Журнал «KANT: Social science & Humanities» №1(21) 2025

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА С.С. ПРОКОФЬЕВА • ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВИЯ В ИКОНОПИСИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ • УРБАНИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ В СССР (1940-1970) • ТАНЕЦ «МОДЕРН» КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУХА ВРЕМЕНИ • ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВ • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДЕЛИЧЕСКОГО ОПЫТА В КИНЕМАТОГРАФЕ 1960-Х ГОДОВ • СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ КИНЕМАТОГРАФА (1917-1950 ГГ.): СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

правила публикации научных статей в научном журнале «KANT»

Содержание номера

Теория культуры и искусства
  • Философско-культурологический анализ художественной картины мира С.С. Прокофьева [стр. 2-9]
    Чупахина Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры Музыкального искусства, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
    подробнее 

    Цитировать: Чупахина Т.И. Философско-культурологический анализ художественной картины мира С.С. Прокофьева // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 2-9. EDN: ZAUNNT. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.1

    В отечественной культуре и музыкальном искусстве ХХ века особое значение приобрела фигура величайшего композитора, классика русской музыки ХХ столетия – Сергея Сергеевича Прокофьева. Музыкальный мир музыканта отражает философские и социальные проблемы общества, биение времени в котором жил и творил мастер, ибо он славен богатством и глубиной чувств, многообразием творческих помыслов. В его произведениях с необычайной ясностью проявляется мост от традиций русской классической школы к музыке советского периода. Принято считать Прокофьева глубоко национальным композитором, который умел говорить с народом на универсальном языке. Прокофьев был и остается одним из самых русских среди русских музыкантов. Таким образом, исследователи его творчества постоянно стремятся раскрыть многослойность значений, заключенных в музыкальной философии мастера, создавая новые методологические подходы ("герменевтические круги"), которые подчеркивают нам важность взаимосвязи между частями и целым, в процессе интерпретации музыкального текста композитора. Таким образом, "герменевтические круги" способствуют более глубокому и всестороннему пониманию значения произведений автора, помогая нам лучше осознать и оценить глубину его творческого гения. Феномен прокофьевской музыки побуждает провести культурологический, герменевтический и феноменологический анализ его опусов. Объектом исследования является музыка великого отечественного композитора как способ выражения нового понимания мира. Предмет исследования состоит в экспликации метафизической составляющей творчества С.С. Прокофьева, посредством раскрытия различных граней его музыки. Целью исследования является выявление глубинных оснований, духовных констант творчества Прокофьева, связанных со спецификой мироощущения и формирующейся на этой основе особенной художественной картины мира композитора. Основная научная новизна нашего исследования заключается в попытке выявления глубинных оснований, заложенных в музыке композитора. В результате исследования обосновывается мысль о том, что его творчество по праву можно назвать огромным завоеванием в истории музыки, что мощная сила прокофьевской музыки слилась с мыслями и чувствами советской эпохи, которыми жили современники великого композитора, совершившего свой софийный подвиг во славу Отечества, сумевшего воплотить в своем искусстве ум, сердце, чаяния русского народа. Поистине его музыка это гимн мужественному человеку, гимн свету и будущей счастливой жизни, гимн Родине.

    ключевые слова: художественный мир; философская рефлексия; христианское сознание; национальный характер; стилевые особенности; метафизическая составляющая музыки художника; концептуально-мировоззренческие принципы; плюрализм; программа самопознания; символизм.

    Philosophical and cultural analysis of the artistic picture of the world by S.S. Prokofiev
    Chupakhina Tatyana Ivanovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor of the Department of Musical Arts, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk

    In the national culture and musical art of the twentieth century, the figure of the greatest composer, the classic of Russian music of the twentieth century, Sergei Sergeevich Prokofiev, acquired special importance. The musical world of the musician reflects the philosophical and social problems of society, the beat of time in which the master lived and created, because he is famous for the richness and depth of feelings, the variety of creative thoughts. His works show with extraordinary clarity the bridge from the traditions of the Russian classical school to the music of the Soviet period. Prokofiev is considered to be a deeply national composer who was able to speak to the people in a universal language. Russian Russian Prokofiev was and remains one of the most Russian among Russian musicians. Thus, researchers of his work are constantly striving to reveal the multilayered meanings contained in the master's musical philosophy, creating new methodological approaches ("hermeneutical circles") that emphasize to us the importance of the relationship between parts and the whole in the process of interpreting the composer's musical text. Thus, hermeneutical circles contribute to a deeper and more comprehensive understanding of the meaning of the author's works, help us to better understand and appreciate the depth of his creative genius. The phenomenon of Prokofiev's music prompts a culturological, hermeneutic and phenomenological analysis of his opuses. The object of the research is the music of the great Russian composer as a way of expressing a new understanding of the world. The subject of the study is the explication of the metaphysical component of Prokofiev's work, through the disclosure of various facets of his music. The purpose of the research is to identify the deep foundations, spiritual constants of Prokofiev's work, related to the specifics of the worldview and the special artistic picture of the composer's world that is formed on this basis. The main scientific novelty of our research lies in an attempt to identify the deep foundations inherent in the composer's music. As a result of the research, the idea is substantiated that his work can rightfully be called a huge conquest in the history of music, that the powerful power of Prokofiev's music merged with the thoughts and feelings of the Soviet era, which lived the contemporaries of the great composer, who accomplished his Sophia feat for the glory of the Fatherland, who managed to embody in his art the mind, heart, aspirations of the Russian people. Truly, his music is a hymn to a courageous man, a hymn to the light and a happy future life, a hymn to the Motherland.

    keywords: artistic world; philosophical reflection; christian consciousness; national character; stylistic features; metaphysical component of the artist's music; conceptual and ideological principles; pluralism; self-knowledge program; symbolism.

  • Отражение культуры и философии современного православия в иконописи Новейшего времени [стр. 10-20]
    Бондаренко Оксана Владимировна, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет культуры, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Бондаренко О.В. Отражение культуры и философии современного православия в иконописи Новейшего времени // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 10-20. EDN: ZDENLH. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.2

    На современном этапе, в период того, что можно назвать глобальным кризисом культуры, одновременно – большим переходом к культуре беспрецедентно-новой (разумеется, в позитивном случае она так или иначе базируется на всех предыдущих этапах культурного развития), в период идеологической, философской "растерянности", компенсируемой в большинстве случаев "бытовой", не очень глубокой философией жизни, важно лишний раз осмыслить не только культурное движение человечества, важные идеологические противоречия, но и – более "узкие" вопросы религии, ставшие для многих актуальными в эпоху "безвременья". Почвенная для россиян православная вера, не раз подтвердившая свою важную духовную роль в истории, связанная тем не менее с серьезными противоречиями, проблемами (вспомним, например, движение раскольников), в постсоветскую эпоху закономерно привлекла внимание многих россиян, в том числе как представителей в чем-то традиционного социума. Конечно, такое "увлечение" нельзя назвать очень глубоким, и не только по причине закономерно-глубоко секуляризованной эпохи Новейшего времени. Дело еще и в масштабном культурном кризисе, не ведущем к формированию глубокой, нормальной личности, способной сознательно отнестись, например, к феномену религии. Тем не менее, интерес к религии, связанный, в том числе с иконописью, как с одним из "внешних" выражений православной веры, является "знаком времени". Поэтому налицо актуальность размышлений об иконописи Новейшего времени в связи с трансформацией отношения к религии, христианству, православию в названный период. Цель исследования– осмыслить православную культуру Новейшего времени, выражаемую через иконопись. Задачи: обратиться к важной специфике православной живописи; проанализировать состояние иконописи в Новейшее время; связать православную философию и ее живописное выражение; сделать вывод о живописном "облике" православной философии в Новейшее время. Объект нашего исследования – православная иконопись XX–XXI вв.; предмет – выражаемая ее языком философия православия в названный период. Новизна нашей работы связана с акцентом на православной философии в Новейшее время, выраженной сакрально-визуально с применением обновленного языка живописи ХХ–ХХI вв.

    ключевые слова: иконопись Новейшего времени; отражение развития живописи; подвижность канона; философия православия; современность; отражение философии православия в современной иконописи.

    Reflection of the culture and philosophy of modern Orthodoxy in the iconography of Modern times
    Bondarenko Oksana Vladimirovna, applicant, St. Petersburg State University of Culture, St. Petersburg

    At the present stage, in a period of what can be called a global crisis of culture, at the same time – a great transition to an unprecedented new culture (of course, in the positive case it is somehow based on all previous stages of cultural development), in a period of ideological, philosophical "confusion", compensated in most cases by "everyday", not a very deep philosophy of life, it is important to once again comprehend not only the cultural movement of mankind, important ideological contradictions, but also more "narrow" issues of religion, which have become relevant for many in the era of "timelessness". The Orthodox faith, which is rooted in Russians and has repeatedly confirmed its important spiritual role in history, but is nevertheless associated with serious contradictions and problems (recall, for example, the schismatics movement), naturally attracted the attention of many Russians in the post-Soviet era, including as representatives of a somewhat traditional society. Of course, such a "hobby" cannot be called very deep, and not only because of the naturally deeply secularized era of Modern times. It is also a matter of a large-scale cultural crisis, which does not lead to the formation of a deep, normal personality capable of consciously treating, for example, the phenomenon of religion. Nevertheless, the interest in religion, including iconography as one of the "external" expressions of the Orthodox faith, is, one might say, a "sign of the times"... Therefore, there is an urgency in thinking about iconography of Modern times in connection with the transformation of attitudes towards religion, Christianity, Orthodoxy in this period. The novelty of our work is connected with the emphasis on Orthodox philosophy in Modern times, expressed sacrally and visually using the updated language of painting of the XX–XXI centuries. The purpose of our work is to comprehend the Orthodox culture of Modern times, expressed through iconography.  Tasks: to address the important specifics of Orthodox painting; to analyze the state of icon painting in Modern times; to link Orthodox philosophy and its pictorial expression; to draw a conclusion about the picturesque "appearance" of Orthodox philosophy in Modern times. The object of our research is Orthodox icon painting of the XX–XXI centuries.; The subject is the philosophy of Orthodoxy expressed in her language during the named period. The novelty of our work is connected with the emphasis on Orthodox philosophy in Modern times, expressed sacrally and visually using the updated language of painting of the XX–XXI centuries.

    keywords: iconography of Modern times; reflection of the development of painting; mobility of the canon; philosophy of Orthodoxy; modernity; reflection of the philosophy of Orthodoxy in modern iconography.

  • Урбанизация как фактор трансформации семейной культуры в СССР (1940-1970) [стр. 21-27]
    Рыжов Илья Олегович, аспирант, Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Рыжов И.О. Урбанизация как фактор трансформации семейной культуры в СССР (1940-1970) // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 21-27. EDN: YIHIMM. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.3

    В статье рассмотрены ключевые аспекты влияния урбанизационных процессов на трансформацию института семьи в СССР в период 1940-1970-х годов. Определены основные направления изменений в семейной культуре советского общества под влиянием масштабной урбанизации. Выявлено, что процесс урбанизации привел к фундаментальным изменениям в экономической основе семьи, где произошел переход от традиционной крестьянской модели, основанной на количественном трудовом вкладе членов семьи, к новой городской модели, базирующейся на заработной плате. Рассмотрены механизмы делегирования традиционных семейных функций специализированным государственным учреждениям, включая образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Определена роль государственной политики в формировании новой системы социальной поддержки городской семьи, адаптированной к условиям урбанизированного общества. Выявлены особенности трансформации внутрисемейных отношений, включая изменение гендерных ролей, характера межпоколенных связей и репродуктивного поведения. Рассмотрен процесс адаптации сельских мигрантов к городской среде, сопровождавшийся сложным социокультурным выбором между традиционными ценностями и новыми моделями семейного поведения. Сделан вывод о том, что урбанизация 1940-1970-х годов выступила катализатором системных изменений в институте советской семьи, затронув институциональные, социально-экономические и культурно-ценностные аспекты семейной жизни. При этом процесс трансформации характеризовался сочетанием революционных изменений в экономической основе семьи с постепенной эволюцией культурных практик, что обеспечило относительно успешную адаптацию населения к новым условиям городской жизни. В исследовании определена значимость государственной политики в области семьи и брака, которая эволюционировала от прямого вмешательства к более гибким механизмам социального регулирования, учитывающим специфические потребности городского населения.

    ключевые слова: урбанизация; советская семья; социальная трансформация; семейная культура; демографические процессы; миграция населения; городская среда; социальная политика СССР.

    Urbanization as a factor in the transformation of family culture in the USSR (1940-1970)
    Ryzhov Ilya Olegovich, Postgraduate student, Russian Christian Academy for the Humanities named after Fyodor Dostoevsky, Saint Petersburg

    The article examines the key aspects of the influence of urbanization processes on the transformation of the family institution in the USSR in the period 1940-1970. The main directions of changes in the family culture of Soviet society under the influence of large-scale urbanization are determined. It is revealed that the process of urbanization led to fundamental changes in the economic basis of the family, where there was a transition from the traditional peasant model based on the quantitative labor contribution of family members to a new urban model based on wages. The mechanisms of delegation of traditional family functions to specialized state institutions, including education, health care and social security are considered. The role of state policy in the formation of a new system of social support for the urban family, adapted to the conditions of an urbanized society, is determined. The features of transformation of intra-family relations are revealed, including changes in gender roles, the nature of intergenerational ties and reproductive behavior. The process of adaptation of rural migrants to the urban environment is considered, accompanied by a complex socio-cultural choice between traditional values and new models of family behavior. It is concluded that urbanization of the 1940-1970s acted as a catalyst for systemic changes in the institution of the Soviet family, affecting the institutional, socio-economic and cultural-value aspects of family life. At the same time, the transformation process was characterized by a combination of revolutionary changes in the economic basis of the family with a gradual evolution of cultural practices, which ensured a relatively successful adaptation of the population to the new conditions of urban life. The study determines the importance of state policy in the field of family and marriage, which evolved from direct intervention to more flexible mechanisms of social regulation that take into account the specific needs of the urban population.

    keywords: urbanization; Soviet family; social transformation; family culture; demographic processes; population migration; urban environment; social policy of the USSR.

  • Танец "модерн" как отражение духа времени [стр. 28-32]
    Шмаков Александр Александрович, аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
    подробнее 

    Цитировать: Шмаков А.А. Танец "модерн" как отражение духа времени // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 28-32. EDN: XNFROD. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.4

    Актуальность исследования связана с тем, что в контексте глобальных процессов индустриализации, технического прогресса, которые возымели огромное влияние на человека в первую очередь в его материальном проявлении, возрос интерес к вопросам, связанным с рассмотрением взаимосвязи телесного и духовного, а вследствие этого и к всевозможным телесным практикам: различным видам йоги, спорта, танца. Цель исследования – проанализировать, как социокультурные факторы влияют на танец на примере одного из направлений современного танца – танца "модерн" и той культурно-исторической эпохи, в которой он появился. В настоящей статье, очертив границы и признаки культурно-исторической эпохи модерн, автор утверждает, что социокультурные факторы данной эпохи нашли прямое отражение в технике одноименного танца, выделив четыре особенности танца "модерн", репрезентирующие дух своего времени. Творчество А. Дункан рассматривается в качестве яркой иллюстрации названного танцевального направления.

    ключевые слова: модерн; танец; культура; техника танца; репрезентация; сценический танец; танец модерн; социокультурный контекст.

    Modern dance as a reflection of the spirit of the times
    Shmakov Alexandr Alexandrovich, Postgraduate student, Dostoevsky Omsk State University, Omsk

    The relevance of the study is due to the fact that in the context of global processes of industrialization, technical progress, which have had a huge impact on a person primarily in his material manifestation, interest has increased in issues related to the consideration of the relationship between the physical and the spiritual, and as a result, in all sorts of physical practices: various types of yoga, sports, dance. The purpose of the study is to analyze how socio-cultural factors influence dance using the example of one of the directions of modern dance - dance "modern" and the cultural and historical era in which it appeared. In this article, having outlined the boundaries and features of the cultural and historical era of modern, the author argues that the socio-cultural factors of this era are directly reflected in the technique of the dance of the same name, highlighting four features of the dance "modern", representing the spirit of its time. The work of A. Duncan is considered as a vivid illustration of the named dance direction.

    keywords: modern; dance; culture; dance technique; representation; stage dance; modern dance; sociocultural context.

  • Зарождение цифрового искусства на примерах изобразительного, музыкального и сценического искусств [стр. 33-39]
    Луговой Андрей Александрович, аспирант SPIN-код: 9381-3001 ORCID: 0009-0005-5156-8506; Потолокова Мария Олеговна, доктор экономических наук, профессор Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург; Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Луговой А.А., Потолокова М.О. Зарождение цифрового искусства на примерах изобразительного, музыкального и сценического искусств // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 33-39. EDN: VLIQAQ. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.5

    Цель исследования заключается в анализе становления изобразительного, музыкального и сценического цифровых искусств и определения четких границ в каждом из данных видов искусств. В статье рассмотрены предпосылки и истоки возникновения цифрового искусства. Показано, что фактически цифровое искусство связано с экспериментами и художественными течениями дадаистов, флюксуса, Билли Клювера, Джона Кейджа, Нам Джуна Пайка и других. Проанализировано каждое художественное направление, повлиявшее на современное цифровое искусство. Научная новизна заключается в том, что впервые выявлена зависимость экспериментов искусства ХХ века от цифровых технологий. В результате проанализировано становление цифрового искусства в разных его формах, выявлены четкие границы в зарождении разных цифровых искусств на примерах изобразительного, музыкального и сценического искусств. Рассмотрены первые выставки и произведения цифрового искусства в разных его видах. Данная проблематика актуальна сегодня, так как есть возможность проанализировать генезис цифрового искусства. Помимо этого, цифровые технологии активно используются в других научных областях, а в искусствоведении недостаточно отрефлексированы.

    ключевые слова: цифровое искусство; медиаискусство; компьютерное искусство; виртуальное искусство; цифровая живопись; цифровая музыка; цифровое сценическое искусство; цифровые технологии; цифровизация; современное искусство.

    The emergence of digital art with examples from visual, musical and scenic arts
    Lugovoy Andrey Alexandrovich, Postgraduate student; Potolokova Maria Olegovna, DSc of Economics, Professor ; Vaganova Ballet Academy, St. Petersburg

    The purpose of the study is to analyze the development of fine, musical and performing digital arts and to define clear boundaries in each of these arts. The article examines the background and origins of digital art. It is shown that digital art is actually associated with the experiments and artistic movements of the Dadaists, Fluxus, Billy Kluver, John Cage, Nam June Paik and others. Each artistic movement that influenced contemporary digital art is analyzed. The scientific novelty lies in the fact that for the first time the dependence of twentieth-century art experiments on digital technologies has been revealed. As a result, the development of digital art in its various forms has been analyzed, clear boundaries in the emergence of various digital arts have been identified using fine, musical and performing arts as examples. The first exhibitions and works of digital art in its various forms are considered. This issue is relevant today, since it is possible to analyze the genesis of digital art. In addition, digital technologies are actively used in other scientific fields, and are not sufficiently reflected in art criticism.

    keywords: digital art; media art; computer art; virtual art; digital painting; digital music; digital performing arts; digital technologies; digitalization; contemporary art.

  • Виртуальное социокультурное пространство и виртуальный иммерсивный праздник [стр. 40-44]
    Велиев Этибар Эльдарович, ст. преподаватель, Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ, Краснодар ; Мартиросян Карен Минасович, доктор философских наук, профессор, Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар
    подробнее 

    Цитировать: Велиев Э.Э., Мартиросян К.М. Виртуальное социокультурное пространство и виртуальный иммерсивный праздник // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 40-44. EDN: WGMLDY. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.6

    Статья посвящена новой форме социокультурного пространства праздников и практик культурного участия целевых аудиторий в праздничных ритуалах и мероприятиях – социально-коммуникативному виртуальному пространству Интернет, организации и проведению иммерсивных форм киберпраздников и иммерсивным формам киберучастия в них целевых аудиторий как инновационному явлению в социодинамике современной культуры, вовлечению в интерактивные формы праздничной деятельности различно ориентированных Интернет-пользователей, включая геймерские сообщества. В статье предпринята попытка использования системного подхода к исследованию новых культурных форм в условиях цифровизации культуры. В качестве методов исследование полагается на системный и феноменологический подходы.

    ключевые слова: виртуальное социокультурное праздничное пространство; киберпространство; киберучастие; иммерсивный.

    Virtual sociocultural space and virtual immersive holiday
    Veliyev Etibar Eldarovich, Senior Lecturer, Academy of Marketing and Social Information Technologies-IMSIT, Krasnodar; Martirosyan Karen Minasovich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Krasnodar state institute of culture, Krasnodar

    The article is devoted to a new form of socio-cultural space of holidays and practices of cultural participation of target audiences in festive rituals and events – the social and communicative virtual space of the Internet, the organization and conduct of immersive forms of cyber holidays and immersive forms of cyber participation in them of target audiences as an innovative phenomenon in the sociodynamics of modern culture, the involvement of differently oriented people in interactive forms of festive activities. Internet users, including gaming communities. The article attempts to use a systemic approach to the study of new cultural forms in the context of digitalization of culture. The research methods rely on systemic and phenomenological approaches.

    keywords: virtual socio-cultural festive space; cyberspace; cyber participation; immersive.

  • Преобразование традиционной муниципальной библиотеки в модельную: значение инновационно-проектных технологий [стр. 45-49]
    Штратникова Алина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент ; Щирикова Людмила Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент ; Торосян Надежда Вячеславовна, магистрант ; Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар
    подробнее 

    Цитировать: Штратникова А.В., Щирикова Л.Д., Торосян Н.В. Преобразование традиционной муниципальной библиотеки в модельную: значение инновационно-проектных технологий // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 45-49. EDN: MIPZGA. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.7

    В статье рассмотрен опыт модернизации сельских муниципальных библиотек в рамках Федерального проекта "Культура", который позволил реализовать применение инновационных форм работы с населением, что обеспечило более широкие возможности их привлечения к чтению. Используя различные формы инноваций, модельная библиотека расширяет свои возможности. Федеральный проект "Культура" правительства Российской Федерации стал стимулом для дальнейшего развития библиотек в направлении инновационно-проектной работы, ее дельнейшего совершенствования и роста. В статье описаны результаты проведенного авторами качественного социологического исследования сотрудников библиотек в формате экспертного интервью, в ходе которого было изучено мнение профессионалов библиотечной деятельности о процессах и перспективах реализуемой в стране модернизации библиотекв рамках Федерального проекта "Культура". Доказано, что использование инновационных технологий способствует развитию муниципальной библиотеки и привлечению населения к чтению, а также раскрыты некоторые специфические особенности применения данных технологий в библиотечной деятельности, на примере проектной работы.

    ключевые слова: Федеральный проект "Культура"; модельная библиотека; инновационно-проектная деятельность; трансформация; искусственный интеллект; проект.

    Transformation of a traditional municipal library into a model library: the importance of innovative design technologies
    Stratnikova Alina Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor ; Shchirikova Lyudmila Dmitrievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor ; Torosyan Nadezhda Vyacheslavovna, Undergraduate student ; Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

    The article considers the experience of modernization of rural municipal libraries within the framework of the Federal project "Culture", which allowed the implementation of innovative forms of work with the population, which provided wider opportunities for their involvement in reading. Using various forms of innovation, the model library expands its capabilities. The federal project "Culture" of the Government of the Russian Federation has become an incentive for the further development of libraries in the direction of innovative design work, its further improvement and growth. The article describes the results of a qualitative sociological study of library staff conducted by the authors in the format of an expert interview, during which the opinion of library professionals on the processes and prospects of library modernization implemented in the country within the framework of the Federal project "Culture" was studied. It is proved that the use of innovative technologies contributes to the development of the municipal library and attracted

    keywords: Federal project "Culture"; model library; innovation and project activity; transformation; artificial intelligence; project.

  • "Изящные винные приказы" как элемент традиционной игровой культуры Китая [стр. 50-62]
    Попова Анастасия Викторовна, ст. преподаватель, Московский городской педагогический университет, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Попова А.В. "Изящные винные приказы" как элемент традиционной игровой культуры Китая // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 50-62. EDN: LQVVRN. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.8

    Цель исследования – проанализировать истоки и особенности культуры застольной китайской игры "винный приказ" (цзюлин), определить ее значимость для традиционной игровой культуры Китая. Автором была раскрыта история возникновения названия игры, рассмотрена такая категория, как "изящные винные приказы", умение играть в которые было в китайском обществе признаком хорошего образования и высокого положения игрока. В фокус исследования вошли отличительные черты, игровые правила и игровой этикет данной разновидности традиционного застольного развлечения китайского народа. В российской науке китайские "изящные приказы" рассмотрены недостаточно подробно, что обусловило актуальность и научную новизну работы. В результате сравнительного анализа было выявлено, что такая форма традиционной застольной игры, как "изящные приказы", является не только частью традиционной китайской игровой культуры, изысканной формой традиционной культуры винопития, но и важным элементом фундамента духовной культуры Китая в целом.

    ключевые слова: духовная культура; китайская культура; китайские традиционные игры; игровая культура Китая; вино; застольные игры; винный приказ; "изящный приказ".

    "Elegant Wine Orders" as an Element of Traditional Chinese Gaming Culture
    Popova Anastasiia Viktorovna, Senior Lecturer, Moscow City University, Moscow

    The purpose of the study is to analyze the origins and features of the culture of the Chinese drinking game "wine order" (jiuling), to determine its significance for the traditional Chinese gaming culture. The author has revealed the history of the origin of the game name, considered such a category as "elegant wine orders", the ability to play which was a sign of good education and high status of the player in Chinese society. The study is focused on the distinctive features, game rules and game etiquette of this type of traditional table entertainment of the Chinese. people. Russian cultural studies have limited information on Chinese "elegant orders", which determines the scientific novelty of the work. As a result of the comparative analysis, the author has revealed that such a form of traditional table game as "elegant orders" is not only a part of the traditional Chinese gaming culture, an exquisite form of traditional wine drinking culture, but also an important fundamental element of the spiritual culture of China as a whole.

    keywords: spiritual culture; Chinese culture; Chinese traditional games; Chinese gaming culture; wine; drinking game; wine order; "elegant order".

  • История органа в Китае и в Европе: соотнесение, достижения, перспективы [стр. 63-69]
    Ван Тянжэнь, аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Ван Тянжэнь. История органа в Китае и в Европе: соотнесение, достижения, перспективы // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 63-69. EDN: KRMRIG. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.9

    Орган как сложный, серьезно развивающийся в истории инструмент, связан с великолепными образами, большими возможностями выражения философских, религиозных, иных важных идей, настроений – возможностями, не исчерпанными до сих пор. Прообразы органа, возникшие в древности в разных странах, на Востоке и на Западе, были связаны, видимо, с особыми условиями исполнения музыки, с особыми идеями, выражаемыми эстетически. Пройдя большой путь до классического трубного органа, прочно связанного с эстетикой католицизма, с немалыми достижениями европейской культуры, тип инструмента, о котором идет речь, повлиял на различные музыкальные линии, традиции в мире. В этом смысле Китай выделяется и музыкой шэна – древнего китайского прообраза органа, и – феноменальным восприятием европейского органа, приобретшего на китайской почве неповторимые, привлекательные черты. Настоящая статья раскрывает эти возможности – на материале развития органа в Китае до Новейшего времени, когда органная музыка в Поднебесной получит именно феноменальное развитие. Такое раскрытие, результативность особого исторического пути трубного органа в Китае и составляет результат исследования, связанного с его целью – системно проследить основные моменты интеграции европейского органа в культуру Поднебесной. Научная новизна исследования заключается в расширенном и системном обращении к особенностям органа, его развития в аспекте культурной компаративистики Китая и Европы.

    ключевые слова: прообразы органа; классический трубный орган; католицизм; достижения европейской культуры; сложный музыкальный инструмент; разнообразные эстетические возможности; трубный орган в Китае; соответствие характера органа особенностям китайской культуры.

    The history of the organ in China and in Europe: correlation, achievements, prospects
    Wang Tianren, Postgraduate student, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg

    The organ, as a complex, seriously developing instrument in history, is associated with magnificent images, great opportunities for expressing philosophical, religious, and other important ideas and moods – possibilities that have not been exhausted so far. The prototypes of the organ, which arose in ancient times in different countries, in the East and in the West, were probably associated with special conditions for the performance of music, with special ideas expressed aesthetically. Having come a long way to the classical pipe organ, firmly connected with the aesthetics of Catholicism, with considerable achievements of European culture, the type of instrument in question influenced various musical lines and traditions in the world. In this sense, China stands out both for the music of sheng, the ancient Chinese prototype of the organ, and for the phenomenal perception of the European organ, which acquired unique, very attractive features on Chinese soil. This article reveals these possibilities – based on the material of organ development in China until Modern times, when organ music in the Middle Kingdom will receive a phenomenal development. This disclosure, the effectiveness of the special historical path of the pipe organ in China, is the result of the study related to its purpose – to systematically trace the main points of integration of the European organ into the culture of the Middle Kingdom. The scientific novelty of the research lies in the expanded and systematic appeal to the features of the organ, its development in the aspect of cultural comparative studies of China and Europe.

    keywords: organ prototypes; classical pipe organ; Catholicism; achievements of European culture; complex musical instrument; diverse aesthetic possibilities; pipe organ in China; conformity of the organ's character to the peculiarities of Chinese culture.

Языки художественной культуры
  • Изобразительные особенности психоделического опыта в кинематографе 1960-х годов [стр. 70-79]
    Лапатин Вадим Альбертович, кандидат философских наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Пушкин
    подробнее 

    Цитировать: Лапатин В.А. Изобразительные особенности психоделического опыта в кинематографе 1960-х годов // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 70-79. EDN: EUZVKO. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.10

    Цель исследования – изучение изобразительных особенностей психоделического опыта в кинематографе 1960-х годов. Указанная тематика слабо отражена в отечественном научном дискурсе, в связи с чем обоснована научная новизна исследования. На материале нескольких десятков фильмов 1960-х годов автор выделяет наиболее типичные особенности, применявшиеся для изображения психоделического опыта: 1) использование калейдоскопических образов и геометрических паттернов; 2) ритмический монтаж с преобладанием очень коротких планов; 3) многократная экспозиция; 4) изображение психоделического опыта как экстатического высвобождения подавленных переживаний. В статье доказывается, что источником такой визуальной образности для экспериментального кино 1960-х годов послужил киноавангард первой половины XX века. В дальнейшем психоделическая визуальная образность проникла в массовую культуру и медиа (видеорекламу, музыкальные видеоклипы). Таким образом, можно заключить, что сегодня психоделическая эстетика стала привычной частью повседневной визуальной культуры.

