"To be or not to be?" в дискурсе проблемы ценностной самоидентификации музыки в театральном спектакле
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 53-61]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.7
Ключевые слова: театральная музыка; ценностные характеристики музыкального искусства; аксиология искусства; арт-микс; Кузьма Бодров; Юрий Башмет; современный российский театр; Виктор Крамер.
Данная статья обращена к проблематике, связанной с ценностными характеристиками музыки в драматическом спектакле. Выбор в качестве предмета анализа идущих с неослабевающим успехом уже на один сезон спектаклей "Не покидай свою планету" (МХТ) и "Кроткая" (Малый театр) привлекает внимание не только оригинальностью режиссерских концепций прочтения известных произведений мировой литературы (режиссер Виктор Крамер), блистательной игрой выдающихся актеров Константина Хабенского и Сергея Гармаша, участием в спектаклях гениального музыканта-исполнителя и дирижера Юрия Башмета с его Камерным оркестром "Виртуозы Москвы", но и Кузьмы Бодрова - пожалуй, самого яркого представителя нового поколения российских композиторов. Цель статьи состоит в стремлении поколебать устойчивое мнение о сугубо прикладных, фоновых функциях театральной музыки, приводящих к выработке стандартных клише с использованием упрощенных приемов и средств выразительности и, как следствие, к смещению театральной музыки на периферию творческих интересов. Наши задачи заключаются в выявлении способности музыки (при наличие соответствующих условий) сохранять художественные достоинства и ценностные характеристики, выступать полноправным и активным персонажем сценического действия, вести свою драматургическую линию в полифоническом взаимодействии с другими составляющими театрального действия, и в то же время быть "вписанной" в общую систему координат творчества, определяющих индивидуальную идентичность композитора.
1. Дасманов В.А. Музыкальное и звуковое оформление пьесы. Пособие для театральных и клубных музыкантов. – М.: Теапечать, 1929. – 80 с.
2. Илья Сац: Из записных книжек: воспоминания современников. – М.: Сов. композитор, 1968. – 239 с.
3. Коробейников С.С. Режиссура и музыка в театре. – М.: Юрайт, 2023. – 146 с.
4. Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. – М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 1961. – 708 с.
5. Юрий Башмет о спектакле "Не покидай свою планету". [Электронный ресурс]. URL: https://momenty.org/afisha/i167922/ (дата обращения – 17.07.2023)
6. "Не покидай свою планету". URL: https://tushinetc.livejournal.com/445769.html (дата обращения – 17.07.2023)
7. Смирницкий Я., Холондович М. На каждого Паганини найдется свой русский Кузьма // "МК" – Электронное периодическое издание "MK.ru". 2018. 10.07. URL: https://www.mk.ru/culture/2018/07/10/na-kazhdogo-paganini-naydetsya-russkiy-kuzma.html (дата обращения – 24.07.2023)
8. Тюпа В.И. Литература и ментальность. – М.: Вест-Консалтинг, 2009. – 273 с.
9. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. – СПб.: Наука, 2009. – 595 с.
10. Кузьма Бодров: Нетрадиционалистский "Не Авангард". [Электронный ресурс]. Диск-приложение к журналу Stereo&Video. URL: https://archive.stereo.ru/sv_onedisk.php%3Fdisk_id=171.html (дата обращения – 11.08.2023)
11. Задерацкий Вс. Музыкальный академизм нового времени (скептицизм и ожидания): электронная версия журнала. 2018, сентябрь. URL: https://pianoforum.ru/main-editor/muzykalnyj-akademizm-novogo-vremeni-skeptitsizm-i-ozhidaniya/ (дата обращения – 12.09.2023)
12. Мдивани Т.Г. Арт-микст как новая реалия искусства эпохи постмодернизма рубежа XX – начала XXI века. [Электронный ресурс] // Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. 2016. №4. С. 76-84. URL: https://vestihum.belnauka.by/jour/article/download/343/351 (дата обращения - 20.09.2023).
"To be or not to be?" in the discourse of the problem of value self-identification of music in a theatrical performance
Keywords: theatrical music; value characteristics of musical art; axiology of art; art mix; Kuzma Bodrov; Yuri Bashmet; modern Russian theater; Viktor Kramer.