Журнал «KANT: Social science & Humanities» №1(13) 2023

УЯЗВИМОЕ БУДУЩЕЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: НАУЧНЫЙ ОБЗОР БЛИЖАЙШИХ ПРОГНОЗОВ • БЕССРОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ • ВЫМИРАНИЕ И КОНЕЦ БУДУЩЕГО • РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ • ЦИФРОВОЙ ДОПИНГ ДЛЯ ИСТОРИКОВ: МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ИСТОРИЮ, ПАМЯТЬ И ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ? • СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИТАЕВЕДЕНИЯ (XVI-XIX ВВ.) • «БЕЗОПАСНО ЛИ РЯДОМ С ТЕОРИЕЙ НЕГАТИВНОГО УТИЛИТАРИЗМА?»

правила публикации научных статей в научном журнале «KANT»

Содержание номера

  • Уязвимое будущее цифрового общества: научный обзор ближайших прогнозов [стр. 4-17]
    Григорьева Марина Анатольевна, кандидат политических наук, шеф-редактор научного журнала "KANT", директор Издательства "Ставролит", Ставрополь; Григорьев Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор (ВАК), профессор культурологии МАН (Сан-Марино), заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала "KANT"; заведующий Кафедрой музыки и социально-художественного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
    подробнее 

    В рамках данной статьи осуществляется ретроспективный обзор научных статей, опубликованных в журнале "KANT" за 2021 и 2022 год, посвященных проблематике информационного общества и идеям универсализма, основанным на неоколониальной политике слова, креативного мышления, образования и цифровых компетенций в социокультурном пространстве в междисциплинарном аспекте. Глобальное коллективистское общество выходит в онлайн, через Интернет без границ, через тесно интегрированную глобальную экономику с виртуальными деньгами, технологической архитектурой, которая определяет политическое, экономическое и социокультурное пространство. Данные аспекты глубоко затрагивает проблематику незащищенности окружающего цифрового поля, его паразитирующих функций и дефективных последствий в области образования.

    ключевые слова: технологизация; цифровизация; педагогическое пространство; педагогические технологии; образовательные приоритеты; проектная деятельность; электронная информационная образовательная система; модель применения онлайн-сервисов; окружающее цифровое поле; интегрированная глобальная экономика; сети цифровых ячеек; идей универсализма; неоколониальная политика слова; креативное мышление; цифровые компетенции.

    The vulnerable future of the digital society: A scientific review of near-term forecasts
    Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Chief-editor of the scientific journal "KANT", Director of Publishing house "Stavrolit", Stavropol; Grigorev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor, Professor of Cultural science MAN, Honored worker of Arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, editor-in-chief of magazine "KANT"; Professor Department of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

    Within the framework of this article, a retrospective review of scientific articles published in the Kant journal for 2021 and 2022 is carried out, devoted to the problems of the information society and the ideas of universalism based on the neocolonial policy of speech, creative thinking, education and digital competencies in the socio-cultural space in an interdisciplinary aspect. The global collectivist society goes online, via the Internet without borders, through a closely integrated global economy with virtual money, a technological architecture that defines the political, economic and socio-cultural space. These aspects deeply affect the problems of the insecurity of the surrounding digital field, its parasitic functions and defective consequences in the field of education.

    keywords: technologization; digitalization; pedagogical space; pedagogical technologies; educational priorities; project activities; electronic information educational system; model of application of online services; the surrounding digital field; integrated global economy; networks of digital cells; ideas of universalism; neocolonial policy of the word; creative thinking; digital competencies.

  • Бессрочные прогнозы [стр. 18-36]
    Сун-ха Хонг, доцент кафедры Коммуникаций, Университет Саймона Фрейзера, Бернаби, Канада; Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой
    подробнее 

    Современность считает священной формулу стремления к открытому будущему: обещание человеческой решимости, которое удваивается как предписание к контролю. Сегодня знамя этого планируемого будущего несут технологии. Якобы безличная, нейтральная и свободная от разочарования в идеологии, вера в технологические изменения пронизывает нынешний горизонт исторического будущего. Тем не менее, именно так сегодняшнее технобудущее устанавливает гегемонию замкнутости и одинаковости. В частности, растущий акцент ИИ на прогнозировании религиозные исследования связывают с космограммами - универсализирующими моделями, которые управляют тем, как факты и ценности соотносятся друг с другом, обеспечивая общую и нормативную точку отсчета. В прогностической парадигме социальные проблемы мыслимы только как объекты расчетливого контроля - контроля, который никогда не может быть осуществлен, но сохраняется как вечно отложенный и повторяющийся горизонт. В результате мы видим, как это технобудущее поддерживается не столько за счет буквально точных предсказаний будущих событий, сколько за счет ритуальных демонстраций предсказания времени.

    ключевые слова: будущее; технобудущее; прогноз; современность; ритуал; вера; ИИ; технокультура.

    Predictions without futures
    Sun-ha Hong, Assistant Professor, Department of Communication, Simon Fraser University, Burnaby, Canada

    Modernity held sacred the aspirational formula of the open future: a promise of human determination that doubles as an injunction to control. Today, the banner of this plannable future is borne by technology. Allegedly impersonal, neutral, and exempt from disillusionment with ideology, belief in technological change saturates the present horizon of historical futures. Yet I argue that this is exactly how today's technofutures enact a hegemony of closure and sameness. In particular, the growing emphasis on prediction as AI's skeleton key to all social problems constitutes what religious studies calls cosmograms: universalizing models that govern how facts and values relate to each other, providing a common and normative point of reference. In a predictive paradigm, social problems are made conceivable only as objects of calculative control - control that can never be fulfilled but that persists as an eternally deferred and recycled horizon. I show how this technofuture is maintained not so much by producing literally accurate predictions of future events but through ritualized demonstrations of predictive time.

    * This paper is an accidental byproduct of research conducted through the Canadian Social Sciences and Humanities Research Council grant #430-2019-00078, "Personal Truthmaking in the Data-driven Society." It also owes various inspirations to the works of Piotr Szpunar, David Graeber, andthe "Historical Futures" series editors, Zoltаn Boldizsаr Simon and Marek Tamm.

    Sun-ha Hong. Predictions without futures // History and Theory. 2022. Vol. 61. no. 3 (September 2022), 371-390.

    keywords: future; technofuture; prediction; modernity; ritual; belief; AI; technoculture.

  • Вымирание и конец будущего [стр. 37-47]
    Йёргенсен Долли, профессор истории, Университет Ставангера, Норвегия; Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой; Иллюстрации Валерии Чуйковой
    подробнее 

    Вымирание, с биологической точки зрения, – это конец эволюционной линии, потенциальный конец будущего. Он включает в себя переход между историческим прошлым, в котором вид был биологически живым, и будущим, в котором его нет, переход от существующего к вымершему. В этом вкладе в серию "Историческое будущее" я исследую два аспекта истории вымирания: переход и ожидание. Во-первых, я утверждаю, что ученые должны понимать вымирание как процесс с длительным и даже, возможно, обратимым переходом между существующим и исчезнувшим, а не как окончательную конечную точку. Во-вторых, я рассматриваю сохранение как практику упреждающего вымирания, которая пытается создать будущее для существующих видов. Вымирание как нелинейный процесс требует, чтобы мы учитывали совпадающие прошлое, настоящее и будущее. Конец будущего для вида требует переосмысления того, как мы концептуализируем исторические (будущие) окончания во времена быстрых изменений окружающей среды.

    ключевые слова: экологическая история; консервация; вымирание; переходы; ожидание; Антропоцен.

    Extinction and the end of futures
    Jørgensen Dolly, Professor of History, University of Stavanger, Norway

    Extinction, in biological terms, is the end of an evolutionary line, a potential future cutoff. It involves a transition between the historical past in which a species was biologically alive and a future in which it isn't, a transition from extant to extinct. In this contribution to the "Historical Futures" series, I examine two aspects of extinction histories: transition and anticipation. First, I argue that scholars need to understand extinction as a process with a prolonged and even possibly reversible transition between extant and extinct rather than a definitive end point. Second, I analyze conservation as a practice of anticipatory extinction that tries to create futures for extant species. Extinction, as a nonlinear process, demands that we consider the coterminous past, present, and future. The end of futures for a species requires rethinking how we conceptualize historical (future) endings under times of rapid environmental change.

    * The author is funded by the Research Council of Norway for the project "Beyond Dodos and Dinosaurs: Displaying Extinction and Recovery in Museums" (project 283523).

    Jørgensen D. Extinction and the end of futures // History and Theory. Volume 61. Issue2. (June 2022), 209-218.

    keywords: environmental history; conservation; extinction; transitions; anticipation; Anthropocene.

  • Реализация геополитического проекта "Великая Румыния" в современных условиях [стр. 48-55]
    Азаренкова Алина Александровна, магистрантка, кафедра Политологии, Институт международных отношений и социально-политических наук, Московский государственный лингвистический университет, Москва
    подробнее 

    В статье рассматривается возникновение и реализация геополитического проекта "Великая Румыния" на современном этапе в виду вступления государства в такие организации, как Европейский союз и НАТО. Анализируются доктринальные документы Румынии, текущее состояние румынско-украинских и румынско-молдавских отношений, а также дается прогноз возможного присоединения территорий Украины и Молдавии к Румынии.

    ключевые слова: геополитический проект; Румыния; Великая Румыния; Европейский союз; НАТО; Черноморский регион; Республика Молдова; Украина.

    Implementation of the "Greater Romania" geopolitical project in modern circumstances
    Azarenkova Alina Alexandrovna, Undergraduate student, Department of Political science, Institute of international relations and social and political sciences, Moscow State Linguistic University, Moscow

    The article examines the emergence and implementation of the "Greater Romania" geopolitical project at the present stage in view of the state's accession to the European Union and NATO. The author analyzes Romania's official documents, the current state of Romanian-Ukrainian and Romanian-Moldovan relations, and also gives a forecast of the possible annexation of the territories of Ukraine and Moldova to Romania.

    keywords: geopolitical project; Romania; Greater Romania; European Union; NATO; Black Sea region; the Republic of Moldova; Ukraine.

  • Цифровой допинг для историков: можно ли сделать историю, память и историческую теорию искусственным интеллектом? [стр. 56-70]
    Канштайнер Вульф, профессор, Орхусский университет, Орхус, Дания; Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой
    подробнее 

    Искусственный интеллект буквально творит историю. Инструменты машинного обучения играют ключевую роль в создании изображений и историй о прошлом в популярной культуре. ИИ, вероятно, также уже вторгся в классы истории. Большие языковые модели, такие как GPT-3, способны генерировать привлекательные тексты без плагиата в ответ на простые входные данные на естественном языке, что дает учащимся возможность выполнять высококачественные письменные задания с минимальными усилиями. В том же ключе такие инструменты, как GPT-3, вероятно, произведут революцию в исторических исследованиях, позволив историкам и другим специалистам, работающим с текстами, полагаться на промежуточные рабочие продукты, созданные ИИ, такие как точные переводы, резюме и хронологии. Но современные большие языковые модели не справляются с ключевыми задачами, которые историки высоко ценят. Они структурно не способны говорить правду и отслеживать фрагменты информации через слои текстов. Более того, им не хватает этической саморефлексии. Поэтому на данный момент для написания академической истории потребуется участие человека. Но для историков-теоретиков большие языковые модели могут дать возможность проверить основные гипотезы о природе исторического письма. Исторические теоретики могут, например, настроить большие языковые модели, чтобы написать серию описательных, повествовательных и утвердительных историй об одних и тех же событиях, что позволит им исследовать точную связь между описанием, повествованием и аргументацией в историческом письме. Короче говоря, со специально разработанными большими языковыми моделями историки-теоретики могут проводить крупномасштабные письменные эксперименты, которые они никогда не смогли бы осуществить на практике с настоящими историками.

    ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ); ГПТ-3; историческая теория; коллективная память; историческое письмо; большие языковые модели; описание; повествование; аргументация; Открытый ИИ; машинное обучение.

    Digital doping for historians: can history, memory, and historical theory be rendered artificially intelligent?
    Kansteiner Wulf, Professor with Special Responsibilities, Aarhus University, Aarhus, Danmark

    Artificial intelligence is making history, literally. Machine learning tools are playing a key role in crafting images and stories about the past in popular culture. AI has probably also already invaded the history classroom. Large language models such as GPT-3 are able to generate compelling, non-plagiarized texts in response to simple natural language inputs, thus providing students with an opportunity to produce high-quality written assignments with minimum effort. In a similar vein, tools like GPT-3 are likely to revolutionize historical studies, enabling historians and other professionals who deal in texts to rely on AI-generated intermediate work products, such as accurate translations, summaries, and chronologies. But present-day large language models fail at key tasks that historians hold in high regard. They are structurally incapable of telling the truth and tracking pieces of information through layers of texts. What's more, they lack ethical self-reflexivity. There-fore, for the time being, the writing of academic history will require human agency. But for historical theorists, large language models might offer an opportunity to test basic hypotheses about the nature of historical writing. Historical theorists can, for instance, have customized large language models write a series of descriptive, narrative, and assertive histories about the same events, thereby enabling them to explore the precise relation between description, narration, and argumentation in historical writing. In short, with specifically designed large language models, historical theorists can run the kinds of large-scale writing experiments that they could never put into practice with real historians.

    Kansteiner W. Digital doping for historians: can history, memory, and historical theory be rendered artificially intelligent? // History and Theory. Vol. 61. no. 4 (December 2022), 119-133.

    keywords: artificial intelligence (AI); GPT-3; historical theory; collective memory; historical writing; large language models; description; narration; argumentation; Open AI; machine learning.

  • Идентификационные стратегии представителей этнических групп вузовской среды Юга России [стр. 71-81]
    Олешкевич Татьяна Адольфовна, соискатель, Адыгейский государственный университет, Майкоп
    подробнее 

    В данной статье автором представлены ориентиры на последовательное раскрытие вопроса о том, каким образом на уровне вузовской образовательной среды Юга России реализуются межэтнические отношения и, в частности, по каким принципам в данной социальной среде реализуются процессы этнической идентификации и самоидентификации; представлен анализ специфики вузовской среды; описано, что помимо позитивных отношений в неформальной среде могут складываться также конфликтные ситуации взаимодействия, и это может являться существенным основанием для обострения межэтнических отношений, так как конфликтные ситуации, даже если они изначально не базировались на этнических различиях, в дальнейшем могут разрастись в своем масштабе и вовлечь в себя все новых участников, одним из результатов чего может стать переход межличностного конфликта в статус межгруппового. Описан важный момент: активное выстраивание социальных связей в данном случае реализуется по одному из двух основных сценариев - сценарий ассимиляции, связанный с постепенным взаимопроникновением элементов взаимодействующих культур и принятием отдельных социокультурных ориентаций, принятых на уровне социальной среды региона, и сценарий открытого взаимодействия, сопровождающегося сохранением исходных культурных установок.

    ключевые слова: межэтнические отношения; вузовская образовательная среда; социальные процессы; этнос; этнически маркированные группы; этнокультурная принадлежность.

    Identification Strategies of Representatives of Ethnic Groups in the University Environment of the South of Russia
    Oleshkevich Tatyana Adolfovna, Postgraduate student, Adyghe State University, Maykop

    In this article, we present guidelines for the consistent disclosure of the question of how interethnic relations are implemented at the level of the university educational environment in the South of Russia and, in particular, according to what principles the processes of ethnic identification and self-identification are implemented in this social environment; an analysis of the specifics of the university environment is presented. This article describes that in addition to positive relations in an informal environment, conflict situations of interaction can also develop, and this can be an essential reason for exacerbating interethnic relations, since conflict situations, even if they were not originally based on ethnic differences, can later grow into on its scale and involve more and more new participants, one of the results of which may be the transition of an interpersonal conflict to the status of an intergroup one. An important point is described: the active building of social ties in this case is implemented according to one of two main scenarios - the scenario of assimilation associated with the gradual interpenetration of elements of interacting cultures and the adoption of individual sociocultural orientations adopted at the level of the social environment of the region, and the scenario of open interaction, accompanied by the preservation of the original cultural settings.

    keywords: interethnic relations; university educational environment; social processes; ethnos; ethnically marked groups; ethnocultural affiliation.

  • Становление отечественного китаеведения (XVI-XIX вв.) [стр. 82-89]
    Рудометова Анастасия Юрьевна, старший преподаватель, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Темирбулатова Анна Сергеевна, старший преподаватель, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону; Кравченко Елена Николаевна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский филиал, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цель исследования – анализ этапов становления отечественного китаеведения с XVI по XIX вв. В статье описываются тенденции в изучении Китая, китайского языка и культуры, преобладающие на разных исторических этапах. Также рассматриваются значимые исторические личности, внесшие вклад в основание и развитие отечественной синологии. В статье отмечаются основные трудности, возникающие в процессе становления отечественного китаеведения. Авторы делают предположение, что исторически это обусловлено менталитетом китайского народа, достаточно скудно делящимся с иностранцами своими культурными особенностями, но активно изучающими народы-оппоненты, а также внутренними противоречиями в работе российских деятелей в процессе формирования китайско-русских отношений. Результаты исследования могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего изучения и анализа особенностей исторических этапов становления синологии в России.

    ключевые слова: Китай; синология; китаеведение; китайский язык; китайская культура; Азия; отечественные синологи.

    Formation of Chinese studies in Russia (16th-19th century)
    Rudometova Anastasia Yurievna, Senior Lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don; Temirbulatova Anna Sergeevna, Senior Lecturer, Don State Technical University, Rostov-on-Don; Kravchenko Elena Nikolaevna, Senior Lecturer, St. Petersburg branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, St. Petersburg

    The purpose of the study is to analyze the stages of the formation of domestic Sinology from the XVI to the XIX century. The article describes the trends in the study of China, the Chinese language and culture that prevail at different historical stages. Significant historical figures who contributed to the foundation and development of domestic sinology are also considered. The article notes the main difficulties that arise in the process of the formation of domestic Sinology. The authors suggest that historically this is due to the mentality of the Chinese people, rather sparingly sharing their cultural characteristics with foreigners, but actively studying opposing peoples, as well as internal contradictions in the work of Russian figures in the process of forming Sino-Russian relations. The results of the study can be used as a basis for further study and analysis of the features of the historical stages of the formation of sinology in Russia.

    keywords: China; sinology; Chinese studies; Chinese; Chinese culture; Asia; domestic sinologists.

  • "Безопасно ли рядом с теорией негативного утилитаризма?": рецензия на статью Саймона Кнутссона "Аргумент разрушения мира" [стр. 90-95]
    Григорьева Марина Анатольевна, кандидат политических наук, шеф-редактор научного журнала "KANT", директор Издательства "Ставролит", Ставрополь
    подробнее 

    Статья представляет собой рецензию на недавно опубликованную в журнале "Inquiry" исследование Сайона Кнутсона [9], которое обращается к аргументу о разрушении мира. Согласно этому аргументу, негативный утилитаризм подразумевает, что "если кто-то может убить всех или разрушить мир, то это будет ее долгом". Кнутссон предлагает пересмотреть свои взгляды не только в отношении негативного утилитаризма, как наиболее крайней его формы, но и в отношении традиционных форм или ей подобных теорий, таких как приоритаризм. Чтобы наша дискуссия получилась конструктивной, мы предлагаем разворачивать ее с позиций, на которых построена теория утилитаризма, с позиций того, о чем она рассуждает и на чем построена, а именно определив, что такое "наивысшее всеобщее счастья" и ее возможные воплощения в мире.

    ключевые слова: феномен безопасности; теория негативного утилитаризма; всеобщее благополучие; счастье.

    "Is it safe to be around the theory of negative utilitarianism?": A review of article "The World Destruction Argument" by Simon Knutsson
    Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Chief-editor of the scientific journal "KANT", Director of Publishing house "Stavrolit", Stavropol

    The article is a review of a recently published study by Sion Knutson [9] in the journal Inquiry that addresses the world destruction argument. According to this argument, negative utilitarianism implies that "if someone can kill everyone or destroy the world, then it will be her duty." Knutsson proposes to reconsider his views not only in relation to negative utilitarianism, as its most extreme form, but also in relation to traditional forms or similar theories, such as prioritarianism. To make our discussion constructive, we propose to develop it from the standpoint on which the theory of utilitarianism is built, from the standpoint of what it talks about and what it is built on, namely, by defining what "the highest universal happiness" is and its possible embodiments in the world.

    keywords: security phenomenon; the theory of negative utilitarianism; general welfare; happiness.

вернуться к каталогу

{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки