Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 81-87]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.11

Авторы: Винская Лариса Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры Традиционной культуры и народного инструментального исполнительства, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград, Туравец Наталья Романовна, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: восприятие; музыкальное восприятие; песенный фольклор; процесс музыкального обучения и воспитания.

Цитировать: Винская Л.В., Туравец Н.Р. Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 81-87. EDN: SBNHLF. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.11

В статье рассматриваются вопросы особенностей музыкального развития детей (в частности музыкального восприятия) на основе национально-культурных традиций, песенного фольклора. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей фольклорно-песенного материала в развитии личности и музыкальности детей. Музыкальное восприятие рассматривается как основополагающий феномен познания музыки и всех видов музыкально-творческой деятельности, который требует соблюдения этапности его развития, а также особенностей организации процесса его формирования на основе фольклорно-песенных образцов. В результате выявлены уникальные подходы и принципы народной педагогики в контексте развития музыкального восприятия детей, актуальные для современного образовательного процесса.

скачать

Литература:
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. / Б.В. Асафьев; (Игорь Глебов); ред., вступ. статья и коммент. Е. М. Орловой. – Л.: Музгиз, 1963. – кн.2. – С. 217. 1 л. портр.: нот. ил.
2. Винская Л.В. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей: дис. …– к-та пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Винская. – Краснодар, 2006 г. – 213 с.
3. Винская Л.В. Вопросы развития музыкальности детей в контексте фольклорного песнетворчества / Л.В. Винская // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: материалы II Международной научной конференции. – 2006. – С. 41-46.
4. Винская Л.В. Психолого-педагогические основы готовности студентов вузов искусств к формированию музыкального восприятия детей младшего школьного возраста (на материале фольклора) / Л.В. Винская // Актуальные проблемы певческой культуры. – 2004. – Вып. 2. – С. 48-58.
5. Земцовский И.И. Апология слуха / И.И. Земцовский. – М.: Музыкальная академия, 2002. – № 1. – С. 8. URL: file:///C:/Users/Home/Downloads/2002_2011.pdf. (дата обращения 3.03 2021).
6. Маслов М.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики / А.Л. Маслов. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1913. ил., нот. 23. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003805884 (дата обращения 3.03.2021)
7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению / Г.М. Науменко. – М., 2013.
8.  Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. – М., 1972.
9.  Шамина Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от "этнографии слуха" к музыке мира. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35216776_38588845.pdf . (дата обращения: 2.03.2021).

The phenomenon of song folklore in the musical perception of children

Authors: Vinskaya Larisa Valentinovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd, Turavets Natalia Romanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Moscow Pedagogical State University, Moscow

Keywords: perception; musical perception; song folklore; the process of musical education and upbringing.

The article examines the issues of the peculiarities of children's musical development (in particular, musical perception) based on national cultural traditions, song folklore. Special attention is paid to the consideration of the features of folklore and song material in the development of personality and musicality of children. Musical perception is considered as a fundamental phenomenon of cognition of music and all types of musical and creative activity, which requires compliance with the stages of its development, as well as the peculiarities of the organization of the process of its formation on the basis of folklore and song samples. As a result, unique approaches and principles of folk pedagogy in the context of the development of musical perception of children, relevant to the modern educational process, are revealed.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки