Журнал «KANT: Social science & Humanities» №3(11) 2022
Содержание номера
-
Историческая реальность и политическая эстетика после Жака Дерриды и Бернара Стиглера [стр. 004-015]
Чекки Дарио, преподаватель, Римский университет Сапиенца, Рим, Италия; Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой
подробнееЦель статьи – показать, насколько технологии аудиовизуальной регистрации влияют не только на онтологию образов, но и на наше чувство реализма в политике и истории. Как утверждают Жак Деррида и Бернар Стиглер, исторические события стали "телесобытиями" после рождения этих технологий. Наше обращение с изображениями изменилось соответственно. Как утверждает Пьетро Монтани, мы рассматриваем их уже не как "копии" реальных объектов, а скорее как "поводы" для запуска процессов "валидации" истории. Поэтому необходимо вернуться к предложенному Ханной Арендт переосмыслению концепции истории, основанной на праксисе (praxis), и уходу от нее к современной концепции истории как "фабрикации" (poiesis) человечества. История – это скорее переговоры между этими двумя установками (praxis и poiesis, т.е. действием и творчеством): кино может быть одним из образцовых источников этих переговоров, что отражено в документальной работе в аудиовизуальных архивах, проведенной Эсфир Шуб (1927) и Харуном Фароки (1992). Репрезентация (Луи Мартен) становится, таким образом, динамической силой воображения, имеющей дело с исторической и политической реальностью; следовательно, на "идеального зрителя", как и на "идеального читателя" романов (Умберто Эко), возлагается новая задача актуализации смысла образов по отношению к их историческим и политическим отсылкам.
Cecchi, Dario. "Historical Reality and Political Aesthetics after Jacques Derrida and Bernard Stiegler" Open Philosophy, vol. 3, no. 1, 2020, pp. 257-265. https://doi.org/10.1515/opphil-2020-0014ключевые слова: политическое воображение; история; проверка; кинофильмы; технологии регистрации; монтаж; эстетическое/политическое суждение; телевидение; кинотеатр; онтология образов.
Historical Reality and Political Aesthetics after Jacques Derrida and Bernard Stiegler
Cecchi Dario, Lecturer, Sapienza University of Rome, Rome, Italy
The article aims at showing how far the technologies of audiovisual registration affect not only the ontology of images but also our sense of realism in politics and history. As argue Jacques Derrida and Bernard Stiegler, historical events have become "tele-events" after the birth of these technologies. Our handling with images has changed accordingly. As argues Pietro Montani, we no longer consider them as "copies" of real objects but rather as "occasions" for initiating processes of "validation" of history. Hannah Arendt's opposition between the ancient concept of history being based on praxis and the modern concept of history as "fabrication" (poiesis) of the humankind must be therefore reconsidered. History is rather the negotiation between these two attitudes (praxis and poiesis): cinema might be one of the exemplary sources of this negotiation, as epitomized by the documentary work in the audiovisual archives conducted by Esfir Shub (1927) and Harun Farocki (1992). Representation (Louis Martin) becomes thus a dynamical power of imagination dealing with historical and political reality; consequently, the "ideal spectator", just as the "ideal reader" for novels (Umberto Eco), is charged with a new task of actualizing the sense of images with regard to their historical and political references.
keywords: political imagination; history; validation; motion pictures; technologies of registration; montage; aesthetic/political judgment; television; cinema; ontology of images.
-
Теоретические аспекты исследования политической социализации личности [стр. 016-021]
Брагина Елена Анатольевна, преподаватель кафедры Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский краевой колледж искусств, Ставрополь
подробнееВ статье рассматриваются основные теоретические подходы к определению "политическая социализация" и изучению процесса, который обеспечивает полноправное вхождение личности в политическое пространство общества, способствуя воспроизводству политической культуры данного общества. Проанализированы различные модели политической социализации, одна из которых сформирована Т. Гоббсом и включает модель подчинения, другая основывается на субъект-субъектном понимании процесса политической социализации или модели интереса, представленная А. Смитом и Г. Спенсером. Выделено многообразие различных типов политической социализации личности. Воздействуя на политическую культуру общества, политическая социализация под влиянием большого количества значительных факторов зачастую обретает альтернативно новое содержание.
ключевые слова: теории политической социализации; политическая социализация; модели политической социализации; политические ценности; политические установки; политическая культура; социализация личности.
Theoretical aspects of the study of political socialization of personality
Bragina Elena Anatolievna, Lecturer, Department of General humanitarian and socio-economic disciplines, Stavropol Regional College of Art, Stavropol
The article discusses the main theoretical approaches to the definition of "political socialization" and the study of the process that ensures the full entry of an individual into the political space of society, contributing to the reproduction of the political culture of this society. Various models of political socialization are analyzed, one of which was formed by T. Hobbes and includes a model of subordination, the other is based on the subject-subject understanding of the process of political socialization or the model of interest presented by A.Smith and G.Spencer. The variety of different types of political socialization of the individual is highlighted. Influencing the political culture of society, political socialization under the influence of a large number of significant factors often acquires an alternative new content.
Keywords: theories of political socialization; political socialization; models of political socialization; political values; political attitudes; political culture; socialization of personality.keywords: theories of political socialization; political socialization; models of political socialization; political values; political attitudes; political culture; socialization of personality.
-
Городской код: политика городского моделирования в эпоху больших данных [стр. 022-043]
Джонсон Мэдлин Г., Школа городского планирования, Университет Макгилла, Монреаль, Квебек, Канада; Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой
подробнееМодель – это "любое представление или понятие, которое помогает нам понять мир, когда здравый смысл или прямые наблюдения недостаточны". Здравый смысл и прямое наблюдение часто оказываются неадекватными сложностям городов двадцать первого века. Таким образом, модели изобилуют городской жизнью и управлением. Однако модель - это не только инструмент контроля, но и способ описания ситуации. Обрамление города таким образом, чтобы сделать его доступным для интерпретации и вмешательства, – это упражнение не только с научной или технологической ценностью, но и с риторической силой. Традиция всеобъемлющих городских моделей, начавшаяся с появлением компьютеров и достигшая кульминации в самоанализирующем "умном городе", отодвигает на второй план эту риторическую силу в пользу тона научного авторитета, который, хотя и оправдан в технических областях, не может быть законным образом масштабирован до уровня политического сообщества. Таким образом, реализация гражданского потенциала больших данных требует реконтекстуализации должным образом научных предприятий в рамках адекватной политической философии города, позволяющей создавать культурные городские модели, которые ставят человеческую свободу в основу своей внутренней работы.
Johnson, M.G. City in Code: The Politics of Urban Modeling in the Age of Big Data // Open Philosophy. 2020. No. 1. Vol. 3. Pp. 429-445. https://doi.org/10.1515/opphil-2020-0115ключевые слова: умный город; городское пространство; философия техники; политика; культура.
City in Code: The Politics of Urban Modeling in the Age of Big Data
Johnson Madeline G., School of Urban Planning, McGill University, Montreal, Quebec, Canada
A model is "any representation or concept that helps us to understand the world whenever common sense or direct observations are inadequate." Common sense and direct observation often prove inadequate to the complexities of the twenty-first-century cities. Thus, models abound in urban life and governance. However, a model is not only a tool for control but a way of defining a situation. Framing the city so as to render it susceptible to interpretation and intervention is an exercise not merely with scientific or technological value but with rhetorical power. The tradition of comprehensive urban models, beginning with the advent of computers and culminating in the self-analyzing "smart city," I argue, sidelines this rhetorical power in favor of a tone of scientific authority that, while justifiable in technical domains, does not legitimately scale to the level of a political community. Making good on the civic potential of Big Data thus requires recontextualizing properly scientific enterprises within an adequate political philosophy of the city, allowing for the construction of cultural urban models that set human freedom at the core of its inner workings.
keywords: smart city; urban space; philosophy of technology; politics; culture.
-
Конструирование мифологемы Русского Севера в рамках национальной специфики Коми народа через призму мифов и легенд [стр. 044-051]
Кузнецова Полина Павловна, магистрантка, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва
подробнееЦель исследования – предложить подход к определению или конструированию мифологемы Русского Севера, рассматривая концепт не как единую модель в совокупности с его символической составляющей, а обратиться к Русскому Северу как к многосоставному понятию, и проследить конструирование на примере одного из регионов – Республики Коми. Научная новизна состоит в том, что мы прослеживаем конструирование мифологемы Русского Севера как результата развития коми мифологии с ее квазишаманистским и квазихристианским исполнением. В результате выявлены, что мифологема Русского Севера в национальной специфике коми народа раскрывается через невозможность человека постичь все лесные тайны, но наделяет его духовной глубиной. Его желание найти ответы на вопросы находит отражение в образе реки, которая и направляет человека на верный путь. Река вносит порядок и определенность в его жизнь и в мифологему Русского Севера, дополняя его, делая непостижимый и заколдованный образ более степенным и находящимся в движении. Русский Север – место преодоления себя и своих страхов. Суровые природные условия и принятие невозможности его постижения взращивают в человеке духовный стержень или внутреннюю силу.
ключевые слова: Русский Север; конструирование мифологемы; Республика Коми; миф; легенда.
Constructing the mythologeme of the Russian North within the national specifics of the Komi people through the prism of myths and legends
Kuznetsova Polina Pavlovna, Undergraduate student, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences, Moscow
The purpose of the study is to propose an approach to the definition or construction of the mythology of the Russian North, considering the concept not as a single model in conjunction with its symbolic component, but to refer to the Russian North as a multi-component concept, and trace the construction on the example of one of the regions - the Komi Republic. The scientific novelty lies in the fact that we trace the construction of the mythologeme of the Russian North as a result of the development of Komi mythology with its quasi-shamanistic and quasi-Christian performance. As a result, it was revealed that the mythologeme of the Russian North in the national specifics of the Komi people is revealed through the inability of a person to comprehend all the secrets of the forest, but gives him spiritual depth. His desire to find answers to questions is reflected in the image of the river, which directs a person to the right path. The river brings order and certainty into his life and into the mythology of the Russian North, complementing it, making the incomprehensible and enchanted image more sedate and in motion. The Russian North is a place to overcome oneself and one's fears. Harsh natural conditions and the acceptance of the impossibility of comprehending it cultivate a spiritual core or inner strength in a person.
keywords: Russian North; constructing a mythologeme; Komi Republic; myth; legend.
-
Тема языка в философии Владимира Бибихина (70 - 90-е гг. XX в.) [стр. 052-066]
Яровова Василина Дмитриевна, магистр философских наук, Высшая школа экономики, Москва
подробнееДанная статья состоит из трех частей в соответствии с хронологическими периодами, поскольку такое разделение по этим трем периодам вполне соответствует хронологически различным осмыслениям темы языка Бибихина. Статья посвящается ранним текстам о языке В. Бибихина. В рамках данной работы автор предлагает отнести к раннему периоду тексты, написанные в 70-е гг. прошлого столетия. Автор предлагает рассмотреть его тексты о языке в хронологическом порядке, начиная с самых первых записей 70-х гг. и заканчивая самыми поздними записями о языке Бибихина. В данной статье автор будет опираться на два основных источника, к ним относятся "Слово и событие" (сборник работ о языке В. Бибихина) и к статье "К онтологическому статусу языкового значения" (статья из сборника "Традиция в истории культуры"), а также ссылаться к опубликованному курсу лекций "Внутренняя форма слова". В данной статье будет предпринята попытка реконструировать основные идеи Бибихина о языке с целью воссоздания целостной картины его философских идей в связи с темой языка. Вся философская мысль о языке В. Бибихина пронизана темой герменевтики, поскольку именно герменевтика является фундаментом мысли Бибихина, поэтому одной из задач, помимо реконструкции осмыслений темы языка и выделения ключевых идей, будет попытка показать, что к теме герменевтики В. Бибихин приходит раньше, чем делает ее непосредственно предметом своих осмыслений.
ключевые слова: темы языка Бибихина; герменевтика; осмысление становления и развития детской речи; мысль о языке в контексте семиотики и гипотезы лингвистической относительности.
The theme of language in the philosophy of Vladimir Bibikhin (70-90s of the XX century)
Yarovova Vasilina Dmitrievna, Master of Philosophy, Higher School of Economics, Moscow
This article consists of three parts in accordance with chronological periods, since such a division into these three periods is quite consistent with chronologically different interpretations of the theme of Bibikhin's language. The article is devoted to the early texts about the language of V. Bibikhin. In the framework of this work, the author proposes to attribute to the early period the texts written in the 70s. The author proposes to consider his texts on language in chronological order, starting from the very first records of the 70s. and ending with the latest records about Bibikhin's language. In this article, the author will rely on two main sources, these include "The Word and the Event" (a collection of works on the language of V. Bibikhin) and the article "On the Ontological Status of Linguistic Meaning" (an article from the collection "Tradition in the History of Culture"), and also refer to the published course of lectures "The internal form of the word." This article will attempt to reconstruct Bibikhin's main ideas about language in order to recreate a complete picture of his philosophical ideas in connection with the topic of language. The whole philosophical thought about the language of V. Bibikhin is permeated with the theme of hermeneutics, since it is hermeneutics that is the foundation of Bibikhin's thought, therefore, one of the tasks, in addition to reconstructing the understanding of the topic of language and highlighting key ideas, will be an attempt to show that V. Bibikhin comes to the topic of hermeneutics earlier, which makes it directly the subject of his reflections.
keywords: topics of Bibikhin's language; hermeneutics; comprehension of the formation and development of children's speech; thought about language in the context of semiotics and the hypothesis of linguistic relativity.
-
Анализ книги в стихах для детей "Сом в летнюю ночь" Эгвины Фет [стр. 067-078]
Чуйкова Валерия Валерьевна, магистрантка, Школа дизайна, Высшая школа экономики, Москва
подробнееДанная статья представляет анализ книги "Сом в летнюю ночь" Эгвины Фет с точки зрения текста, иллюстраций и оформления, актуальности в контексте детской литературы. В статье рассматриваются сюжетные линии книги, драматическая структура текстов, анализируется каждый текст. Статья даёт представление о стратегии иллюстрирования книги, новых подходах к взаимодействию с читателем, акцентирует отличительные особенности книги.
ключевые слова: детская литература; стихи для детей; анализ книги; книга в стихах для детей; драматическая структура текста; книжная иллюстрация; Сом в летнюю ночь; Эгвина Фет.
Analysis of the poetry book for children "A Midsummer Night Catfish" by Egvina Fet
Chuikova Valeria Valerievna, Undergraduate student, School of Design, Higher School of Economics, Moscow
This article presents an analysis of the book "A Midsummer Night Catfish" by Egvine Fet in terms of text, illustrations and design, relevance in the context of children's literature. The article discusses the storylines of the book, the dramatic structure of the texts, analyzes each text. The article also gives an idea of the strategy of illustrating the book, new approaches to interaction with the reader and emphasizes the distinctive features of the book.
keywords: children's literature; poems for children; book analysis; a book in verse for children; dramatic structure of the text; book illustration; Catfish on a summer night; Egvina Fet.
-
Размышляя с Сюзанной Лангер: сонарные связи с нечеловеческим [стр. 079-093]
Гайкис Лона, независимый исследователь, преподаватель, Институт теории искусства и культурологии, Академия изящных искусств, Вена, Австрия; Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой
подробнееЭстетический и эпистемологический отход от окуляроцентризма произошел вслед за текущими технологическими эволюциями и постчеловеческим поворотом. Звуковое исследование сверхчеловеческого выводит художников и философов за пределы антропоморфизма, чтобы выявить скрытую структуру форм жизни. Слияние природы с культурой (-ами) – это один из сдвигов в направлении осознанного восприятия звуков и ритмов, а также изучения окружающей среды. На онтологическом уровне переупорядочение субъекта и объекта происходит при столкновении с реципрокным отношением звучания. Что, если культура и есть природа? Как технология связана с ботаникой и что значит взаимодействовать с окружающей средой через "расширенную тактильность уха"? В данной статье рассматриваются современные межвидовые практики в звуковом искусстве путем пересмотра теории философа Сюзанны Лангер о воплощенном и встроенном разуме. Ее "новый ключ" в философии подчеркивает музыку как динамическую звуковую картину, чтобы концептуализировать семиологию художественных форм, которые способны транслировать человеческое чувство по отношению к нечеловеческим предшественникам. Это служит инструментом для отслеживания доконцептуальных субстратов ума, ведя нас через процессно-ориентированные исследования природы и психофизического аффекта. Мышление с Лангером включает в себя взаимосвязь природных систем, моделей поведения и человеческого самовыражения, которая проявляется в искусстве.
Gaikis L. Thinking with Susanne Langer: Sonar Entanglements with the Non-human // Open Philosophy. 2021. No. 1. Vol. 4. Pp. 149-161. https://doi.org/10.1515/opphil-2020-0170ключевые слова: медиаархеология; звуковое искусство; природа-культура; понятие разума; Сюзанна Лангер; Иоана Време Мозер.
Thinking with Susanne Langer: sonar entanglements with the non-human
Gaikis Lona, Independent researcher, Lecturer, Institute for Art Theory and Cultural Studies, Academy of Fine Arts, Vienna, Austria
Аn aesthetic and epistemological departure from ocular centrism has occurred in the wake of current technological evolutions and the posthuman turn. The sonic exploration of the more-than-human takes artists and philosophers beyond anthropomorphism to reveal the hidden patterning of life forms and yet-unfathomed universes. The conflation of nature(s) with culture(s) is one shift that takes place when thinking with sounds and rhythm and studying our environments. On an ontological level, a reordering of subject and object occurs when encountering the reciprocal relationship of sounding. What if culture is actually nature? How does technology connect with botany, and what does it mean to engage the environment with the expanded tactility of the ear? This essay observes current inter-species practices in sound art by revisiting philosopher Susanne Langer's theory of an embodied and embedded mind. Her "new key" in philosophy emphasizes music as a dynamic sound-pattern to conceptualize a semiology of artistic forms that renders human feeling in regard to non-human antecedents. This serves as a tool to trace the preconceptual substrata of mind, leading us through process-oriented studies of nature and psychophysical affect. Thinking with Langer involves the interconnection of natural systems, behavioural patterns, and human expression, which emerges in art.
keywords: media archaeology; sound art; nature-cultures; concept of mind; Susanne Langer; Ioana Vreme Moser.
-
Образ музыки как феномен культуры [стр. 094-103]
Григорьев Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН (Сан-Марино), действительный член (академик) РАЕ, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, профессор кафедры Музыки и социально-художественного образования, главный редактор журнала KANT; Целковая Юлия Михайловна, старший преподаватель кафедры Теории и методики музыкального образования; Захарченко Наталья Сергеевна, старший преподаватель кафедры Хорового дирижирования и социально-культурных проектов ; Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
подробнееВ статье рассматривается музыкальное искусство как средство человеческой самореализации в исторической ретроспективе от эпохи Античности до современности. Выявляя феноменологию музыкального искусства через философско-культурологический подход, авторы сосредотачивают внимание на смену культурных эпох, что позволяет рассматривать культуру и музыку как средство человеческой самореализации. В представленной статье в этом контексте будет рассматриваться образ музыки как феномен культуры, что потребует раскрытия специфики музыки как особого вида художественной деятельности, определения места музыки в системе искусств, а также определения сущности феномена культуры. В результате авторы приходят к выводу, что музыка как многомерное отражение явлений реальной действительности, постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человечества и, перерабатывая его своими средствами, осуществляет в этом опыте особый синтез, позволяющий рассматривать ее как культурный феномен.
ключевые слова: культура; феномен культуры; музыка; функции музыки; специфика музыки как вида искусства; искусство; художественный образ; духовная жизнь человека.
The image of music as a cultural phenomenon
Grigorev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Academician RAE, Honored worker of arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, Professor of the Department of Music and social and artistic education; Tselkova Yulia Mikhailovna, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Music Education ; Zakharchenko Natalia Sergeevna, Senior Lecturer, Department of Choral Conducting and Socio-Cultural Projects ; Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article considers the art of music as a means of human self-realization in a historical retrospective from the era of Antiquity to the present. Revealing the phenomenology of musical art through a philosophical and cultural approach, the authors focus on the change of cultural epochs, which allows us to consider culture and music as a means of human self-realization. In this article, in this context, the image of music as a cultural phenomenon will be considered, which will require disclosure of the specifics of music as a special type of artistic activity, determining the place of music in the system of arts, as well as determining the essence of the cultural phenomenon. As a result, the authors come to the conclusion that music, as a multidimensional reflection of the phenomena of reality, constantly absorbs the entire cultural experience of mankind and, processing it with its own means, performs a special synthesis in this experience, which allows us to consider it as a cultural phenomenon.
keywords: Culture; the culture; the music; the functions of music; the specifics of music as an art form; the art; the artistic image; the spiritual life of man.