"To be or not to be?" в дискурсе проблемы ценностной самоидентификации музыки в театральном спектакле

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 53-61]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.7

Авторы: Егорова Татьяна Константиновна, доктор искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Москва

Ключевые слова: театральная музыка; ценностные характеристики музыкального искусства; аксиология искусства; арт-микс; Кузьма Бодров; Юрий Башмет; современный российский театр; Виктор Крамер.

Цитировать: Егорова Т.К. "To be or not to be?" в дискурсе проблемы ценностной самоидентификации музыки в театральном спектакле // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 53-61. EDN: JUPJPS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.7

Данная статья обращена к проблематике, связанной с ценностными характеристиками музыки в драматическом спектакле. Выбор в качестве предмета анализа идущих с неослабевающим успехом уже на один сезон спектаклей "Не покидай свою планету" (МХТ) и "Кроткая" (Малый театр) привлекает внимание не только оригинальностью режиссерских концепций прочтения известных произведений мировой литературы (режиссер Виктор Крамер), блистательной игрой выдающихся актеров Константина Хабенского и Сергея Гармаша, участием в спектаклях гениального музыканта-исполнителя и дирижера Юрия Башмета с его Камерным оркестром "Виртуозы Москвы", но и Кузьмы Бодрова - пожалуй, самого яркого представителя нового поколения российских композиторов. Цель статьи состоит в стремлении поколебать устойчивое мнение о сугубо прикладных, фоновых функциях театральной музыки, приводящих к выработке стандартных клише с использованием упрощенных приемов и средств выразительности и, как следствие, к смещению театральной музыки на периферию творческих интересов. Наши задачи заключаются в выявлении способности музыки (при наличие соответствующих условий) сохранять художественные достоинства и ценностные характеристики, выступать полноправным и активным персонажем сценического действия, вести свою драматургическую линию в полифоническом взаимодействии с другими составляющими театрального действия, и в то же время быть "вписанной" в общую систему координат творчества, определяющих индивидуальную идентичность композитора.

скачать

Литература:
1. Дасманов В.А. Музыкальное и звуковое оформление пьесы. Пособие для театральных и клубных музыкантов. – М.: Теапечать, 1929. – 80 с.
2. Илья Сац: Из записных книжек: воспоминания современников. – М.: Сов. композитор, 1968. – 239 с.
3. Коробейников С.С. Режиссура и музыка в театре. – М.: Юрайт, 2023. – 146 с.
4. Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. – М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 1961. – 708 с.
5. Юрий Башмет о спектакле "Не покидай свою планету". [Электронный ресурс]. URL: https://momenty.org/afisha/i167922/ (дата обращения – 17.07.2023)
6. "Не покидай свою планету". URL: https://tushinetc.livejournal.com/445769.html (дата обращения – 17.07.2023)
7. Смирницкий Я., Холондович М. На каждого Паганини найдется свой русский Кузьма // "МК" – Электронное периодическое издание "MK.ru". 2018. 10.07. URL: https://www.mk.ru/culture/2018/07/10/na-kazhdogo-paganini-naydetsya-russkiy-kuzma.html (дата обращения – 24.07.2023)
8. Тюпа В.И. Литература и ментальность. – М.: Вест-Консалтинг, 2009. – 273 с.
9. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. – СПб.: Наука, 2009. – 595 с.
10. Кузьма Бодров: Нетрадиционалистский "Не Авангард". [Электронный ресурс]. Диск-приложение к журналу Stereo&Video. URL: https://archive.stereo.ru/sv_onedisk.php%3Fdisk_id=171.html (дата обращения – 11.08.2023)
11. Задерацкий Вс. Музыкальный академизм нового времени (скептицизм и ожидания): электронная версия журнала. 2018, сентябрь. URL: https://pianoforum.ru/main-editor/muzykalnyj-akademizm-novogo-vremeni-skeptitsizm-i-ozhidaniya/ (дата обращения – 12.09.2023)
12. Мдивани Т.Г. Арт-микст как новая реалия искусства эпохи постмодернизма рубежа XX – начала XXI века. [Электронный ресурс] // Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. 2016. №4. С. 76-84. URL: https://vestihum.belnauka.by/jour/article/download/343/351 (дата обращения - 20.09.2023).

"To be or not to be?" in the discourse of the problem of value self-identification of music in a theatrical performance

Authors: Egorova Tatyana Konstantinovna, DSc of Art History, Associate Professor, Leading Researcher, Russian Institute of Theater Arts (GITIS), Moscow

Keywords: theatrical music; value characteristics of musical art; axiology of art; art mix; Kuzma Bodrov; Yuri Bashmet; modern Russian theater; Viktor Kramer.

This article addresses the problems related to the value characteristics of music in a dramatic performance. The choice of the performances "Don't Leave Your Planet" (Moscow Art Theater) and "Meek" (Maly Theater), which are going on with unflagging success for one season, as the subject of analysis, attracts attention not only by the originality of the director's concepts of reading famous works of world literature (directed by Viktor Kramer), the brilliant performance of outstanding actors Konstantin Khabensky and Sergei Garmash, participation in the performances of the brilliant musician-performer and conductor Yuri Bashmet with his Chamber Orchestra "Virtuosos of Moscow", but also Kuzma Bodrov - perhaps the brightest representative of the new generation of Russian composers. The purpose of the article is to try to shake the stable opinion about the purely applied, background functions of theatrical music, leading to the development of standard cliches using simplified techniques and means of expression and, as a result, to the displacement of theatrical music to the periphery of creative interests. Our tasks are to identify the ability of music (in the presence of appropriate conditions) to preserve artistic merits and value characteristics, to act as a full-fledged and active character of stage action, to conduct its dramatic line in polyphonic interaction with other components of theatrical action and at the same time to be "inscribed" in the general coordinate system of creativity that determines the individual identity of the composer.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки