Журнал «KANT: Social science & Humanities» №4(20) 2024

О ЧУДОВИЩНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЛАХ: ВИЛЕМ ФЛЮССЕР И ИСКУССТВО ТРАНСФОРМАЦИИ • ФИКСАЦИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АРТЕФАКТЫ КАК ЗЕРКАЛО КОСМИЧЕСКИХ ПОБЕД СССР • ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПОЭТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: А.С. ПУШКИН И Г.В. СВИРИДОВ • ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СМЫСЛОВОЙ ДИНАМИКИ МОДЕРНА: ИДЕОЛОГИЯ В ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЕ • СТЕНОГРАММА ИНТЕРВЬЮ С ЖАН-ЛЮКОМ НАНСИ. О ПУСТЫНЕ СМЫСЛОВ, АНОНИМНЫХ РИТМАХ И ПУЛЬСАЦИИ ЧУЖОГО СЕРДЦА

правила публикации научных статей в научном журнале «KANT»

Содержание номера

Взгляд с другой стороны
  • О чудовищных технологических телах: Вилем Флюссер и искусство трансформации [стр. 2-15]
    Фелинто Эрик, доктор (сравнительное литературоведение / романское языкознание и литература), профессор Государственного университета Рио-де-Жанейро, директор Бразильской ассоциации исследователей киберкультуры, Бразилия; перевод с нем. и вс. сл., к. полит. н. М.А. Григорьевой
    подробнее 

    ключевые слова: Филем Флюссер; человек и техника

    On Monstrous Technological Bodies: VilEm Flusser and the Art of Transformation
    Felinto Erick, DSc (Comparative Literature/Romance Linguistics and Literature), Professor, State University of Rio de Janeiro, Director of the Brazilian Association of Cyberculture Researchers, Brazil

    Цитировать: Фелинто Э. О чудовищных технологических телах: Вилем Флюссер и искусство трансформации / перевод с нем. и вс. сл. М.А. Григорьевой // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 2-15. EDN: UALOPV. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.1

    Вступительное слово к переводной версии. Виллем Флюссер оставил для нас по-настоящему громадное наследие, большая часть которого до сих пор остается в архивах. В прошлых выпусках журнала вниманию читателя из архивов были представлены его эссе "Земля, по которой мы ступаем" * и "Атлас" **. Тем временем, в центре исследования Эрика Фелинто оказывается эссе о головоногих моллюсках "Vampyroteuthis infernalis", чей опыт освоения мира необходимо, по настоянию Флюссера, принять и, может быть, перенять, по крайней мере, что касается обращения с памятью и коммуникации. Моллюск привлекает внимание Флюссера устройством своей нервной системы и мозга, как бы опоясывающего его и образующего сферу, благодаря чему, в отличие от человека, как знать, быть может, он действительно способен к большей концентрации, тогда как два полушария поляризуют восприятие пространства, раздваивают его на две разнозаряженных полюсных системы. В изложении Эрика Фелинто эссе Флюссера воздействует на читателя как симфония благодаря диалоговому построению, где вступает то один голос, то другой: человек-животное-машина. Своевременность исследования связана с вопросом, как мы мутируем и во что, должны ли мы устыдиться самой постановки вопроса или в любом случае это неизбежно, как полеты на Марс с целью последующего его заселения, подготовка трансфера с множеством посадочных мест и экипировка пассажиров, условия получения вида на жительство и, очевидно, редактирование генома человека сообразно новой среде обитания. В соответствии с этим, разбор эссе Фелинто строит на столкновении двух конфигураций: [человек и вещь как алгоритм функционирования культуры] против [животное и среда как континуум природы]. На протяжении работы Фелинто вовлекает в диалог Жака Дерриду с его "автобиографическим животным", Жан Франсуа Лиотара с теорией гибридности, Питера Слотердайка, когда речь заходит о переходе от естественного к искусственному отбору по "правилам человеческого зоопарка", а также приводит из архивов другие неизданные сочинения Флюссера, такие как "Автомобили", "Венец творения" и "Вещи и невещи". В результате, всё это позволяет Эрику Фелинто заключить, что в сценарии преобразований, какими бы они ни были, должен быть заложен созидательный мотив, основанный на союзе всех трёх форм: человек плюс животное плюс машина. Как пишет Флюссер, наша главная задача состоит не в том, чтобы не умереть, а в том, чтобы не забыть, кто мы и для чего мы здесь.

Теория культуры и искусства
  • Особенности дальневосточной региональной прессы 1990-х гг. на примере газеты "Дальневосточный Комсомольск" [стр. 16-22]
    Кортун Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации, Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре; Федирко Оксана Петровна, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела этнографии, этнологии и антропологии, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, Владивосток ORCID: 0000-0002-6644-2421 SPIN: 6809-2630
    подробнее 

    Цитировать: Кортун Е.А., Федирко О.П. Особенности дальневосточной региональной прессы 1990-х гг. на примере газеты "Дальневосточный Комсомольск" // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 16-22. EDN: BYJTZR. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.2

    В данной статье исследуются особенности региональной прессы на примере газеты "Дальневосточный Комсомольск". Проанализировав информационную составляющую дальневосточных региональных газет в контексте социокультурных трансформаций периода 1990-х годов на примере газеты "Дальневосточный Комсомольск", авторы выделяют ряд специфических особенностей региональной прессы, которые отличают ее от национальных и международных изданий: фиксация внимания региональных СМИ на новостях, событиях и проблемах, которые интересны и важны для жителей конкретного региона и создание персонализированного контента издания; небольшой охват аудитории, сосредоточенной в определенном географическом районе, и невысокие тиражи изданий, возможность быстрого реагирования на местные события и оперативного предоставления актуальной информации своим читателям; значительное влияние на местное сообщество в процессе формирования общественного мнения. Подводя итоги исследования, авторы отмечают, что региональные СМИ, такие как газета "Дальневосточный Комсомольск", сыграли ключевую роль в формировании информационной среды в России в 1990-е годы.

    ключевые слова: региональные средства массовой информации; газеты России; Дальний Восток; специфика; Дальневосточный Комсомольск.

    Features of the Far Eastern regional media of the 1990s on the example of the newspaper "Far Eastern Komsomolsk"
    Kortun Ekaterina Alexandrovna, Senior lecturer, Department of Linguistics and Crosscultural Communication, Komsomolsk-na-Amure State University, Komsomolsk-on-Amur; Fedirko Oksana Petrovna, DSc of Historical sciences, Leading Researcher of the Department of Ethnography, Ethnology and Anthropology, Institute of History, Archeology and Ethnography Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, Vladivostok

    This article examines the peculiarities of the regional media using the example of the newspaper "Far Eastern Komsomolsk". Having analyzed the information component of the Far Eastern regional newspapers in the context of socio-cultural transformations of the period of the 1990s, using the example of the newspaper "Far Eastern Komsomolsk", the authors identify a number of specific features of the regional media that distinguish it from national and international publications: fixing the attention of regional media on news, events and problems that are interesting and important for residents of a particular region and creating personalized content of the publication; a small audience reach concentrated in a certain geographical area and low circulation of publications; the ability to respond quickly to local events and promptly provide relevant information to its readers; significant influence on the local community in the process public opinion formation. Summing up the results of the study, the authors note that regional media, such as the newspaper Far Eastern Komsomolsk, played a key role in shaping the information environment in Russia in the 1990s.

    keywords: regional mass media; Russian newspapers; Far East; specifics; Far Eastern Komsomolsk.

  • Фиксация российской культурной идентичности: художественные артефакты как зеркало космических побед СССР [стр. 23-29]
    Лукьяненко Егор Вячеславович, консультант первого проректора по стратегическому развитию и партнерству, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Лукьяненко Е.В. Фиксация российской культурной идентичности: художественные артефакты как зеркало космических побед СССР // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 23-29. EDN: MSQZUB. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.3

    Дата 12 апреля 1961 года стала исторической для всего человечества. Советский Союз первым в мире отправил человека за пределы земной атмосферы, тем самым подтвердив передовые позиции страны в сфере научно-технического прогресса. Космос стал элементом российской культурной идентичности, а мечты о нём и космические победы транслировались в общество из всех возможных инструментов, значимое место среди которых занимали художественные артефакты. Мастера станковой и монументальной живописи воплощали в своих работах новых героев-космонавтов. Не оставались в стороне и художники по фарфору, которые также в режиме реального времени реагировали на тенденции времени. В статье рассмотрены примеры использования темы космоса художниками, выявлена причинно-следственная связь появления конкретных сюжетов и описан вклад художественных артефактов в приобретение космосом статуса места культурной памяти России.

    ключевые слова: декоративно-прикладное искусство; фарфор; советский фарфор; тема космоса в фарфоре; космос в советском фарфоре; культурная идентичность; советская культурная идентичность.

    Fixing Russian Cultural Identity: Artistic artifacts as a mirror of the USSR's Cosmic Victories
    Lukyanenko Egor Vyacheslavovich, Consultant to the Vice-Rector for Strategic Development and Partnership, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg

    The date of April 12, 1961 has become Historical for all mankind. The Soviet Union was the first in the world to send a man beyond the Earth's atmosphere. Thus, the USSR confirmed the country's leading positions in the field of scientific and technological progress. Space became an element of Russian cultural identity, and dreams of it and space victories were transmitted to society from all possible tools, an important place among which was occupied by artistic artifacts. Masters of easel and monumental painting embodied new cosmonaut heroes in their works. Porcelain artists also did not stay away, who also reacted in real time to the trends of the time. The article analyzes examples of the use of the theme of space by artists, Identifies the causal relationship between the appearance of specific plots and describes the contribution of artistic artifacts to the Purchase by space of the status of a place of cultural memory in Russia.

    keywords: decorative and applied art; porcelain; Soviet porcelain; the theme of space in porcelain; space in Soviet porcelain; cultural identity; Soviet cultural identity.

Языки художественной культуры
  • Содержание понятия "танец" в осетинской культуре [стр. 30-37]
    Джиоти Коста Нодарович, соискатель, отделение искусствоведения, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, Цхинвал, Южная Осетия
    подробнее 

    Цитировать: Джиоти К.Н. Содержание понятия "танец" в осетинской культуре // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 30-37. EDN: NDDKDB. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.4

    В статье рассматривается понятие "танец", используемое в кавказских культурах; показано сложное смысловое наполнение термина, неоднозначность его трактовки в научном и бытовом вариантах. Понятие "танцевать" в осетинском языке обозначается двумя лексемами: 1) "кафын" – танцевать и 2) "симын" – исполнять массовый танец "симд". Являясь важной частью жизни осетинского социума, танец как культурная категория обогатил осетинскую речь, став важной образной метафорой осетинского поэтического языка. На основе примеров осетинского устного народного творчества, творчества осетинских поэтов проанализировано понятие "танец" в современной осетинской культуре. Лексема "танец" сублимирует в категорию образа, рисующего человека осетинской культуры со всеми характерными этническими ценностями. Показана амбивалентность понятия, просматриваемая в малых жанрах осетинского фольклора. Применены методы контент-анализа фольклорных источников и современной осетинской поэзии; сравнительно-типологический метод, рассматривающий особенности понятия "танец" в осетинской культуре в сравнении с другими народами Кавказа. Метод включенного наблюдения констатировал частоту использования понятия "танец" в современной осетинкой бытовой речи. Новизна работы состоит в предложенном ракурсе исследования, позволяющем через анализ одного понятия раскрыть разные стороны осетинской традиционной культуры. Понятие "танец" коррелирует с множеством уточняющих прилагательных: фольклорный, аутентичный, народный, классический, современный, народно-сценический, и т.д. Значение этого термина имеет положительную и негативную коннотацию. В европейской культуре "пляска" отлична от "танца", пляска – признак народной культуры, танец – профессиональной. Во многих традиционных культурах понятие "танец" отсутствует. Вестернизация прикрепила понятия "танец" и "танцевать" к новым видам деятельности, оторванным от ритуалов и обрядов. Являясь эстетическим явлением, ритмические действия под музыку способствовали закреплению лексемы "танец" в осетинском языке в его различных смысловых значениях, органично вписавшись в обозначение различных этнических ценностей, качественных характеристик человека, осетинской (горской) ментальности. Сегодня понятие "танец" и глагол "танцевать" выражают любовь, трепетное волнение, оценивают мужскую доблесть, честность, поведение человека, устанавливают этическую норму гендерных отношений. В пределах небольшой исторической дистанции рассматриваемое понятие в результате метаморфоз приобрело большую смысловую нагрузку, пронизывающую многие сферы деятельности осетинского человека.

    ключевые слова: танец; поэзия; народный танец; осетинский танец; устное народное творчество; пословицы; поговорки; симд; кафт; осетинский язык.

    The content of the concept of "dance" in Ossetian culture
    Dzhioti Kosta Nodarovich, Applicant, Department of Art History, Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Tskhinval, South Ossetia

    The concept of "dance" used in Caucasian cultures is considered. The complex semantic content of the term, the ambiguity of its interpretation in scientific and everyday versions are shown. The concept of "dancing" in the Ossetian language is denoted by two lexemes: 1) "kafyn" – to dance and 2) "simyn" – to perform a mass dance "simd". Being an important part of the life of the Ossetian society, dance as a cultural category enriched the Ossetian speech, becoming an important figurative metaphor of the Ossetian poetic language. Based on the examples of Ossetian oral folk art, the work of Ossetian poets, the concept of "dance" in modern Ossetian culture is analyzed. The lexeme "dance" sublimates into the category of an image depicting a person of Ossetian culture with all characteristic ethnic values. The ambivalence of the concept, viewed in small genres of Ossetian folklore, is shown. The methods of content analysis of folklore sources and modern Ossetian poetry are applied; a comparative typological method considering the features of the concept of "dance" in Ossetian culture in comparison with other peoples of the Caucasus. The method of included observation stated the frequency of the use of the concept of "dance" in modern Ossetian everyday speech. The novelty of the work lies in the proposed research perspective, which allows us to reveal different sides of Ossetian traditional culture through the analysis of one concept. The concept of "dance" correlates with a variety of clarifying adjectives: folklore, authentic, folk, classical, modern, folk-scenic, etc. The meaning of this term has a positive and negative connotation. In European culture, "dancing" is different from "dancing", dancing is a sign of folk culture, dance is professional. In many traditional cultures, the concept of "dance" is absent. Westernization has attached the concepts of "dance" and "dancing" to new types of activities, divorced from rituals and rituals. Being an aesthetic phenomenon, rhythmic actions to music contributed to the consolidation of the lexeme "dance" in the Ossetian language in its various semantic meanings, organically fitting into the designation of various ethnic values, qualitative characteristics of a person, Ossetian (mountain) mentality. Today, the concept of "dance" and the verb "dance" express love, tremulous excitement, evaluate male valor, honesty, human behavior, establish an ethical norm of gender relations. Within a short historical distance, the concept under consideration has acquired a great semantic load as a result of metamorphoses, permeating many spheres of activity of the Ossetian person.

    keywords: dance; poetry; folk dance; ossetian dance; oral folk art; proverbs; sayings; simd; kaft; ossetian language.

  • Анималистический жанр по материалам печати (на примере изобразительного искусства Алтая второй половины ХХ века) [стр. 38-48]
    Неприятель Юлия Александровна, аспирант, Институт гуманитарных наук Алтайского государственного университета, Барнаул; преподаватель, Алтайский государственный институт культуры, Барнаул
    подробнее 

    Цитировать: Неприятель Ю.А. Анималистический жанр по материалам печати (на примере изобразительного искусства Алтая второй половины ХХ века) // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 38-48. EDN: TNVWBG. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.5

    Цель исследования – обзор искусствоведческих трудов как источника научных данных об алтайских художниках-анималистах, а также центральной и региональной периодической, серийной и непериодической печати как наглядного материала для анализа анималистики в изобразительном искусстве Алтая во второй половине ХХ века (в дополнение к материалам из региональных музейных коллекций). Научная новизна заключается в освещении ранее не описанного художественного наследия региональных (алтайских) мастеров живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного творчества, а также художественных проблем предметно-пространственной среды в контексте обзора анималистического жанра. В результате был осуществлен поиск и обзор интересующих источников, констатированы их особенности. Выделены научные данные и иллюстративный материал, исходя из проблемно-тематического и хронологического принципов. Сделаны предварительные выводы и приведены примеры.

    ключевые слова: анималистика; анималистический жанр; Алтай; стаффаж; контекст; аллегория; художник-анималист; алтайская живопись.

    Animalistic genre based on print materials (on the example of the fine art of Altai in the second half of the ХХ century)
    Nepriyatel Yulia Aleksandrovna, Postgraduate student, Institute of Humanities of the Altai State University, Barnaul, Teacher of the Altai State Institute of Culture, Barnaul

    The purpose of the study is to review art history works as a source of scientific data on Altai animal artists, as well as central and regional periodical, serial and non-periodic printing as visual material for the analysis of animal studies in the fine arts of Altai in the second half of the twentieth century (in addition to materials from regional museum collections). The scientific novelty consists in highlighting the previously undescribed artistic heritage of regional (Altai) masters of painting, graphics, sculpture and decorative and applied creativity, as well as artistic problems of the subject-spatial environment in the context of an overview of the animalistic genre. As a result, a search and review of the sources of interest was carried out, their features were stated. Scientific data and illustrative material are highlighted based on problem-thematic and chronological principles. Preliminary conclusions are drawn and examples are given.

    keywords: animalism; animalistic genre; Altai; staff; context; allegory; animal artist; Altai painting.

  • Языковая личность поэта в музыкальном пространстве: А.С. Пушкин и Г.В. Свиридов [стр. 49-56]
    Прохоренкова Светлана Александровна, кандидат философских наук, доцент, Байкальский государственный университет, Иркутск ORCID: 0000-0002-0966-188X SPIN-код: 9241-2241; Антипина Елена Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, Москва ORCID: 0000-0002-0966-188X SPIN-код: 9241-2241
    подробнее 

    Цитировать: Прохоренкова С.А., Антипина Е.С. Языковая личность поэта в музыкальном пространстве: А.С. Пушкин и Г.В. Свиридов // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 49-56. EDN: TQJNSY. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.6

    В настоящей статье языковая личность А.С. Пушкина изучается в контексте музыкального наследия Г.В. Свиридова. Актуализируется роль междисциплинарного подхода в научных исследованиях, в частности, демонстрируются возможности применения музыковедческого анализа в рамках современных подходов к моделированию и изучению творческой языковой личности, а также репрезентации ее картины мира. На материале цикла романсов Г.В. Свиридова на стихи А.С. Пушкина рассматриваются особенности художественного мировидения homo scribens (человека пишущего). Устанавливаются доминанты стихотворений А.С. Пушкина через посредство доминант произведений композитора. Музыковедческий анализ позволяет выявить ключевые слова в поэтическом тексте, которые, в свою очередь, высвечивают мировоззрение и специфику мировосприятия поэта. Подобные исследования имеют не только теоретическую, но и практическую значимость: использование их результатов на занятиях со студентами и школьниками способно сделать процесс обучения более увлекательным, а главное – продуктивным, поскольку музыка, как живое искусство, вносит в урок такие контрасты, которые способствуют поддержанию внимания, творческой атмосферы и заинтересованности.

    ключевые слова: языковая личность; картина мира; ключевые слова; А.С. Пушкин; Г.В. Свиридов; музыковедческий анализ.

    The poet's linguistic personality in the musical space: A.S. Pushkin and G.V. Sviridov
    Prokhorenkova Svetlana Alexandrovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Baykalsky State University, Irkutsk; Antipina Elena Sergeevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Moscow University of Finance and Law MFUA, Moscow

    In this article, the linguistic personality of A.S. Pushkin is studied in the context of the musical heritage of G.V. Sviridov. The role of an interdisciplinary approach in scientific research is actualized, in particular, the possibilities of applying musicological analysis within the framework of modern approaches to modeling and studying a creative linguistic personality, as well as representing its worldview, are demonstrated. Based on the material of the cycle of romances by G.V. Sviridov on the poems of A.S. Pushkin, the features of the artistic worldview of homo scribens (a person writing) are considered. The dominant elements of A.S. Pushkin's poems are established through the dominant elements of the composer's works. Musicological analysis makes it possible to identify key words in a poetic text, which, in turn, highlight the worldview and the specifics of the poet's worldview. Such studies have not only theoretical, but also practical significance: using their results in classes with students and schoolchildren can make the learning process more exciting, and most importantly, productive, since music, as a living art, introduces such contrasts into the lesson that contribute to maintaining attention, creative atmosphere and interest.

    keywords: Linguistic personality; worldview; keywords; A.S. Pushkin; G.V. Sviridov; musicological analysis. Linguistic personality; worldview; keywords; A.S. Pushkin; G.V. Sviridov; musicological analysis.

  • Традиции и новации в дизайне Дома моды "Rose Studio" [стр. 57-62]
    Цюйань Юе, аспирант, Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
    подробнее 

    Цитировать: Цюйань Юе. Традиции и новации в дизайне Дома моды "Rose Studio" // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 57-62. EDN: EZKMAN. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.7

    Цель исследования – раскрыть широкое использование традиционных элементов и их влияние в современной китайской моде. В статье рассматриваются Дом моды (Rose Studio), его основатель и дизайнер высокой моды – Го Пэй и дизайны разных коллекций Го Пэй, в которых сочетаются традиционные китайские элементы и современные популярные элементы моды. Ранее о традиционной китайской одежде было написано множество книг, статей и журналов. Но очень мало внимания уделялось традиционным элементам китайской одежды и их использованию в современной китайской моде. В этом и заключается новизна данной работы. В результате выявлены традиционные китайские элементы, которые составляют большую часть дизайна Го Пэй, отражая в них высокий статус в современном дизайне моды, таким образом, дизайны Го Пэй отражают современный подход к синтезу традиций и новаций в моде.

    ключевые слова: Китай; культура; мода; дизайн; традиции; новации.

