Размышляя с Сюзанной Лангер: сонарные связи с нечеловеческим

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(11) 2022 [стр. 079-093]

DOI: 10.24923/2305-8757.2022-11.7

Авторы: Гайкис Лона, независимый исследователь, преподаватель, Институт теории искусства и культурологии, Академия изящных искусств, Вена, Австрия, Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой

Ключевые слова: медиаархеология; звуковое искусство; природа-культура; понятие разума; Сюзанна Лангер; Иоана Време Мозер.

Эстетический и эпистемологический отход от окуляроцентризма произошел вслед за текущими технологическими эволюциями и постчеловеческим поворотом. Звуковое исследование сверхчеловеческого выводит художников и философов за пределы антропоморфизма, чтобы выявить скрытую структуру форм жизни. Слияние природы с культурой (-ами) – это один из сдвигов в направлении осознанного восприятия звуков и ритмов, а также изучения окружающей среды. На онтологическом уровне переупорядочение субъекта и объекта происходит при столкновении с реципрокным отношением звучания. Что, если культура и есть природа? Как технология связана с ботаникой и что значит взаимодействовать с окружающей средой через "расширенную тактильность уха"? В данной статье рассматриваются современные межвидовые практики в звуковом искусстве путем пересмотра теории философа Сюзанны Лангер о воплощенном и встроенном разуме. Ее "новый ключ" в философии подчеркивает музыку как динамическую звуковую картину, чтобы концептуализировать семиологию художественных форм, которые способны транслировать человеческое чувство по отношению к нечеловеческим предшественникам. Это служит инструментом для отслеживания доконцептуальных субстратов ума, ведя нас через процессно-ориентированные исследования природы и психофизического аффекта. Мышление с Лангером включает в себя взаимосвязь природных систем, моделей поведения и человеческого самовыражения, которая проявляется в искусстве.

Gaikis L. Thinking with Susanne Langer: Sonar Entanglements with the Non-human // Open Philosophy. 2021. No. 1. Vol. 4. Pp. 149-161. https://doi.org/10.1515/opphil-2020-0170

скачать

Литература:
Carnap, Rudolf. "The Elimination of Metaphysics Through Logical Analysis of Language (Uberwindung der Metaphysik durch logische Analyse der Sprache)." In Logical Positivism, edited by A. J. Ayer, translated by Arthur Pap, 60-81. Glencoe, IL: The Free Press, 1959 (1931).
Cassirer, Ernst. The Philosophy of Symbolic Forms. Vol. 1 "Language," Vol. 2 "Mythical Thought," Vol. 3 "The Phenomenology of Knowledge." New Haven, USA: Yale University Press, 1955-1957.
Cassirer, Ernst. "Form and Technology." In Ernst Cassirer on Form and Technology: Contemporary Readings, edited by Aud Sissel Hoel and Ingvild Folkvord, translated by Wilson McClelland Dunlavey and John M. Krois, 15-53. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012 (1930).
Cucurachi, S., W. L. M. Tamis, M. G. Vijver, W. J. G. M. Peijnenburg, J. F. B. Bolte, and G. R. de Snoo. "A Review of the Ecological Effects of Radiofrequency Electromagnetic Fields (RF-EMF)." Environment International 51 (1 January 2013), 116-40. 10.1016/j.envint.2012.10.009
Dengerink Chaplin, Adrienne. The Philosophy of Susanne Langer: Embodied Meaning in Logic, Art and Feeling. London/Oxford: Bloomsbury Academic, 2019.
Derrida, Jaques. Margins of Philosophy (Marges de la philosophie, 1972), Chicago IL: University of Chicago, 1982.
Ikrath, Kurt, William Kennebeck, and Robert T. Hoverter. "Trees Performing Radio Antennas." IEEE Transactions on Antennas and Propagation 23 (1 January 1975), 137-40. 10.1109/TAP.1975.1141017.
Langer, Susanne K. "A Logical Analysis of Meaning." Radcliffe College, 1926. Accessed Through: https://langercircle.sites.uu.nl/resources-2/langer-archival-material/
Langer, Susanne K. Philosophy in a New Key: A Study in the Symbolism of Reason, Rite And Art. New York: New American Library, 1954 (1942).
Langer, Susanne K. Feeling and Form: A Theory of Art Developed from Philosophy in a New Key. New York: Charles Scribner's Sons, 1953.
Langer, Susanne K. "The Art Symbol and the Symbol in Art." In Problems of Art: Ten Philosophical Lectures, 124-39. New York: Charles Scribner's Son, 1957.
Langer, Susanne K. Mind: An Essay on Human Feeling. Vol. 1. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1967.
Massumi, Brian. Semblance and Event: Activist Philosophy and the Occurrent Arts. Cambridge, MA: The MIT Press, 2011.
Squier, George O. "Tree Telephony and Telegraphy." US1549032A. Washington D.C., Filed 8 August 1919, and Issued 11 August 1925. https://patents.google.com/patent/US1549032A/en
Varela, Charles and Laurence Ferrara. "The Nagel Critique and Langer's Critical Response." Journal for the Anthropological Study of Human Movement 2(2 Autumn) (1982), 99-111. https://jashm.press.uillinois.edu/2.2/index.html
Waldmann-Selsam, Cornelia, Alfonso Balmori-de la Puente, Helmut Breunig, and Alfonso Balmori. "Radiofrequency Radiation Injures Trees around Mobile Phone Base Stations." The Science of the Total Environment 572 (20 August 2016), 554-69. 10.1016/j.scitotenv.2016.08.045.
Whitehead, Alfred N. Symbolism: Its Meaning and Effect. 3rd Edition. New York: Fordham University Press, 1985 (1927).
Whitehead, Alfred N. Process and Reality: An Essay in Cosmology. Corrected Edition. New York: The Free Press, 1985 (1929).

Thinking with Susanne Langer: sonar entanglements with the non-human

Authors: Gaikis Lona, Independent researcher, Lecturer, Institute for Art Theory and Cultural Studies, Academy of Fine Arts, Vienna, Austria

Keywords: media archaeology; sound art; nature-cultures; concept of mind; Susanne Langer; Ioana Vreme Moser.

Аn aesthetic and epistemological departure from ocular centrism has occurred in the wake of current technological evolutions and the posthuman turn. The sonic exploration of the more-than-human takes artists and philosophers beyond anthropomorphism to reveal the hidden patterning of life forms and yet-unfathomed universes. The conflation of nature(s) with culture(s) is one shift that takes place when thinking with sounds and rhythm and studying our environments. On an ontological level, a reordering of subject and object occurs when encountering the reciprocal relationship of sounding. What if culture is actually nature? How does technology connect with botany, and what does it mean to engage the environment with the expanded tactility of the ear? This essay observes current inter-species practices in sound art by revisiting philosopher Susanne Langer's theory of an embodied and embedded mind. Her "new key" in philosophy emphasizes music as a dynamic sound-pattern to conceptualize a semiology of artistic forms that renders human feeling in regard to non-human antecedents. This serves as a tool to trace the preconceptual substrata of mind, leading us through process-oriented studies of nature and psychophysical affect. Thinking with Langer involves the interconnection of natural systems, behavioural patterns, and human expression, which emerges in art.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки