an area of research that has been actively developing in recent years, called "sound studies". The scientific logic of the article is based not on the engineering and technical principles of sound recording, but on the artistic and aesthetic processes occurring at the stage of its creation and further perception by the listener. The basic component is the judgment according to which modern projects in the field of jazz music are increasingly mediated by creative control on the part of the sound engineer and producers. In the classical jazz recording of the mid-20th century, the listener was shown works with a small amount of processing. The factor of sound representation did not matter much. The listener always evaluated the initial data of the musical performance, while the recording process was subordinated to the pragmatic meaning associated with documenting the act of musical performance. In modern sound recording, the audience is presented with a fundamentally different standard of sound, in which sound representation, the beauty of presenting timbres and sound microplanes not only comes to the fore, but in some cases begins to claim an autonomous artistic status. As an example, the author considers recordings by J. Garbarek, the Hilliard Ensemble and the D. Bro septet. The works made using current methods of sound engineering fixation of the material demonstrate virtuoso work with reverberation, homogenizing the transitional sections of compositions by compression and psychoacoustic processing. Reflecting from an interdisciplinary perspective, the author comes to the conclusion that the removal of all these decorations in the field of sound from modern recordings will invariably lead to the loss of a considerable part of the artistic content by the latter. Thus, the possibility of critical reflection of modern acoustic music is formed, the key element of which is the consideration of colorful sound engineering techniques as an element determining all their further artistic significance. These trends are especially noticeable on the recording of guitarist D. Bro, based on the sound engineering framework formed in the studio.
keywords: aesthetic criticism of jazz, sound engineering; sound engineering of jazz music; aesthetics of sound; reverberation; psychoacoustics; jazz labels; European jazz.
-
Исследование механизмов управления исполнительской моторикой музыкантов-ударников [стр. 64-76]
Лукьянов Дмитрий Михайлович, профессор, Заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой ударных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных, Москва
подробнееЦитировать: Лукьянов Д.М. Исследование механизмов управления исполнительской моторикой музыкантов-ударников // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 64-76. EDN: LUZQUG. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.10
Исследование механизмов управления исполнительской моторикой у музыкантов исполнителей на ударных инструментах имеет важное значение, с физиологической точки зрения. Эффективность техники игры зависит не только от отдельных элементов исполнения, но и от интеграции этих элементов в единую систему органических реакций организма. Подход, основанный на понимании исполнительской моторики как сложной системной функции человека, объединяющей психоэмоциональные и двигательные компоненты, является ключевым в нашем исследовании. Этот подход подчеркивает необходимость глубокого анализа всего многообразия процессов, происходящих в человеческом организме, от высших психических актов до основных двигательных функций. При этом важным методологическим инструментом стала физиологическая кибернетика, позволяющая рассматривать исполнительскую моторику в контексте целостной системы. Такой подход дает возможность абстрагироваться от сложности внутреннего устройства системы и сосредоточиться на выявлении ее общих закономерностей и функциональных особенностей.
ключевые слова: механизм управления; исполнительская моторика; музыкант; ударник; физиологическая кибернетика; двигательная функция; психоэмоциональные компоненты; двигательные компоненты.
Study of mechanisms for controlling the performing motor skills of drummers
Lukyanov Dmitry Mikhailovich, Professor, Honored Artist of the Russian Federation, Department of Percussion Instruments, Russian Academy of Music named after Gnessins, Moscow
The study of the mechanisms of control of performing motor skills in musicians performing percussion instruments is important from a physiological point of view. The effectiveness of a playing technique depends not only on individual elements of performance, but also on the integration of these elements into a unified system of organic reactions of the body. An approach based on the understanding of executive motor skills as a complex systemic human function that combines psycho-emotional and motor components is key in our research. This approach emphasizes the need for a deep analysis of the entire variety of processes occurring in the human body, from higher mental acts to basic motor functions. At the same time, physiological cybernetics has become an important methodological tool, allowing us to consider executive motor skills in the context of an integral system. This approach makes it possible to abstract from the complexity of the internal structure of the system and focus on identifying its general patterns and functional features.
keywords: control mechanism; executive motor skills; musician; drummer; physiological cybernetics; motor function; psycho-emotional components; motor components.
-
Аспекты использования транскрипций в обучении джазовой импровизации на фортепиано [стр. 77-84]
Тимофеев Всеволод Константинович, доцент; Шак Фёдор Михайлович, доктор искусствоведения, доцент ; Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва
подробнееЦитировать: Тимофеев В.К., Шак Ф.М. Аспекты использования транскрипций в обучении джазовой импровизации на фортепиано // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 77-84. EDN: MPJWXR. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.11
Цель исследования – проанализировать особенности формирования и проблемные аспекты создания транскрипций в области джазовой музыки. Выделяется круг проблем, формирующихся на этапе подготовки транскрибированных соло известных джазовых музыкантов. Путём приведённых примеров указывается на возникновение неточностей и крупных помарок, обуславливавшихся отсутствием исполнительского опыта у транскриптора. Выделяется проблемная точка зрения, согласно которой важна практическая приобщенность автора транскрипций к реальному исполнительскому опыту, владению общим лексиконом джазового искусства и правилами построения импровизации. Отдельный методический блок связан с совершенствованием процесса подготовки качественных транскрипций и развитием технологической базы средств для воспроизведения аудиоматериала. Современная цифровизация, привнесшая продвинутые технологии по работе с записями, способна предложить транскриптору развитый инструментарий средств для анализа материала. Среди них современные компьютерные программы для работы со звуком. Данный инструментарий работает на снижение общих неточностей, возникающих при слуховом анализе импровизации. Анализ проблем применения транскрипций поможет дифференцировать процесс обучения на две составляющие: изучение нотного материала и занятия импровизацией. Данный подход формирует более корректное понимание феномена транскрипций у обучающегося. Благодаря ему транскрипции начинают восприниматься в качестве демонстрации одного из многих вариантов спонтанной импровизации исполнителя. В дальнейшем данная практика поможет обучающемуся, изучив музыкальный язык конкретного мастера, оставаться открытым к созданию собственной импровизации.
ключевые слова: джазовая импровизация; джазовая педагогика; джазовое обучение; методика преподавания импровизации; транскрипции джазовые; фортепиано в джазе.
Aspects of the use of transcriptions in teaching jazz improvisation on the piano
Timofeev Vsevolod Konstantinovich, Associate Professor; Shak Fedor Mikhailovich, DSc of Art History, Associate Professor; Gnessin Academy of Music, Moscow
The purpose of the study is to analyze the features of the formation and problematic aspects of the creation of transcriptions in the field of jazz music. A range of problems that are emerging at the stage of preparing transcribed solos by famous jazz musicians are highlighted. The examples given indicate the occurrence of inaccuracies and large blots caused by the lack of performance experience of the transcriber. A problematic point of view is highlighted, according to which the practical involvement of the author of transcriptions in real performing experience, knowledge of the general vocabulary of jazz art and the rule of improvisation is important. A separate methodological block is associated with the improvement of the process of preparing high-quality transcriptions and the development of a technological base of means for reproducing audio material. Modern digitalization, which has introduced advanced recording technologies, is able to offer the transcriber a developed toolkit of tools for analyzing the material. Among them are modern computer programs for working with sound. These tools work to reduce the general inaccuracies that occur during the auditory analysis of improvisation. An analysis of the problems of using transcriptions will help to differentiate the learning process into two components: the study of musical notation and improvisation classes. This approach forms a more correct understanding of the phenomenon of transcriptions in the student. Thanks to him, transcriptions begin to be perceived as a demonstration of one of the many variants of spontaneous improvisation by the performer. In the future, this practice will help the student, having studied the musical language of a particular master, to remain open to creating his own improvisation.
keywords: Jazz improvisation; jazz pedagogy; jazz education; methods of teaching improvisation; jazz transcriptions; piano in jazz music.
-
Эволюция китайской живописи в контексте реформ и открытости [стр. 85-90]
Ван Сюань, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург
подробнееЦитировать: Ван Сюань. Эволюция китайской живописи в контексте реформ и открытости // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 85-90. EDN: MSKLXD. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.12
В статье рассматривается эволюция китайского изобразительного искусства до и после периода реформ и открытости в XX столетии. Исследование раскрывает проблематику влияния различных, в первую очередь, социокультурных и политических изменений в развитии современного искусства в Китае. Анализируется влияние глобализации (особенно вестернизации) на китайских художников, а также изменения в художественной практике и восприятии искусства в контексте современного мирового искусствоведения. В основе исследования лежит анализ различных периодов и форм влияния западной культуры и живописи на современное китайское искусство и культуру. Работа предлагает новый взгляд на развитие китайского изобразительного искусства в контексте глобальных тенденций и культурных трансформаций.
ключевые слова: искусство Нового Китая; реформы и открытость; китайская живопись; западное влияние; трансформация искусства.
The evolution of Chinese painting in the context of reform and openess
Wang Xuan, Postgraduate student, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg
The article explores the evolution of Chinese visual art before and after the period of reform and opening up in the 20th century. The study reveals the influence of various, primarily sociocultural and political changes in the development of contemporary art in China. The impact of globalization, particularly Westernization, on Chinese artists is analyzed, along with changes in artistic practice and the perception of art within the context of contemporary global art discourse. The research is based on an analysis of different periods and forms of Western cultural and artistic influence on contemporary Chinese art and culture. The study offers a fresh perspective on the development of Chinese visual art within the framework of global trends and cultural transformations.
keywords: New China art; reforms and opening up; Chinese painting; Western influence; art transformation.
-
"Практическая перспектива" Карла Рабуса и развитие перспективного жанра в Московском училище живописи и ваяния в середине XIX века [стр. 91-105]
Суровяткина Елена Александровна, аспирант, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва
подробнееЦитировать: Суровяткина Е.А. "Практическая перспектива" Карла Рабуса и развитие перспективного жанра в Московском училище живописи и ваяния в середине XIX века // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 91-105. EDN: NAGHSG. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.13
Статья посвящена неизвестному до настоящего времени историческому документу – учебному пособию "Практическая перспектива", составленному академиком пейзажной живописи, преподавателем Московского училища живописи и ваяния, Карлом Ивановичем Рабусом в 1848 году. Прослеживается история местонахождения учебного курса, долгое время не привлекавшего внимания исследователей, рассматривается структура и специфика пособия. Отдельное внимание уделяется творчеству учеников-перспективистов Рабуса, чьи произведения дошли до наших дней. Изучение курса перспективы Рабуса позволит расширить представление о педагогической системе Рабуса и открыть новые сведения о методической подготовке живописцев-перспективистов середины XIX века.
ключевые слова: Карл Рабус; московская школа пейзажа; МУЖВ; Московское училище живописи и ваяния; учебное пособие; перспективная живопись; перспектива.
Karl Rabus's 'Practical Perspective' and the development of a perspective genre at the Moscow School of Painting and Sculpture in the middle of the XIX century
Surovyatkina Elena Aleksandrovna, Postgraduate student, Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov, Moscow
The article is devoted to an unknown historical document - the textbook 'Practical Perspective', compiled by academician of landscape painting, teacher of the Moscow School of Painting and Sculpture, Karl Rabus in 1848. The history of the location of the training course, which has not attracted the attention of researchers for a long time, is traced, the structure and specifics of the manual are considered. Special attention is paid to the work of the perspectivist students of Rabus, whose works have survived to the present day. Studying the course of the perspective of Rabus will expand the understanding of the pedagogical system of Rebus and open up new information about the methodological training of perspective painters of the middle of the XIX century.
keywords: Karl Rabus; Moscow School of landscape; MUZHVZ; Moscow School of Painting and Sculpture; textbook; perspective painting; perspective.
-
Обстановка квартиры начальницы Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института Е.Н. Шостак [стр. 106-115]
Хоустек Валерия Владимировна, соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
подробнееЦитировать: Хоустек В.В. Обстановка квартиры начальницы Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института Е. Н. Шостак // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 106-115. EDN: OBTILZ. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.14
Статья посвящена описанию проекта перепланировки первого этажа главного корпуса Николаевского сиротского института в 1863 году. Ключевое значение в перепланировке занимают устройство и обстановка квартиры начальницы Е.Н. Шостак. Впервые публикуются архивные материалы, позволяющие уточнить историю реорганизации части внутреннего пространства института как специального учебно-воспитательного заведения. Изучение архитектурных чертежей, их описаний, смет капитального ремонта и закупки мебели, а также рисунка-эскиза ширмы позволяют представить обстановку квартир и обогатить знания о жизнеустройстве в стенах института. Целью исследования является описание облика квартиры начальницы как примера уникального интерьера, совмещающего представительскую и жилую функции. Ширма была частью обстановки квартиры начальницы. Благодаря сохранившемуся рисунку створки упомянутой ширмы удалось составить иконографический ряд аналогичных ширм первой половины XIX века, изображенных на акварелях, исторических фотографиях, и предметов, хранящихся в музейных коллекциях. В результате проведенного сравнительного анализа ширм создана визуализация ширмы в двух вариантах, рассчитаны их основные габариты в метрический системе. Выдвинуто предположение о технике художественной отделки мебели в квартире начальницы; установлены магазины, с которыми сотрудничал институт в процессе закупки мебели. Результаты исследования могут быть использованы в подготовке экскурсий по университету, а также в информационных и исторических изданиях.
ключевые слова: Николаевский сиротский институт; Герценовский университет; интерьер; обстановка квартиры; мебель XIX века; ширма.
Furnishing in the headmistress' apartment, E. N. Shostak, at the St. Petersburg Nikolaev Orphan Institute
Houstek Valeriia Vladimirovna, applicant, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg
The article studies a spatial reallocation project on the first floor at the main building of the Nikolaev Orphan Institute in 1863. The plans and furnishings in the headmistress' apartment, E. N. Shostak, have been scrutinised in order to understand the historical development of the institution. Мuch emphasis has been given to the appearance of the headmistress' apartment as to examplify the requirements interior that combined representative and residential functions. Thanks to new research activities from relevant archives many aspects of this process could be documented. They include architectural drawings with their descriptions, financial estimates for major repairs, purchase of furniture, as well as a sketch for a separation screen. The results offer a visual representation of the rooms and their furnishing. They also help to expand the knowledge about social requirements of such projects. An important piece of furniture in the headmistress' apartment was the screen. It was possible to compile an iconographic series of similar screens from the first half of the 19th century, depicted in watercolors, historical photographs, and objects stored in museum collections. The comparative analysis carried out preceded the creation of a visualization of the screen in two versions; their main dimensions were calculated in the metric system. An assumption has been made about the furniture design in the headmistress' apartment. The stores with which the institute collaborated in the process of purchasing furniture were identified. The results obtained can be used in preparing excursions around the university, as well as information and historical publications.
keywords: Nikolaev Orphan Institute; Herzen University; interior; apartment furnishings; 19th century furniture; screen.
-
Династия Верне: невидимые нити на полотне русской журнальной иллюстрации [стр. 116-122]
Щербакова Анна Эдуардовна, ведущий библиограф сектора сводных каталогов отдела обработки и каталогов, Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
подробнееЦитировать: Щербакова А.Э. Династия Верне: невидимые нити на полотне русской журнальной иллюстрации // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 116-122. EDN: OCUQRG. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.15
Статья посвящена раскрытию одного из неизвестных эпизодов в истории русской журнальной иллюстрации первой трети XIX века – художественным связям со знаменитой творческой семьей Верне. Династия французских живописцев оставила свой невидимый след в отечественной периодике, визуальное содержание которой на сегодняшний день практически не освещено исследователями. Тем не менее, журналистика пушкинской поры оставила богатое наследие произведений печатной графики. Его художественная, культурная и историко-документальная ценность актуализирует необходимость более глубокого изучения данной области искусства. В ходе исследования устанавливается ряд первоисточников, из которых репродуцировались иллюстрации для отечественных изданий. Выявляются работы художников Верне, помещенные в русской литературной, модной и хозяйственной прессе. Анализируется трансформация стандартов женской красоты под влиянием их творчества. Приводятся оценки современников на произведения авторов.
ключевые слова: Карл Верне; Орас Верне; Луиза Пужоль; русская журнальная иллюстрация; модная иллюстрация; сюжетная иллюстрация; альманах "Мнемозина".
Vernet's dynasty: invisible threads on the canvas of Russian magazine illustration
Shcherbakova Anna Eduardovna, leading bibliographer of the Union Catalogs sector of the Processing and Catalogs Department, National Library of Russia, Saint-Petersburg
The article is devoted to the disclosure of one of the unknown episodes in the history of Russian magazine illustration of the first third of the 19th century - artistic contacts with the famous creative Vernet family. The dynasty of French painters left its invisible mark in Russian periodicals, the visual content of which is practically not covered by researchers today. Nevertheless, the journalism of Pushkin's time left a rich legacy of printed graphics. Its artistic, cultural and historical-documentary value actualizes the need for a more in-depth study of this area of art. In the course of this research, a number of primary sources were established from which illustrations were reproduced for domestic publications. The works of Vernets' artists published in the Russian literary, fashion and economic press are identified. The transformation of female beauty standards under the influence of their creativity is analyzed. Contemporaries' assessments of the authors' works are given.
keywords: Carl Vernet; Horace Vernet; Louise Pujol; Russian magazine illustration; fashion illustration; story illustration; almanac "Mnemosyne".
-
Форма коммуникации бренда с потребителем: особенности дизайна упаковки современного крафтового пива [стр. 123-130]
Самойленко Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, Институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского ; Шакирова Дарья Алексеевна, магистрант, Институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского; Московский политехнический университет, Москва
подробнееЦитировать: Самойленко И.С., Шакирова Д.А. Форма коммуникации бренда с потребителем: особенности дизайна упаковки современного крафтового пива // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 123-130. EDN: QWFDDH. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.16
В статье исследуются особенности современного дизайна упаковки крафтового пива на российском рынке розничной торговли, а также влияние дизайна упаковки товаров на формирование предпочтений в связи с тенденцией увеличения спроса потребителей и рыночных предложений на крафтовую алкогольную продукцию. Анализ основных функций упаковки, методов, форм и характеристик, определяющих качественный дизайн упакованной продукции, позволяет актуализировать проблематику, связанную с восприятием потребительского товара через упаковку как форму коммуникации бренда с потребителем. В результате, это позволяет сделать выводы относительно трансформации визуальных образов в данной области и прогнозов дальнейшего развития.
ключевые слова: дизайн упаковки; крафтовое пиво; рынок розничной торговли.
Form of brand communication with the consumer: packaging design features of modern craft beer
Samoilenko Irina Sergeevna, PhD of Economics, Associate Professor, Institute of Graphics and Book Art named after V.A. Favorsky; Shakirova Daria Alekseevna, Undergraduate student, Institute of Graphics and Book Art named after V.A. Favorsky; Moscow Polytechnic University, Moscow
The article examines the features of modern packaging design for craft beer in the Russian retail market, as well as the influence of product packaging design on the formation of preferences due to the trend of increasing consumer demand and market offers for craft alcoholic products. Analysis of the main functions of packaging, methods, forms and characteristics that determine the quality design of packaged products allows us to update issues related to the perception of a consumer product through packaging as a form of communication between the brand and the consumer. As a result, this allows us to draw conclusions regarding the transformation of visual images in this area and forecasts for further development.
keywords: рackaging design; craft beer; retail market.
Социология
-
Институциализация духовно-нравственного просвещения [стр. 131-138]
Батурина Оксана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, Уфимский университет науки и технологий (филиал); заместитель директора, АНО Духовно-просветительский центр "Духовное благолепие", Бирск, Республика Башкортостан; Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург SPIN-код: 6969-7610
подробнееЦитировать: Батурина О.С. Институциализация духовно-нравственного просвещения // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 131-138. EDN: SKVVHE. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.17
В статье обсуждается необходимость активизации процесса формирования духовно ориентированного института как средства снижения возникшей угрозы уникальному духовному наследию России и формирования духовного единства российского общества. В центре внимания статьи – проблема институциализации (институционализации) духовно-нравственного просвещения в современном российском обществе. Автор статьи считает, что духовно-нравственное просвещение способствует гармоничному слиянию духовных ценностей, верований и идеалов различных культур и может стать центральным элементом национального проекта "воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Институциализация духовно-нравственного просвещения направлена на создание системы эффективного распространения духовно-нравственных знаний и формирования нравственного сознания у людей. Исследование, сфокусированное на проблеме культурной материализации духовно-нравственных ценностей и её влияния на формирование культурной идентичности российского общества, выявляет роль духовно-нравственного просвещения в общественной жизни и влияние на различные сферы нашего существования.
* Работа выполнена по итогам реализации проекта "Центр компетенций "Мы просвещаем": комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения" при содействии Фонда Президентских грантов по развитию гражданского общества.
ключевые слова: духовное единство; духовно ориентированный институт; духовно-нравственное просвещение; институциализация; культурна материализация.
Institutionalization of spiritual and moral education
Baturina Oksana Sergeevna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor; Ufa University of Science and Technology (branch), Deputy General Director, Autonomous non-profit organization Spiritual and educational center "Spiritual beauty", Birsk; Russian State Vocational and Pedagogical University, Ekaterinburg
The article discusses the need to intensify the process of formation of spiritually oriented institution as a means of reducing the emerging threat to the unique spiritual heritage of Russia and the formation of spiritual unity of Russian society. The article focuses on the problem of institutionalization of spiritual and moral enlightenment in modern Russian society. The author of the article believes that spiritual and moral enlightenment contributes to the harmonious fusion of spiritual values, beliefs and ideals of different cultures and can become a central element of the national project "education of a harmoniously developed and socially responsible personality on the basis of traditional Russian spiritual and moral values". The institutionalization of spiritual and moral enlightenment is aimed at creating a system of effective dissemination of spiritual and moral knowledge and formation of moral consciousness among people. The study revealed the roles of spiritual and moral education in public life and its impact on various spheres of our existence. The author studied the problem of cultural materialization of spiritual and moral values and its impact on the formation of cultural identity of Russian society.
* The work was carried out as a result of the implementation of the project "Competence Center "We Enlighten": comprehensive support and development of spiritual and moral education" with the assistance of the Presidential Grants Fund for the Development of Civil Society.
keywords: spiritual unity; spiritually oriented institution; spiritual and moral enlightenment; institutionalization; cultural materialization.
-
Экспертно-аналитические организации как политические акторы в современном российском обществе [стр. 139-144]
Гаврильченко Валерия Евгеньевна, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
подробнееЦитировать: Гаврильченко В.Е. Экспертно-аналитические организации как политические акторы в современном российском обществе // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 139-144. EDN: THIJEO. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.18
В статье представлено авторское видение феномена экспертно-аналитических организаций в современном российском обществе. Рассматриваются предпосылки развития и этапы возникновения экспертных и аналитических центров, проведен сравнительный анализ, в результате которого выявлены отличительные черты отечественных экспертно-аналитических организаций от зарубежных. Научная новизна состоит в проведении уточнения роли экспертно-аналитических центров в политической системе современного российского общества.
ключевые слова: экспертно-аналитические организации; органы власти; институционализация; российское общество; политические структуры; политические процессы; система управления.
Expert and analytical organizations as political actors in modern Russian society
Gavrilchenko Valeria Evgenievna, Postgraduate student, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The article presents the author's vision of the phenomenon of expert and analytical organizations in modern Russian society. The prerequisites for the development and stages of the emergence of expert and analytical centers are considered, a comparative analysis is carried out, as a result of which the distinctive features of domestic expert and analytical organizations from foreign ones are identified. The scientific novelty lies in clarifying the role of expert analytical centers in the political system of modern Russian society.
keywords: expert and analytical organizations; authorities; institutionalization; Russian society; political structures; political processes; management system.
-
Ценностно-смысловые трансформации образовательного процесса в условиях взаимодействия различных организационных культур [стр. 145-152]
Костина Ирина Борисовна, кандидат философских наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж
подробнееЦитировать: Костина И.Б. Ценностно-смысловые трансформации образовательного процесса в условиях взаимодействия различных организационных культур // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 145-152. EDN: TUDWRV. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.19
В статье представлен обзор нескольких типологий организационных культур, имеющих место в образовательном пространстве вуза. Предметом рассмотрения выступают ценностные ориентации студенческой молодежи, которые в традиционном российском образовании были неразрывно связаны с идеалами и нормами научного знания. В настоящее время студенческая аудитория активно интересуется прагматическими критериями оценки знаний и возможностями максимально эффективного выполнения нормативов конкретной дисциплины. Цель исследования состоит в поиске наиболее адекватной для вуза модели организационной культуры из числа известных научному сообществу и доказавших свою практическую эффективность моделей организационных культур. Научная новизна заключается в особой оптике рассмотрения социальных процессов в образовательном пространстве вуза, когда жесткая конфронтация новаторов и ритуалистов вынуждает оставшиеся три типа личности – конформиста, мятежника и изолированный тип - исполнять не свойственные им социальные роли. Работа выполнена на основе культурно-исторического подхода к анализу социальной реальности с привлечением аппарата социологии культуры. На основании разработок Г. Хофстеде, К. Кэмерона, Р. Куинна, Э. Шейна и др. автор описывает конкретные модели организационных культур и приходит к выводу о том, что организационная культура вуза может быть представлена моделью иерархической культуры, по классификации К. Кэмерона и Р. Куинна, а также моделью культуры процесса в терминологии Ч. Хэнди.
ключевые слова: образовательный процесс; организационная культура; контекст; качество знаний; социальные изменения; отношение к труду; ценностно-смысловые ориентации.
Value-sense transformations of the educational process in conditions of interaction of different organizational cultures
Kostina Irina Borisovna, PhD of Philosophical scnences, Associate Professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
This article provides an overview of several typologies of organizational cultures taking place in the educational space of the university. The subject of consideration are the value orientations of student youth. The purpose of the study is to find the most appropriate model of organizational culture for a university from among those known to the scientific community and models of organizational cultures that have proven their practical effectiveness. The scientific novelty lies in the special optics of considering social processes in the educational space of a university, when a harsh confrontation between innovators and ritualists forces the remaining three types of personality – a conformist, a rebel and an isolated type – to perform social roles that are not typical for them. The work was carried out on the basis of a cultural and historical approach with the involvement of the apparatus of sociology of culture. Based on the developments of G. Hofstede, K. Cameron, R. Quinn, E. Shane and others, the author describes specific models of organizational cultures and concludes the organizational culture of the university can be represented by a model of hierarchical culture, according to the classification of K. Cameron and R. Quinn, as well as a model of the culture of the process in the terminology of Ch. Handy.
keywords: educational process; organizational culture; context; quality of knowledge; social changes; attitude to work; value-sense orientations.
-
Роль социального проектирования в социализации молодежи [стр. 153-157]
Новиков Никита Владиславович, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
подробнееЦитировать: Новиков Н.В. Роль социального проектирования в социализации молодежи // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 153-157. EDN: UAQTPN. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.20
Изучение роли социального проектирования в социализации молодежи направлено на формирование самостоятельной и креативной молодежи, что является стратегическим приоритетом молодежной политики Российской Федерации. Статья рассматривает роль социального проектирования и показывает особенности центров работы, предоставляющих ресурсы для проектной деятельности. Деятельность молодежных центров города Ставрополя, осуществляющих управление социально-проектной работой молодежи, рассматривается на основе информации, полученной с сайтов администрации города. Научная новизна исследования заключается в применении контекстуального подхода и инновационных методов социального проектирования, применяемых в учреждениях молодежной политики города Ставрополя, для анализа процесса социализации молодежи. В результате проведены субъектно-деятельностный и субъект-субъектные анализы деятельности молодежных центров как агентов социализации и представлено влияние социального проектирования на формирование компетенций у молодежи. Материалы исследования также могут послужить основой для дальнейшего развития исследований роли социального проектирования в социализации молодежи, в том числе для проведения прикладных исследований в этой области.
ключевые слова: социализация; молодежь; молодежные центры; агенты социализации; проектная деятельность; социальное проектирование; механизмы социализации.
The role of social design in the socialisation of young people
Novikov Nikita Vladislavovich, Postgraduate student, North Caucasus Federal University, Stavropol
Studying the role of social planning in youth socialization aims at fostering independent and creative young people, which is a strategic priority of the Russian Federation's youth policy. The article explores the specifics of social planning and argues for the significant role of youth centers as primary agents of socialization, providing resources for project activities. The activities of youth centers in the city of Stavropol, which oversee the social project work of young people, are described based on information obtained from the city administration's websites. The scientific novelty of the research lies in applying a contextual approach and innovative methods of social planning used in youth policy institutions in Stavropol to analyze the process of youth socialization. The findings can serve as a basis for further development of research on the role of social planning in youth socialization, as well as for conducting applied research in this field.
keywords: socialisation; youth; youth centres; agents of socialisation; project activities; social design; mechanisms of socialisation.
-
Социальные структуры и производство идеологии [стр. 158-164]
Трунов Анатолий Анатольевич, кандидат философских наук, доцент, ORCID: 0000-0001-5669-8514, SPIN-код: 4599-7164; Лесных Виталий Олегович, аспирант; Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород
подробнееЦитировать: Трунов А.А., Лесных В.О. Социальные структуры и производство идеологии // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 158-164. EDN: WKWOSB. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.21
Научное осмысление специфики функционирования идеологии является актуальной в современных условиях темой. Цель исследования – выявить влияние социальных структур на производство идеологии. Методологической основой данной работы выступают морфологический, структурный, дискурсивный и герменевтический подходы. Научная новизна заключается в том, что с социологических позиций были реконструированы структурная и дискурсивная концепции производства идеологии. В результате была выявлена историческая и логическая взаимосвязь между социальными структурами и производством идеологии в обществах домодерного и модерного типов.
ключевые слова: идеология; производство; социальные структуры; дискурс; К. Маркс; Ф. Энгельс; М. Штирнер; Д. Лукач; А. Грамши; Л. Альтюссер; Д. Висман.
Social structures and the production of ideology
Trunov Anatoly Anatolyevich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor; Lesnykh Vitaliy Olegovich, Postgraduate student; Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod
Scientific comprehension of the specifics of ideology functioning is a relevant topic in modern conditions. The purpose of the study is to identify the influence of social structures on the production of ideology. The morphological, structural, discursive and hermeneutic approaches serve as the methodological basis of this paper. The scientific novelty is that the structural and discursive concepts of ideology production have been reconstructed from sociological perspectives. As a result, the historical and logical relationship between social structures and the production of ideology in pre-modern and modern societies was revealed.
keywords: ideology; production; social structures; discourse; K. Marx; F. Engels; M. Stirner; D. Lukacs; A. Gramsci; L. Althusser; J. D. Wisman.
-
Российский дискурс в Интернет-пространстве Испании, Турции, Сирии: анализ динамических изменений до начала Специальной военной операции на Украине [стр. 165-172]
Ярмак Ольга Валерьевна, доктор социологических наук, доцент; Косов Геннадий Владимирович, доктор политических наук, профессор; Маранчак Анастасия Геннадьевна, ассистент; Савина Зоя Сергеевна, ассистент; Севастопольский государственный университет, Севастополь
подробнееЦитировать: Ярмак О.В., Косов Г.В., Маранчак А.Г., Савина З.С. Российский дискурс в Интернет-пространстве Испании, Турции, Сирии: анализ динамических изменений до начала Специальной военной операции на Украине // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 165-172. EDN: XAZEXL. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.22
Необходимость обращения к проблеме обусловлена не только динамичным развитием современных геополитических процессов, но и актуальностью макрорегионализации посредством формирования больших региональных пространств. Активную позицию в данных процессах занимает Россия, влияя на развитие макрорегионального пространства Большого Средиземноморья в геополитическом, военном, дипломатическом, экономическом, культурном, информационном и медийном аспектах. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей информационного дискурса о России в медиапространстве стран Средиземноморского региона. Объектом анализа выступили медиа- и Интернет-ресурсы стран региона Большого Средиземноморья, а предметом - особенности дискурса о России в медиасфере стран изучаемого большого пространства. Полученные эмпирические результаты исследования, основанные на медиааналитическом анализе отдельных лингвистических зон и страновых территорий Большого Средиземноморья – Испании, Турции, Сирии – позволили осуществить сегментирование Интернет-пространства региона в зависимости от уровня и степени взаимодействия стран с Россией, от возможности дальнейшего геополитического моделирования динамических изменений в нем. Выявленная специфика дискурса иноязычных (на испанском и английском языках) информационных потоков Испании, Турции и Сирии в зависимости от особенностей взаимодействия этих стран с РФ позволила определить тематические категории и осуществить дальнейшую работу по социально-медийной аналитике социальных медиа этих стран с получением инфраструктуры информационного пространства Интернет-сегмента и сегмента социальных медиа.
ключевые слова: социальные медиа; большие данные; цифровые следы; большие пространства; цифровое регионоведение; Большое Средиземноморье; Испания; Турция; Сирия.
Russian discourse in the Internet space of Spain, Turkey, Syria: analysis of dynamic changes before the start of a special military operation in Ukraine
Yarmak Olga Valerievna, DSc of Social sciences, Associate Professor; Kosov Gennady Vladimirovich, DSc of Political sciences, Professor; Maranchak Anastasia Gennadievna, Assistant; Savina Zoya Sergeevna, Assistant; Sevastopol State University, Sevastopol
keywords: social media; big data; digital footprints; large spaces; digital regional studies; Greater Mediterranean; Spain; Turkey; Syria.
Политология
-
Гражданский аспект патриотического воспитания молодежи: актуальные тренды и опыт вузов [стр. 173-178]
Семенов Олег Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент SPIN-код: 1852-2320; Аносов Александр Витальевич, кандидат географических наук, доцент; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
подробнееЦитировать: Семенов О.Ю., Аносов А.В. Гражданский аспект патриотического воспитания молодежи: актуальные тренды и опыт вузов // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 173-178. EDN: XHBFCC. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.23
Цель исследования – представить гражданскую составляющую патриотического воспитания молодежи сегодня как одну из ключевых составляющих в формировании здорового политического дискурса, развитии ответственности, толерантности, активного участия молодежи в общественной жизни и укреплении общественной стабильности современной России в целом. Научная новизна исследования детерминирована классификацией, связанных с гражданско-патриотическим и духовно-нравственным воспитанием молодежи трендов на основе исследования ценностных ориентаций молодежи, авторскими рекомендациями включения межпоколенческих программ и менторства в образовательно-воспитательный процесс. Основные выводы исследования представлены тезисами о приоритетности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях при обновлении содержания образования, необходимости формирования ценностно-патриотических установок студентов в рамках системного подхода к патриотическому воспитанию и образованию. Делается вывод о значимости новых подходов в работе с молодежью на примере Международного студенческого форума "Диалог культур", Ассоциации студенческих патриотических клубов "Я горжусь", образовательно-воспитательного модуля "Великая Отечественная война: без срока давности".
ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание молодежи, гражданско-патриотическое воспитание в вузах; Приволжский федеральный округ; гражданская идентичность; форум "Диалог культур".
The civic aspect of patriotic education of youth: current trends and experience of universities
Semenov Oleg Yurievich, PhD of Historical sciences, Associate Professor; Anosov Alexander Vitalievich, PhD of Geographical sciences, Associate Professor; Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod
The purpose of the study is to present the civic component of patriotic education of young people today as one of the key components forming healthy political discourse, developing responsibility, tolerance, active participation of young people in public life and strengthening the social stability of modern Russia as a whole. The scientific novelty of the study is determined by the classification of trends related to civil-patriotic and spiritual-moral education of youth on the basis of the study of young people value orientations, author's recommendations for including intergenerational programmes and mentoring in the educational process. The main conclusions of the study are presented by the theses on the priority of civic-patriotic and moral education in the process of updating education content, the need to form value-patriotic attitudes of students within the framework of a systematic approach to patriotic upbringing and education. The conclusion is made about the importance of new approaches in working with young people on the example of the International Student Forum "Dialogue of Cultures", the Association of Student Patriotic Clubs "I am proud", the educational and educational module "The Great Patriotic War: No Statute of Limitations".
keywords: patriotism; youth patriotic education; civic-patriotic education in universities; Volga Federal District; civic identity; Dialogue of Cultures forum.
-
Коммуникационные стратегии объединений ОПК: сущность, задачи, функции (на примере коммуникационных стратегий Госкорпорации "Ростех" и Концерна "Калашников") [стр. 179-185]
Струговец Виталий Михайлович, кандидат политических наук, профессор Академии военных наук, старший преподаватель, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва; Герейханова Ирина Александровна, кандидат политических наук, доцент, Институт международных отношений, Пятигорский государственный университет, Пятигорск
подробнееЦитировать: Струговец В.М., Герейханова И.А. Коммуникационные стратегии объединений ОПК: сущность, задачи, функции (на примере коммуникационных стратегий Госкорпорации "Ростех" и Концерна "Калашников") // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 179-185. EDN: XQLAJB. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.24
В статье анализируются коммуникационные стратегии крупнейших объединений оборонно-промышленного комплекса России – Государственной корпорации "Российские технологии" ("Ростех") и Концерна "Калашников". В научный оборот вводятся атрибуты, ключевые сообщения, приоритетные треки и каналы коммуникаций рассмотренных программных документов. По итогам анализа определены роли коммуникационных стратегий, основные этапы их создания, реализуемые функции и задачи.
ключевые слова: коммуникационная стратегия; оборонно-промышленный комплекс; бренд; имидж и репутация предприятия; медиакоммуникации.
Communication strategies of defense industry associations: essence, tasks, functions (using the example of communication strategies of Rostec State Corporation and Kalashnikov Concern)
Strugovets Vitaly Mikhailovich, PhD of Political sciences, Professor at the Academy of Military Sciences, Military University named after Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow; Gereikhanova Irina Alexandrovna, PhD of Political sciences, Associate Professor, Institute of International Relations, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk
The article analyzes the communication strategies of the largest associations of the Russian military-industrial complex – the State Corporation Russian Technologies (Rostec) and the Kalashnikov Concern. Attributes, key messages, priority tracks and communication channels of the considered program documents are introduced into scientific circulation. Based on the results of the analysis, the roles of communication strategies, the main stages of their creation, the functions and tasks to be implemented are determined.
keywords: communication strategy; military-industrial complex; brand; image and reputation of the enterprise; media communications.