    Traditions and innovations in the design of the Fashion House "Rose Studio"
    Quan Yue, Postgraduate student of the Department of Theory and History of Culture and Art, Ural Federal University, Yekaterinburg

    The purpose of the study is to reveal the extensive use of traditional elements and their influence in contemporary Chinese fashion. The paper discusses the fashion house "Rose Studio", its founder and high fashion designer - Guo Pei and even the designs of Guo Pei's different collections, which combine traditional Chinese elements and modern popular fashion elements. Previously, many books, articles and magazines have been written about traditional Chinese clothing. But very little attention has been paid to traditional Chinese clothing elements and their use in contemporary Chinese fashion. This is the novelty of this paper. The result reveals traditional Chinese elements make up a large part of Guo Pei design, reflecting they have a high status in contemporary fashion design, and we know Guo Pei design as a link between tradition and novelty.

    keywords: China; culture; fashion; design; tradition; innovation.

Смысловая динамика
  • Проблемное поле смысловой динамики модерна: идеология в публичной сфере [стр. 63-69]
    Трунов Анатолий Анатольевич, кандидат философских наук, доцент orcid: 0000-0001- 5669-8514 SPIN-код: 4599-7164; Лесных Виталий Олегович, аспирант ; Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород
    подробнее 

    Цитировать: Трунов А.А., Лесных В.О. Проблемное поле смысловой динамики модерна: идеология в публичной сфере // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 63-69. EDN: CICXSD. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.8

    В данной статье мы продолжаем изучать идеологию с социологических позиций. Цель исследования – раскрыть специфику функционирования идеологии в публичной сфере динамично развивающихся обществ модерного и постмодерного типов. Научная новизна заключается в том, что были охарактеризованы основные трудности изучения идеологии в условиях цифровизации и массовой доступности Интернета, а также осуществлён критический анализ нормативно-рациональной концепции публичной сферы. В результате была выявлена взаимосвязь между возникновением, эволюцией и последующей смысловой трансформацией идеологии, а также механизмов её воздействия на социальные группы и индивидов, с одной стороны, и состоянием публичной сферы, – с другой. Идеология, публичная сфера и Современность рассматриваются нами как взаимосвязанные социологические категории.

    ключевые слова: идеология; публичная сфера; Современность; М. Фриден; М. Островский; Ю. Хабермас; власть; дискурс; коммуникации; морфологический анализ; эгоистичные мемы, большой Другой.

    The problematic field of the semantic dynamics of Modernity: ideology in the Public Sphere
    Trunov Anatoly Anatolyevich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor; Lesnykh Vitaliy Olegovich, Postgraduate student; Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod

    In this article, we continue to study ideology from a sociological perspective. The purpose of the study to identify the specifics of the functioning of ideology in the Public Sphere of dynamically developing societies of modern and postmodern types. The scientific novelty lies in the fact that the main difficulties of studying ideology in the context of digitalization and mass accessibility of the Internet were considered, a critical analysis of the normative and rational concept of the Public Sphere was carried out. As a result, the relationship between the emergence, evolution and subsequent semantic transformation of ideology, as well as the mechanisms of its impact on social groups and individuals, on the one hand, and the state of the Public Sphere, on the other, was revealed. Ideology, the Public Sphere and Modernity are considered by us as interrelated sociological categories.

    keywords: ideology; Public Sphere; Modernity; M. Freeden; M. Ostrovski; Y. Habermas; power; discourse; communications; morphological analysis; selfish memes; The Big Other.

  • Трансформация ценностных регуляторов в обществах модерного типа: между этикой принципов и этикой добродетелей [стр. 70-76]
    Трунов Анатолий Анатольевич, кандидат философских наук, доцент orcid: 0000-0001- 5669-8514 SPIN-код: 4599-7164; Тарасов Александр Сергеевич, аспирант ; Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород
    подробнее 

    Цитировать: Трунов А.А., Тарасов А.С. Трансформация ценностных регуляторов в обществах модерного типа: между этикой принципов и этикой добродетелей // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 70-76. EDN: KYOXXY. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.9

    Любые типы социальной организации характеризуются наличием определённых ценностей и смыслов. В обществах домодерного типа ценности были сконцентрированы в сферах мифологии и религии. Эпоха модерна знаменовала собой разрыв с мифологией и религией как способами духовного освоения мира и способствовала появлению новой аксиологии. Цель исследования – теоретико-социологический анализ трансформации ценностных регуляторов в обществах модерного типа. Научная новизна заключается в том, что была выявлена аксиологическая специфика идеологических процессов в обществах модерного типа. В результате авторы статьи пришли к заключению о том, что система ценностных регуляторов обществ модерного типа имеет пирамидальную двухуровневую структуру. Её верхний уровень представлен этикой принципов, нижний – этикой добродетелей. Идеология связывает этику принципов с этикой добродетелей, обеспечивая включение ценностных регуляторов в процессы производства действительной социальной жизни.

    ключевые слова: ценности; аксиосфера; общество; модерн; идеология; этика принципов; этика добродетелей.

    Transformation of value regulators in Modern Societies: between the Ethics of principles and the Ethics of virtues
    Trunov Anatoly Anatolyevich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor; Tarasov Alexander Sergeevich, Postgraduate student; Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod

    Any type of social organization is characterized by the presence of certain values and meanings. In the societies of the pre-modern type, values were concentrated in the spheres of mythology and religion. The modern era marked a break with mythology and religion as ways of spiritual exploration of the world and contributed to the emergence of a new axiology. The purpose of the study is a theoretical and sociological analysis of the transformation of value regulators in modern societies. The scientific novelty lies in the fact that the axiological specificity of ideological processes in modern societies has been revealed. As a result, the authors of the article came to the conclusion that the system of value regulators of modern societies has a pyramidal two-level structure. Its upper level is represented by the ethics of principles, the lower by the ethics of virtues. Ideology connects the ethics of principles with the ethics of virtues, ensuring the inclusion of value regulators in the production processes of real social life.

    keywords: values; axiosphere; society; Modernity; ideology; Ethics of principles; Ethics of virtues.

Социальная картина мира
  • Концептуализация понятия гражданского участия: терминологический анализ и систематизация подходов [стр. 77-83]
    Миронов Михаил Викторович, аспирант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Миронов М.В. Концептуализация понятия гражданского участия: терминологический анализ и систематизация подходов // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 77-83. EDN: LFSLYM. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.10

    Цель исследования – комплексный анализ терминологических концепций гражданского участия и его структурных аспектов. В статье систематизируются академические знания и разрабатывает унифицированный подход к пониманию гражданского участия. Применён метод аналитической обработки данных, включающий синтез и систематизацию информации. Анализ терминологии, основанный на работах отечественных и зарубежных авторов, позволил синтезировать комплексный подход к пониманию феномена. Были соотнесены понятия "гражданское участие" и "гражданская активность", проведено структурирование понятия в рамках трехуровневой парадигмы - участие, активность, действие. Представлена типология гражданского участия, включающая в себя социальное и политическое участие. В результате исследования обновлена и концептуализирована терминологическая база. Статья предлагает универсальный подход к пониманию гражданского участия, вносит вклад в теорию и способствует глубокому осмыслению явления.

    ключевые слова: гражданское участие; гражданская активность; политическое участие; социальное участие; гражданское общество.

    Conceptualization of the concept of civic participation: terminological analysis and systematization of approaches
    Mironov Mikhail Viktorovich, Postgraduate student, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Moscow

    The purpose of the research is a comprehensive analysis of terminological concepts of civic participation and its structural aspects. The article systematizes academic knowledge and develops a unified approach to understanding civic participation. A method of analytical data processing was used, including synthesis and systematization of information. Analysis of terminology, based on the works of domestic and foreign authors, made it possible to synthesize an integrated approach to understanding the phenomenon. The concepts of "civic participation" and "civic activity" were correlated, and the concept was structured within the framework of a three-level paradigm – participation, activity, action. A typology of civic participation is presented, including social and political participation. As a result of the study, the terminological base was updated and conceptualized. The article offers a universal approach to understanding civic participation, contributes to theory and contributes to a deep understanding of the phenomenon.

    keywords: civic participation; civic engagement; political participation; social participation; civic society.

  • Особенности инклюзивной библиотечной деятельности в работе с подростками: проектный подход [стр. 84-87]
    Своеволина Инна Леонидовна, заведующий структурным подразделением; Федорова Алина Алексеевна, библиотекарь ; Библиотека им. М. Горького Библиотечно- информационный центр, Шахты
    подробнее 

    Цитировать: Своеволина И.Л., Федорова А.А. Особенности инклюзивной библиотечной деятельности в работе с подростками: проектный подход // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 84-87. EDN: LJEYVQ. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.11

    Статья посвящена инклюзивной работе с подростками в учреждениях культуры, в том числе в библиотеках, которая сегодня значительно усложняется и совершенствуется. Рассмотрев работу общедоступных библиотек, авторы находят, что доказательством этому является рост количества инклюзивных мероприятий и проектов, а также разнообразие тем, методов и способов их реализации. В процессе исследования проблемы инклюзивной работы с подростками как части проектной деятельности библиотек использовались методы эмпирического исследования данных, представленных в открытых источниках. В статье показано, что при выработке качественно новой стратегии развития инклюзивной библиотечной работы основным ее направлением и механизмом должна стать проектная деятельность, что будет являться новшеством в работе библиотеки.

    ключевые слова: библиотека; инклюзивная деятельность; инклюзия; проект; социум; толерантность; подростки с ОВЗ.

    Features of inclusive library activities in working with teenagers: a project approach
    Svoevolina Inna Leonidovna, head of a Structural division; Fedorova Alina Alekseevna, librarian ; Library named after M. Gorky of Library and Information Center, Shakhty

    The article is devoted to inclusive work with teenagers in cultural institutions, including libraries, which today is becoming significantly more complex and improved. Looking at the work of public libraries, the authors find that evidence of this is the growth in the number of inclusive activities and projects, as well as the diversity of topics, methods and ways of implementing them. In the process of studying the problem of inclusive work with teenagers as part of library project activities, methods of empirical research of data presented in open sources were used. The article shows that when developing a qualitatively new strategy for the development of inclusive library work, its main direction and mechanism should be project activities, which will be an innovation in the work of the library.

    keywords: library; inclusive activities; inclusion; project; society; tolerance; adolescents with disabilities.

Обозрение: мнения, события, явления
  • Стенограмма интервью с Жан-Люком Нанси О пустыне смыслов, анонимных ритмах и пульсации чужого сердца [стр. 88-94]
    предисл к переводной версии к. полит. н. М.А. Григорьевой
    подробнее 

    Цитировать: Стенограмма интервью с Жан-Люком Нанси. О пустыне смыслов, анонимных ритмах и пульсации чужого сердца / предисл. к переводной версии М.А. Григорьевой // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №4(20). – С. 88-94. EDN: LMZQVS. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-20.12

    Предисловие к переводной версии беседы от редактора. Беседа – одна из самых важных форм размышления, способная продвигать мысль дальше, чем она могла бы надеяться, будучи изолированной. Обычно философ размышляет с кем-то, чья фигура призрачна и скрыта от зрения. Жан-Люк Нанси сегодня признан одним из самых важных современных французских философов. В последние годы его работы стали предметом встреч во Франции и в ряде зарубежных стран. Все его работы уникальны и требуют от нас понимания универсальности в форме "единственного множественного числа". Поэтому встреча с Жана-Люком Нанси должна позволить выразить уникальные мысли, смысл которых возник именно из их конфронтации и их пересечения. Встреча Кристиана Варкена с Нанси состоялась в Париже в июне 2007 года, 16-ю годами ранее он перенес операцию по трансплантации сердца. Современные технологии, наука и медицина, как отмечает в этом интервью Нанси, "позволяют нам жить в очень странных отношениях, когда части тела переходят из одного тела в другое" 1. Поскольку эта процедура не до конца испытана временем, мы не можем быть уверены, что генетически модифицированные организмы, которые вживлены в тело человечества, как злоумышленники, не уничтожат его изнутри. На протяжении всех этих 16-ти лет Нанси всё еще не удавалось свыкнуться с мыслью, что он "украл" чьё-то сердце, окончательно "принять его", и найти с ним общий язык. Эта мысль буквально съедала его изнутри долгие годы. Он по-прежнему ощущал в себе "пустоту" – пустыню, которую невозможно восполнить биением чужого сердца, чьи анонимные ритмы и пульсация казались отстраненными и отсутствующими. 2 Случай Нанси с сердцем и их непростые взаимоотношения можно интерпретировать перелагая на полотно мира, когда вживление традиций и установок одной культуры в тело другой, неизбежно приводит к отторжению. Приняв это чужое сердце, культура обречена ощущать себя заложником в собственном доме, с чуждыми ей ритмами и с чувством постоянной угрозы. Перевод беседы, подготовленный по стенограмме беседы, безусловно, будет интересен русскоязычному читателю, как и сама траектория мысли Жан-Люка Нанси.

    Transcript of an interview with Jean-Luc Nancy About the desert of meanings, anonymous rhythms and pulsation of someone else's heart
    preface to the translated version by K. polit. N. M.A. Grigorieva

вернуться к каталогу

{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки