Образ музыки как феномен культуры
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(11) 2022 [стр. 094-103]
DOI: 10.24923/2305-8757.2022-11.8
Ключевые слова: культура; феномен культуры; музыка; функции музыки; специфика музыки как вида искусства; искусство; художественный образ; духовная жизнь человека.
В статье рассматривается музыкальное искусство как средство человеческой самореализации в исторической ретроспективе от эпохи Античности до современности. Выявляя феноменологию музыкального искусства через философско-культурологический подход, авторы сосредотачивают внимание на смену культурных эпох, что позволяет рассматривать культуру и музыку как средство человеческой самореализации. В представленной статье в этом контексте будет рассматриваться образ музыки как феномен культуры, что потребует раскрытия специфики музыки как особого вида художественной деятельности, определения места музыки в системе искусств, а также определения сущности феномена культуры. В результате авторы приходят к выводу, что музыка как многомерное отражение явлений реальной действительности, постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человечества и, перерабатывая его своими средствами, осуществляет в этом опыте особый синтез, позволяющий рассматривать ее как культурный феномен.
Литература:
1. Асафьев Б.М. Речевая интонация. – М.-Л. : Музыка, 1965.
2. Аймермахер К. Знак. текст. Культура / пер. с нем. С.А. Ромашко. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.
3. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. – Л., 1977.
4. Вейдле К. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
5. Гегель Г.Ф. Эстетика. – М., 1971. – Т.3.
6. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 1994.
7. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Советская музыка. – 1987. – №1. – С. 26-38.
8. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М., 1990.
9. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. – М., 1990.
10. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М.: Знание, 1987.
11. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999.
12. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
13. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.
14. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. I, кн. 3: О мире как представлении // Шопенгауэр А. О четверояком корне... – М., 1993. – С. 364-375.https://cyberleninka.ru/article/n/shopengauer-o-muzyke/viewer
15. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
1. Асафьев Б.М. Речевая интонация. – М.-Л. : Музыка, 1965.
2. Аймермахер К. Знак. текст. Культура / пер. с нем. С.А. Ромашко. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.
3. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. – Л., 1977.
4. Вейдле К. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
5. Гегель Г.Ф. Эстетика. – М., 1971. – Т.3.
6. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 1994.
7. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Советская музыка. – 1987. – №1. – С. 26-38.
8. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М., 1990.
9. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. – М., 1990.
10. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М.: Знание, 1987.
11. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999.
12. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
13. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.
14. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. I, кн. 3: О мире как представлении // Шопенгауэр А. О четверояком корне... – М., 1993. – С. 364-375.https://cyberleninka.ru/article/n/shopengauer-o-muzyke/viewer
15. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
The image of music as a cultural phenomenon
Keywords: Culture; the culture; the music; the functions of music; the specifics of music as an art form; the art; the artistic image; the spiritual life of man.
The article considers the art of music as a means of human self-realization in a historical retrospective from the era of Antiquity to the present. Revealing the phenomenology of musical art through a philosophical and cultural approach, the authors focus on the change of cultural epochs, which allows us to consider culture and music as a means of human self-realization. In this article, in this context, the image of music as a cultural phenomenon will be considered, which will require disclosure of the specifics of music as a special type of artistic activity, determining the place of music in the system of arts, as well as determining the essence of the cultural phenomenon. As a result, the authors come to the conclusion that music, as a multidimensional reflection of the phenomena of reality, constantly absorbs the entire cultural experience of mankind and, processing it with its own means, performs a special synthesis in this experience, which allows us to consider it as a cultural phenomenon.