    ключевые слова: кинематограф 1960-х годов; психоделический опыт; кинематографические средства выразительности; психоделия; измененные состояния сознания; визуальные галлюцинации; медиа

    The visual features of psychedelic experience in the cinema of the 1960s
    Lapatin Vadim Albertovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Pushkin

    The purpose of the study is to examine the visual features of psychedelic experience in the cinema of the 1960s. This subject is poorly reflected in the Russian scientific discourse. This circumstance explains the scientific novelty of the study. Using material from several dozen films, the author identifies the most typical features used to show the psychedelic experience: 1) the use of kaleidoscopic images and geometric patterns; 2) rhythmic montage with a predominance of very short scenes; 3) superimposition; 4) depiction of the psychedelic experience as an ecstatic release of repressed experiences. The article proves that the source of such visual imagery is the cinema avant-garde of the first half of the 20th century. Later, psychedelic visual imagery penetrated into popular culture and media (video advertising, music videos). Thus, it can be concluded that nowadays psychedelic aesthetics has become a familiar part of everyday visual culture.

    keywords: cinema of the 1960s; psychedelic experience; cinematic means of expression; psychedelia; altered states of consciousness; visual imagery; media.

  • Становление советской модели кинематографа (1917-1950 гг.): структурно-функциональный подход [стр. 80-86]
    Лю Юань Юань, аспирантка, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), режиссёр игрового кино, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Лю Юань Юань. Становление советской модели кинематографа (1917-1950 гг.): структурно-функциональный подход // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 80-86. EDN: EYXVEC. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.11

    Цель исследования – вычленить основные элементы и предложить модель советского кинематографа периода 1917-1950 гг. В статье рассматривается формирование модели кинематографа СССР (1917-1950 гг.) с позиций структурно-функционального подхода. Выявляется и анализируется система советского кинематографа – управление, производство, прокат, образование и СМИ. На основе анализа временных этапов становления модели прослеживается трансформация её составляющих. Обосновывается структура модели, где центром является система партийно-государственного руководства, вторым уровнем - организации и учреждения кинематографии, а третьим уровнем - виды и формы экранных произведений, создающихся в соответствии с задачами, поставленными государством перед кино по агитации и пропаганде, воспитанию и просвещению. В результате выявлено, что советская модель кинематографии встроена в решение государственных задач как социально-политический институт для формирования символического образа страны, народа, руководителей, истории, героев.

    ключевые слова: кинематограф; социально-политический институт; советское кино; этапы развития; модель; структура кинематографии. управление; производство; прокат; образование.

    The formation of the Soviet cinema model (1917-1950): structural-functional approach
    Liu Yuan Yuan, Postgraduate student, Russian State University of Cinematography named after S. Gerasimov (VGIK), director of feature films, Moscow

    The purpose of the study to isolate the main elements and build a model of Soviet cinema in the period 1917-1950.The article examines the formation of the USSR cinema model (1917-1950) from the perspective of a structural-functional approach. The system of Soviet cinema is identified and analyzed – management, production, distribution, education and media. Based on the analysis of the time stages of the formation of the model, the transformation of its components is traced. The structure of the model is substantiated, where the center is the system of party and state leadership, the second level is the organization and establishment of cinematography, and the third level is the types and forms of screen works created in accordance with the tasks set by the state for cinema in agitation and propaganda, education and enlightenment. As a result, it was revealed that the Soviet model of cinematography is built into the solution of state problems as a socio-political institution for the formation of a symbolic image of the country, people, leaders, history, heroes.

    keywords: cinema; socio-political institution; Soviet cinema; stages of development; model; cinematography structure; control; production; rental; education.

  • Композиционная идея двух автопортретов В.И. Тюленева [стр. 87-93]
    Кейран Вадим Вячеславович, аспирант, Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина, кафедра русского искусства, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Кейран В.В. Композиционная идея двух автопортретов В.И. Тюленева // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 87-93. EDN: FMDTQY. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.12

    Цель исследования – определить взаимосвязь психологии личности художника и эстетики автопортрета, обусловленного применением изобразительно-выразительных средств живописи в жанровом направлении портрета. В данной статье проведен анализ живописи русского художника В.И. Тюленева на предметном основании двух автопортретов, написанных в композиционном единстве существенного художественного элемента произведений – образа горящей свечи. В статье формулируется направление философской позиции о взаимосвязи психологии личности и образа автопортрета, приводится жанровая характеристика портрета в соотношении с содержательным значением автопортрета, полагается системный взгляд на манеру живописи художника в отражении идейных значений. Новизна исследования обусловлена введением в научно-теоретическое пространство искусствоведения автопортреты В.И. Тюленева творческого периода последних годов жизни мастера. В результате исследования определена характерная эстетическая и художественная выразительность автопортретов в области живописи на основании двух компонентов: колористического решения, отражающего эмоционально-психологический аспект художника, и композиционного замысла, раскрывающего через сюжетное построение образов духовно-культурный мир мастера.

    ключевые слова: автопортрет; идейная композиция; колористическое решение; психология образа; символически образ; художественный образ; художественное произведение; эстетическая форма.

    The compositional idea of two self-portraits of V. I. Tyulenev
    Kejran Vadim Vyacheslavovich, Postgraduate student, Saint Petersburg Academy of Arts, Department of Russian Art, Saint Petersburg

    The purpose of the study is to determine the relationship between the psychology of the artist's personality and the aesthetics of a self-portrait, due to the use of pictorial and expressive means of painting in the genre direction of the portrait. This article analyzes the paintings of the Russian artist V.I. Tyulenev on the subject basis of two self-portraits written in the compositional unity of an essential artistic element of the works - the image of a burning candle. The article formulates the direction of the philosophical position on the relationship between the psychology of personality and the image of self-portrait, gives the genre characteristic of the portrait in relation to the meaningful meaning of self-portrait, relies on a systematic view of the artist's style of painting in reflecting ideological values. The novelty of the study is due to the introduction of self-portraits of V.I. Tyulenev of the creative period of the last years of the master's life. As a result of the study, a characteristic aesthetic and artistic expression was determined.

    keywords: self-portrait; ideological composition; color of the picture; psychology of image; symbolically image; artistic image; artwork; aesthetic form.

  • Фиджитализация коммуникаций фэшн-брендов и их возможности для формирования визуальной идентичности [стр. 94-104]
    Омельченко Денис Александрович, аспирант, Институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского, Московский политехнический университет, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Омельченко Д.А. Фиджитализация коммуникаций фэшн-брендов и их возможности для формирования визуальной идентичности // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 94-104. EDN: KHJTOP. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.13

    Цель работы – исследовать явление "фиджитальных коммуникаций" – гибридной конструкции, объединяющей физические и цифровые элементы брендинга, и ее потенциал для формирования "визуальной идентичности" в индустрии моды: исследование подчеркивает проблемы, присущие созданию единой идентичности на различных платформах. Актуальность заключается в текущей тенденции смещения потребительского поведения в сторону цифровых интерфейсов. Проблема возникает в разрозненности этих элементов – бренды часто не могут синхронизировать свои физические и цифровые нарративы, что приводит к диссонансу. Авторы статьи используют примеры AR, VR и интерактивных медиаплатформ в качестве материала для демонстрации интеграции "фиджитальных" стратегий, подчеркивая "трансмедийную интеграцию". Сделанные выводы свидетельствуют о том, что успешные бренды – те, которые достигают "семиотической согласованности" – не только преодолевают цифро-физический разрыв, но и пересматривают саму природу идентичности, позиционируя ее как текучую, интерактивную и зависящую от контекста.

    ключевые слова: визуальная идентичность; дополненная реальность; виртуальная реальность; трансмедиальная интеграция; семиотическая согласованность; фирменная идентичность.

    Fijitalisation of fashion brands' communications and their potential to shape visual identity
    Omelchenko Denis Alexandrovich, Postgraduate student, Institute of Graphics and Book Art named after V.A. Favorsky, Moscow Polytechnic University, Moscow

    Fijitalised communications, a convergence of physical and digital elements, is a game changer in the projection of brand identity: a hybrid model redefines the way fashion brands interact with consumers, embedding interactive digital layers into the traditional physical environment. The study starts from the premise that 'visual identity' in the fashion industry is no longer static but fluid – adapting to global trends and emerging technologies. Augmented reality (AR) and virtual reality (VR) technologies are extending identity by creating immersive, multimodal experiences that enable engagement with the consumer; artificial intelligence-driven systems further enhance it by offering personalised content in real time, creating a generative relationship between a brand and its audience. These innovations are analysed through case studies of leading fashion brands such as Gucci and Burberry, illustrating the practical realisation of 'semiotic coherence' across both physical and digital platforms, but the study also identifies challenges in maintaining this coherence, particularly when digital tools disrupt rather than integrate into a brand's core visual narrative. The study emphasises the critical role of 'transmedia integration' – the organic combination of digital and physical communication channels – as essential to maintaining brand coherence. The analysis also emphasises the importance of sustainability trends in shaping future visual identity, with 'eco-visual communications' becoming an integral part of this hybrid framework. The findings suggest that fijital communications have significant potential to enhance and adapt visual brand identity, provided brands strike a balance between digital innovation and core semiotic structures – failure to do so risks fragmenting brand identity across channels.

    keywords: Fijital communications; visual identity; augmented reality (AR); virtual reality (VR); transmedial integration; semiotic coherence; brand identity.

  • Первая выставка Общества выставок художественных произведений сквозь призму социологии искусства [стр. 105-109]
    Пиндюр Анастасия Владимировна, аспирант, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина (Санкт-Петербургская академия художеств); преподаватель истории искусств, Университет высшей школы технологии и энергетики, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Пиндюр А.В. Первая выставка Общества выставок художественных произведений сквозь призму социологии искусства // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 105-109. EDN: EEZKIX. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.14

    Современное искусствоведение нуждается в основательной разработке методологического аппарата при проведении научно-исследовательских работ. Цель исследования – анализ выставочной деятельности в России в ХIХ веке. В статье рассматривается один из эпизодов выставочного проекта Императорской Академии художеств, а именно – первой выставки Общества выставок художественных произведений (ОВХП) через призму социологии искусства. Тема выставочной деятельности относится к области социально-общественной сферы культуры ХIХ века и заключает в себе большой пласт социологических аспектов. Актуальность предлагаемой темы обусловлена применением междисциплинарного подхода, что позволяет найти новые пути в разработке методологических основ в искусствознании. Приведенные в статье данные периодических изданий публикуются впервые.

    ключевые слова: выставочная деятельность Академии художеств; вторая половина ХIХ века; методология; социология искусства; Императорская Академия художеств, Общество выставок художественных произведений.

    The first exhibition of the Art Exhibition Society through the lens of the sociology of art
    Pindur Anastasia Vladimirovna, Postgraduate student, St. Petersburg Academy of Arts named after Ilya Repin (St. Petersburg Academy of Arts); Lecturer, Art History, University of Higher School of Technology and Energy, Saint Petersburg

    Contemporary art criticism requires a thorough development of the methodological apparatus when conducting scientific research. The purpose of the study is to analyze exhibition activities in Russia in the 19th century. The article examines one of the episodes of the exhibition project of the Imperial Academy of Arts, namely the first exhibition of the Society of Exhibitions of Works of Art (OVHP) through the prism of the sociology of art. The topic of exhibition activities relates to the field of the social and public sphere of culture of the 19th century and contains a large layer of sociological aspects. The relevance of the proposed topic is due to the use of an interdisciplinary approach, which allows us to find new ways in the development of methodological foundations in art history. The data from periodicals cited in the article are published for the first time.

    keywords: exhibition activity of the Academy of Arts; second half of the 19th century; methodology; sociology of art; the Imperial Academy of Art; Art Exhibition Society.

  • Воплощение скульптурных форм в музыкальном содержании (на примере сюиты Н.В. Кошелевой "Женские портреты" по скульптурам С.Д. Эрьзи) [стр. 110-117]
    Гулая Татьяна Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры Народной музыки, Институт национальной культуры, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск
    подробнее 

    Цитировать: Гулая Т.Н. Воплощение скульптурных форм в музыкальном содержании (на примере сюиты Н.В. Кошелевой "Женские портреты" по скульптурам С.Д. Эрьзи) // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 110-117. EDN: VAAJVM. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.15

    Статья посвящена анализу сюиты Нины Васильевны Кошелевой "Женские портреты", созданной под впечатлением от скульптур выдающегося советского и российского творца Степана Дмитриевича Нефёдова (Эрьзи), уроженца Мордовии. Работа приурочена к 65-летней годовщине смерти Эрьзи. Актуальность статьи связана с обращением к творческому наследию яркого представителя национальной мордовской композиторской школы, чьи произведения созданы на основе мокшанского фольклора. Цель исследования - выявить специфику воплощения композитором скульптурных форм в музыкальном содержании пьес цикла. В работе рассмотрен ряд аспектов, которые не затрагивались в работах других авторов, изучавших творчество Кошелевой и сюиту "Женские портреты". Речь идет, в частности, о музыкальной форме пьес, составляющих цикл, и ряде художественных приемов, с помощью которых композитор воплощает в музыке скульптурные формы. В результате исследования выявлено, что наряду с использованием принципов музыкального мышления мордовского народа, композитор применяет трехчастную форму, не характерную для традиционной музыки, которая символизирует смысловую и конструктивную завершенность скульптур. Показано также, как сокровенный мир Кошелевой, женщины и матери, влияет на выбор конкретных скульптурных форм и музыкально-художественных приемов, отражающих пространственные образы в звуках.

    ключевые слова: С.Д. Эрьзя; скульптурная форма; музыкальное содержание; Н.В. Кошелева; цикл "Женские портреты"; женский архетип; мордовская традиционная культура.

    The embodiment of sculptural forms in musical content (based on the example of N.V. Koshelova's suite "Women's portraits" after sculptures by S.D. Erzya)
    Gulaya Tatyana Nikolaevna, PhD of Cultural studies, Associate Professor, Institute of National culture, National Research Mordovian State University named after N.P. Ogarev, Saransk

    The article is devoted to the analysis of Nina Vasilievna Kosheleva's suite "Women's Portraits", created under the impression of the sculptures of the outstanding Soviet and Russian creator Stepan Dmitrievich Nefedov (Erzi), who was born in Mordovia. The work is dedicated to the 65th anniversary of Erzi's death. The relevance of the article is connected with the appeal to the creative heritage of a prominent representative of the national Mordovian school of composition, whose works were created on the basis of Moksha folklore. The purpose of the study is to identify the specifics of the composer's embodiment of sculptural forms in the musical content of the plays in the cycle. The work examines a number of aspects that were not touched upon in the works of other authors who studied the work of Kosheleva and the suite "Portraits of Women". We are talking, in particular, about the musical form of the pieces that make up the cycle, and a number of artistic techniques with the help of which the composer embodies sculptural forms in music. As a result of the study, it was revealed that, along with using the principles of musical thinking of the Mordovian people, the composer uses a three-part form, which is not typical for traditional music, which symbolizes the semantic and constructive completeness of the sculptures. It is also shown how the innermost world of Kosheleva, a woman and a mother, influences the choice of specific sculptural forms and musical and artistic techniques that reflect spatial images in sounds.

    keywords: S.D. Erzya; sculptural form; musical content; N.V. Kosheleva; cycle "Women's portraits"; female archetype; Mordovian traditional culture.

  • Лирическая песня 1960-1970 гг. на отечественной эстраде в творческой деятельности Арно Бабаджаняна [стр. 118-123]
    Киреева Марьям Мансуровна, аспирант, Академия хорового искусства имени В.С. Попова, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Киреева М.М. Лирическая песня 1960-1970 гг. на отечественной эстраде в творческой деятельности Арно Бабаджаняна // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 118-123. EDN: CVRTCL. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.16

    Цель исследования состоит в выявлении эстетических, стилистических и культурных особенностей лирических песен советского композитора-песенника Арно Бабаджаняном, получивших широкую известность в российской эстрадной музыке 1960-1970-х гг. Песенные произведения композитора в исполнении выдающегося эстрадного певца Муслима Магомаева являются неотъемлемой частью российской культуры. Композитор воплотил в своем творчестве значимые для советской эстрады того периода тенденции: к народности в сочетании с симфоничностью, к симбиозу лиризма и экспрессии, к строгости формы и контрастности композиции. Исследование проводилось на основе методов наблюдения и описания, а также методов музыковедческого и формально-стилистического анализа в сочетании с текстологическим анализом. Научная новизна исследования состоит во введении в научное поле песенного творчества Арно Бабаджаняна, которое ранее не рассматривалось в искусствоведении. Отмечено, что композитору удалось сделать каждую свою песню произведением искусства, в котором все компоненты (музыка, текст, исполнение) органичны и тесно связаны с другими компонентами. Уделено внимание таким особенностям его песен, как богатая и сложная звуко-высотная и тембровая палитра, доверительность интонации, рельефная образность, контраст на уровне динамики и темпа песни и др. В качестве основного приёма рассматривается доступность в восприятии, умение сделать сложную песенную структуру стилистически простой. Представленный в исследовании анализ позволяет выявить роль лирической песни в российской эстрадной музыке 1960-1970-х гг. и актуализироваться в современном российском музыкальном пространстве.

    ключевые слова: музыка; культура; лирическая песня; российская эстрада; композитор; песенник; Арно Бабаджанян; лиризм; экспрессивность; образность.

    Lyrical song 1960-1970 on the domestic stage in the creative activity of Arno Babajanyan
    Kireeva Maryam Mansurovna, Postgraduate student, Academy of Choral Art named after V.S. Popov, Moscow

    The purpose of the study is to identify the aesthetic, stylistic and cultural features of the lyrical songs of the Soviet composer and songwriter Arno Babajanyan, which became widely known in the Russian pop music of the 1960s and 1970s. The composer's songs performed by the outstanding pop singer Muslim Magomayev are an integral part of Russian culture. The composer embodied in his work the trends that were significant for the Soviet pop music of that period: towards nationality combined with symphonicity, towards the symbiosis of lyricism and expression, towards the strictness of form and contrast of composition. The study was conducted based on the methods of observation and description, as well as the methods of musicological and formal-stylistic analysis combined with textual analysis. The scientific novelty of the study consists in introducing into the scientific field the song creativity of Arno Babajanyan, which has not previously been considered in art criticism. It is noted that the composer managed to make each of his songs a work of art, in which all components (music, lyrics, performance) are organic and closely connected with other components. Attention is paid to such features of the composer's songs as a rich and complex sound-pitch and timbre palette, trustfulness of intonation, relief imagery, contrast at the level of dynamics and tempo of the song, etc. The main technique is considered to be accessibility in perception, the ability to make a complex song structure stylistically simple. The analysis presented in the study allows us to identify the role of the lyrical song in Russian pop music of the 1960s-1970s and to be actualized in the modern Russian musical space.

    keywords: music; culture; lyrical song; Russian pop music; composer; songwriter; Arno Babajanyan; lyricism; expressiveness; imagery.

  • Роль фольклора в сочинениях композитора Ма Сыцуна [стр. 124-128]
    Ван Чао, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Ван Чао. Роль фольклора в сочинениях композитора Ма Сицуна // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 124-128. EDN: CMOGTO. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.17

    Цель исследования – выявить роль фольклора в сочинениях композитора Ма Сыцуна через аналитический обзор композиций с идентификацией уникальности синтетического музыкального языка. Камерно-инструментальные и симфонические произведения Ма Сицуна рассматриваются в контексте изучения структуры и фольклорной составляющей произведений. В анализе представлены основные композиции в хронологическом порядке: Концерт для скрипки фа мажор (1944), Симфония №1 (1941-1942), "Песня лесной горы" (1953-1954), хоровое произведение кантата "Песни родниковой воды" (1956), скрипичные пьесы "Весенний танец" (1953), камерная музыка фортепианный квинтет (1954), опера "Rebia" (1980), песни "Весенняя вода" (1962). Для определения специфических культурных особенностей фольклорности в произведениях Ма был проведен качественный анализ по определению идентифицирующих элементов китайского фольклора: применения традиционных китайских музыкальных инструментов, импровизации, ритмике и мелодичности. Историческая справка позволила сделать выборку для последующего выявления роли фольклора в произведениях Ма Сыцун. Исследование является оригинальным в научном жанре исследования классических произведений известных композиторов по систематическому анализу с логическим выводом о глобальной роли произведений композитора в общей системе фольклора народной китайской музыки.

    ключевые слова: фольклор; Ма Сыцун; классическая музыка; китайский композитор; народная китайская музыка; композитор; систематический анализ.

    The role of folklore in the works of composer ma sytsong
    Wang Chao, Postgraduate student, Herzen Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, Saint Petersburg

    The purpose of the study is to identify the role of folklore in the works of composer Ma Xicong through an analytical review of the compositions with the identification of the uniqueness of the synthetic musical language. Chamber-instrumental and symphonic works by Ma Xicong are considered in the context of studying the structure and folklore component of the works. The analysis presents the main compositions in chronological order: Violin Concerto in F major (1944), Symphony No. 1 (1941-1942), "Song of the Forest Mountain" (1953-1954), choral work cantata "Songs of Spring Water" (1956), violin pieces "Spring Dance" (1953), chamber music piano quintet (1954), opera "Rebia" (1980), songs "Spring Water" (1962). In order to determine the specific cultural features of folklore in Ma's works, a qualitative analysis was conducted to determine the identifying elements of Chinese folklore: the use of traditional Chinese musical instruments, improvisation, rhythm and melody. Historical background allowed us to make a selection for the subsequent identification of the role of folklore in Ma Xicong's works. The study is original in the scientific genre of studying classical works by famous composers by systematic analysis with a logical conclusion about the global role of the composer's works in the general system of folklore of Chinese folk music.

    keywords: folklore; Ma Sicong; classical music; Chinese composer; Chinese folk music; composer; systematic analysis.

Социальная картина мира
  • Молодёжный рынок труда и профессиональная занятость молодежи в северном регионе [стр. 129-135]
    Богатырь Виталий Сергеевич, аспирант, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
    подробнее 

    Цитировать: Богатырь В.С. Молодёжный рынок труда и профессиональная занятость молодежи в северном регионе // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 129-135. EDN: BYSURJ. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.18

    Целью исследования является анализ и обобщение основных способов решения проблем молодёжного рынка труда, на основе принятия ключевых положений стратегии социализации и профессионального роста молодежи, учитывая уже сложившиеся в конкретном регионе условия для интеграции молодых людей в сферу трудовой деятельности. В статье дается характеристика молодежного рынка труда в северном регионе на современном этапе. Рассматриваются основные факторы, влияющие на профессиональную занятость молодежи и условия функционирования молодежного рынка труда. В статье представлен анализ основных проблем молодежи в сфере профессиональной занятости на региональном уровне и конкретных региональных мер преодоления деструктивных процессов в этом сегменте. Делается вывод о необходимости проводить более эффективную государственную политику в отношении формирования сбалансированного молодежного рынка труда. Отмечается, что системный анализ современного рынка труда необходим для решения острых вопросов, связанных, с одной стороны, с безработицей среди молодежи, а с другой – с ее трудовой мотивацией. Предлагаются способы решения в области профессиональной самореализации молодежи на современном российском рынке труда.

    ключевые слова: молодежь; рынок труда; профессиональная занятость молодежи; профессиональная адаптация и самореализация молодежи; трудовая мотивация молодежи; потребности молодежи.

    Youth labor market and professional employment of youth in the northern region
    Bogatyr Vitaly Sergeyevich, Postgraduate student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

    The purpose of this study is to analyze and summarize the main ways to solve the problems of the youth labor market, based on the adoption of key provisions of the most adequate strategy for socialization and professional growth of young people, taking into account the conditions already established in a particular region for the integration of young people into the field of work. The article provides a description of the youth labor market in the northern region at the present stage. The main factors influencing the professional employment of young people and the conditions for the functioning of the youth labor market are considered. The article presents an analysis of the main problems of young people in the field of professional employment at the regional level and specific regional measures to overcome destructive processes in this segment. A conclusion is made about the need to pursue a more effective state policy in relation to the formation of a balanced youth labor market. It is noted that a systemic analysis of the modern labor market is necessary to solve pressing issues related, on the one hand, to unemployment among young people, and on the other, to their labor motivation. Solutions are proposed in the field of professional self-realization of young people in the modern Russian labor market.

    keywords: youth; labor market; professional employment of youth; professional adaptation and self-realization of youth; work motivation of youth; needs of youth.

  • Кризис традиционной семьи как последствие введения единого пособия для малообеспеченных семей [стр. 136-143]
    Мязин Николай Александрович, кандидат исторических наук, доцент orcid: 0000-0002-9819-0732; Сафронова Елизавета Андреевна, Института искусств и социокультурного проектирования orcid: 0009-0001-1883-5757; Степанова Дарья Андреевна, студентка Института искусств и социокультурного проектирования orcid: 0009-0009-7353-2482; Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга
    подробнее 

    Цитировать: Мязин Н.А., Сафронова Е.А., Степанова Д.А. Кризис традиционной семьи как последствие введения единого пособия для малообеспеченных семей // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 136-143. EDN: ASDYRM. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.19

    В 2023 г. Россия заняла первое место в мире по соотношению числа разводов к бракам, в регионах Северного Кавказа число разводов превысило число браков на 60%, при том, что в 2010-х гг. жители указанных регионов разводились значительно реже среднего по стране. В данной статье проведен анализ соотношения доли детей, получающих единое пособие как малообеспеченные и числа разводов по регионам. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что основной причиной роста числа разводов является стремление семей с детьми попасть под критерии нуждаемости, чтобы получить право на пособие, что невыполнимо, если хотя бы один из супругов официально трудоустроен. На основании этого сделан вывод о целесообразности отмены критерия нуждаемости.

    ключевые слова: Россия; пособие малообеспеченным семьям с детьми; теневая экономика; фиктивный развод; самозанятость; демография; браки; разводы.

    The crisis of the traditional family as a consequence of the introduction of a single allowance for low-income families
    Miazin Nikolai Aleksandrovich, PhD of Historical sciences, Associate Professor; Safronova Elizaveta Andreevna, Institute of Arts and Sociocultural Design; Stepanova Daria Andreevna, Institute of Arts and Sociocultural Design; Kaluga State University, Institute of History and Law, Kaluga

    In 2023 Russia ranked first in the world in terms of the ratio of divorces to marriages; in the regions of the North Caucasus the number of divorces exceeded the number of marriages by 60%, while in the 2010s residents of these regions divorced much less frequently than the national average. This article analyzes the correlation between the share of children receiving a single allowance as low-income and the number of divorces by region. The results of the study allow us to conclude that the main reason for the increase in the number of divorces is the desire of families with children to meet the need criteria in order to obtain the right to benefits, which is impossible if at least one of the spouses is officially employed. Based on this, a conclusion was made about the advisability of abolishing the need criterion.

    keywords: Russia; low-income families with children allowance; informal economy; fake divorce; self-employment; demographics; marriage; divorce.

Политическая динамика
  • Детерминанты коррупции в Республике Башкортостан [стр. 144-149]
    Ахметшин Денис Арсенович, аспирант, Челябинский государственный университет, Челябинск
    подробнее 

    Цитировать: Ахметшин Д.А. Детерминанты коррупции в Республике Башкортостан // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 144-149. EDN: AEYYKT. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.20

    Политика противодействия коррупции не может быть эффективной, если не устранять условия, способствующие ее появлению. Цель исследования состоит в определении причин и провокативной основы деструктивного явления в Республике Башкортостан. Для решения данной проблемы в статье раскрывается системный анализ детерминантов коррупции. В основу работы положено изучение социально-экономических и политических факторов, обуславливающих появление коррупционных правонарушений. Методами исследования выступали системный анализ нормативных документов федерального и регионального уровня, а также контент-анализ посланий Курултая Республики Башкортостан. В результате выявлена зависимость возникновения коррупции от уровня образования, специфики государственного строя и вертикали власти. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного анализа и его выводы могут быть использованы профильными министерствами и ведомствами Республики Башкортостан для усовершенствования антикоррупционной политики.

    ключевые слова: детерминанты коррупции; противодействие коррупции; закон; Курултай Республики Башкортостан; государственная власть; образование.

    Determinants of corruption in the Republic of Bashkortostan
    Akhmetshin Denis Arsenovich, Postgraduate student, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk

    Anti-corruption policy cannot be effective without eliminating the conditions that contribute to its emergence. The purpose of the study is to determine the causes and provocative basis of the destructive phenomenon in the Republic of Bashkortostan. To solve this problem, the article reveals a systemic analysis of the determinants of corruption. The work is based on the study of socio-economic and political factors that cause the emergence of corruption offenses. The research methods were a systemic analysis of regulatory documents of the federal and regional levels, as well as a content analysis of the messages of the Kurultai of the Republic of Bashkortostan. As a result, the dependence of the emergence of corruption on the level of education, the specifics of the state system and the vertical of power was revealed. The practical significance of the study is that the results of the analysis and its conclusions can be used by relevant ministries and departments of the Republic of Bashkortostan to improve the anti-corruption policy.

    keywords: determinants of corruption; anti-corruption; law; Kurultai of the Republic of Bashkortostan; government; education

  • Зависимость стратегии функционирования ЧВК от внешних условий: особенности воздействия и сферы деятельности [стр. 150-155]
    Шекиханов Максим Альбертович, аспирант, Российский государственный социальный университет, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Шекиханов М.А. Зависимость стратегии функционирования ЧВК от внешних условий: особенности воздействия и сферы деятельности // KANT: Social science & Humanities. – 2025. – №1(21). – С. 150-155. EDN: ACTZHW. DOI: 10.24923/2305-8757.2025-21.21

    В настоящее время спрос на услуги Частных военных компаний (далее – ЧВК) как активного актора, занимающегося решением конфликтных ситуаций, постоянно растет. Рост их численности приводит к необходимости выбора таких стратегий развития, которые бы учитывали совокупность различных факторов воздействия и позволяли выделиться среди конкурентов, что обусловливает важность изучения тематики настоящей статьи. Цель работы – исследование зависимости стратегии функционирования ЧВК от внешних условий в отношении анализа особенностей воздействия и сфер деятельности. Научная новизна статьи заключается в выделении двух типов стратегий функционирования ЧВК и обозначении их зависимости от факторов внешней среды. В качестве основных результатов работы можно выделить, во-первых, выявление двух основных видов стратегий функционирования ЧВК. Во-вторых, выделение критериев эффективности их деятельности. В-третьих, обоснование зависимости стратегии функционирования от влияния внешних условий.

    ключевые слова: ЧВК; стратегия функционирования; внешняя среда; законная деятельность; условно-законная деятельность; конфликты; эффективность стратегии функционирования.

    Dependence of the PMC operating strategy on external conditions: features of influence and areas of activity
    Shekikhanov Maksim Albertovich, Postgraduate student, Russian State Social University, Moscow

    Currently, the demand for the services of Private military companies (hereinafter referred to as PMCs) as an active actor engaged in resolving conflict situations is constantly growing. The growth of their numbers leads to the need to choose such development strategies that would take into account the totality of various influencing factors and allow them to stand out from competitors, which determines the importance of studying the topic of this article. The purpose of the work is to study the dependence of the PMC operating strategy on external conditions in relation to the analysis of the features of impact and areas of activity. The scientific novelty of the article lies in identifying two types of PMC operating strategies and designating their dependence on environmental factors. The main results of the work include, firstly, identifying two main types of PMC operating strategies. Secondly, identifying criteria for the effectiveness of their activities. Thirdly, substantiating the dependence of the operating strategy on the influence of external conditions.

    keywords: PMC; operating strategy; external environment; legal activity; conditionally legal activity; conflicts; operating strategy effectiveness.

вернуться к каталогу

{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки