Экстремальные версии раннего авангарда. Смыслы и послания
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 26-36]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.4
Ключевые слова: бинарный код; "опроутверждение"; разрушительное творение; дадаизм; ранний авангард.
Цель исследования – предложить новую интерпретацию революционных перемен в экспериментальном искусстве ок.1914–1925. Статья рассматривает некоторые фундаментальные аспекты ментальности и мировидения, очевидные в визуальных и вербальных искусствах в Западной Европе. Научная новизна подхода состоит в описании двух составляющих художественного творчества. Налицо "внешняя оболочка" (разрушение, негативность и решительный отпор главным социальным ценностям и культурным паттернам). В то же время можно обнаружить и внутреннее ядро контента и мессиджа, то есть стремление к обновлению и оживлению европейской цивилизации, якобы оказавшейся жертвой антропологического кризиса. В результате исследование предлагает рассмотреть гипотетический бинарный код авангардного искусства как такового. В его рамках демонстративное отрицание существующих ценностей превращается то и дело в сложную операцию "опроутверждения ценностей", или послание типа "да-нет".
1. Art in Theory, 1900 – 1990. Ed. By Ch.Harrison and Р.Wood. – Oxford: Blackwell, 1993.
2. Behar H., Carassou M. Dada, histoire d'une subversion. – Fayard, 2005.
3. Dada Berlin: Texte, Manifeste, Aktionen Hrsg. H. Bergius und K. Riha. – Stuttgart, 1977.
4. Howard M. Churchill and the First World War. – Churchill. Ed. By Blake R., Roger L. – London 1996.
5. Marinetti F.T. Le Futurisme, textes annot?s et pr?fac?s par Giovanni Lista, L'Age d'Homme. – Lausanne, 1980.
6. Richter H. Dada: Art and Anti-Art, trans. David Britt. – London: Thames & Hudson Ltd., 1965.
7. Victory Over the Sun // Ed. Patricia Railing, transl. E. Steiner. 2 vols. – London: Artists. Bookworks, 2009.
8. Wilson E. Axel's Castle. – London: Collins, 1974.
Extreme versions of early avant-garde art. Contents and messages
Keywords: binary code; no-yes message; destructive creation; dadaism; early Avant-Garde.