Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 81-87]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.11
Ключевые слова: восприятие; музыкальное восприятие; песенный фольклор; процесс музыкального обучения и воспитания.
В статье рассматриваются вопросы особенностей музыкального развития детей (в частности музыкального восприятия) на основе национально-культурных традиций, песенного фольклора. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей фольклорно-песенного материала в развитии личности и музыкальности детей. Музыкальное восприятие рассматривается как основополагающий феномен познания музыки и всех видов музыкально-творческой деятельности, который требует соблюдения этапности его развития, а также особенностей организации процесса его формирования на основе фольклорно-песенных образцов. В результате выявлены уникальные подходы и принципы народной педагогики в контексте развития музыкального восприятия детей, актуальные для современного образовательного процесса.
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. / Б.В. Асафьев; (Игорь Глебов); ред., вступ. статья и коммент. Е. М. Орловой. – Л.: Музгиз, 1963. – кн.2. – С. 217. 1 л. портр.: нот. ил.
2. Винская Л.В. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей: дис. …– к-та пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Винская. – Краснодар, 2006 г. – 213 с.
3. Винская Л.В. Вопросы развития музыкальности детей в контексте фольклорного песнетворчества / Л.В. Винская // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: материалы II Международной научной конференции. – 2006. – С. 41-46.
4. Винская Л.В. Психолого-педагогические основы готовности студентов вузов искусств к формированию музыкального восприятия детей младшего школьного возраста (на материале фольклора) / Л.В. Винская // Актуальные проблемы певческой культуры. – 2004. – Вып. 2. – С. 48-58.
5. Земцовский И.И. Апология слуха / И.И. Земцовский. – М.: Музыкальная академия, 2002. – № 1. – С. 8. URL: file:///C:/Users/Home/Downloads/2002_2011.pdf. (дата обращения 3.03 2021).
6. Маслов М.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики / А.Л. Маслов. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1913. ил., нот. 23. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003805884 (дата обращения 3.03.2021)
7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению / Г.М. Науменко. – М., 2013.
8. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. – М., 1972.
9. Шамина Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от "этнографии слуха" к музыке мира. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35216776_38588845.pdf . (дата обращения: 2.03.2021).
The phenomenon of song folklore in the musical perception of children
Keywords: perception; musical perception; song folklore; the process of musical education and upbringing.