Экстремальные версии раннего авангарда. Смыслы и послания

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 26-36]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.4

Авторы: Якимович Александр Клавдианович, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств (РАХ), главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва

Ключевые слова: бинарный код; "опроутверждение"; разрушительное творение; дадаизм; ранний авангард.

Цитировать: Якимович А.К. Экстремальные версии раннего авангарда. Смыслы и послания // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 26-36. EDN: DBZDRU. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.4

Цель исследования – предложить новую интерпретацию революционных перемен в экспериментальном искусстве ок.1914–1925. Статья рассматривает некоторые фундаментальные аспекты ментальности и мировидения, очевидные в визуальных и вербальных искусствах в Западной Европе. Научная новизна подхода состоит в описании двух составляющих художественного творчества. Налицо "внешняя оболочка" (разрушение, негативность и решительный отпор главным социальным ценностям и культурным паттернам). В то же время можно обнаружить и внутреннее ядро контента и мессиджа, то есть стремление к обновлению и оживлению европейской цивилизации, якобы оказавшейся жертвой антропологического кризиса. В результате исследование предлагает рассмотреть гипотетический бинарный код авангардного искусства как такового. В его рамках демонстративное отрицание существующих ценностей превращается то и дело в сложную операцию "опроутверждения ценностей", или послание типа "да-нет".

скачать

Литература:
1. Art in Theory, 1900 – 1990. Ed. By Ch.Harrison and Р.Wood. – Oxford: Blackwell, 1993.
2. Behar H., Carassou M. Dada, histoire d'une subversion. – Fayard, 2005.
3. Dada Berlin: Texte, Manifeste, Aktionen Hrsg. H. Bergius und K. Riha. – Stuttgart, 1977.
4. Howard M. Churchill and the First World War. – Churchill. Ed. By Blake R., Roger L. – London 1996.
5. Marinetti F.T. Le Futurisme, textes annot?s et pr?fac?s par Giovanni Lista, L'Age d'Homme. – Lausanne, 1980.
6. Richter H. Dada: Art and Anti-Art, trans. David Britt. – London: Thames & Hudson Ltd., 1965.
7. Victory Over the Sun // Ed. Patricia Railing, transl. E. Steiner. 2 vols. – London: Artists. Bookworks, 2009.
8. Wilson E. Axel's Castle. – London: Collins, 1974.

Extreme versions of early avant-garde art. Contents and messages

Authors: Якимович Александр Клавдианович, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств (РАХ), главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва

Keywords: binary code; no-yes message; destructive creation; dadaism; early Avant-Garde.

The purpose of the study is to propose a new interpretation of revolutionary moves in experimental art activity ca. 1914-1925. The article discusses some fundamental aspects of mentality and world view inherent in radical forms of visual and verbal arts mainly in Western Europe. The scientific novelty of the author's approach consists in describing of the 'outer shell' of artistic creation (destruction, negativity, and the hard rebuff given to social values and cultural patterns), on the one hand, and the 'inner core' of content and message (rejuvenation of European civilization presumably fallen pray to deep anthropological crisis). As a result, the given theoretical study gives some insight into what may be called a binary code of Avant-Garde art as such. The demonstrative denial of existing social values turns out to be a complex operation of demonstrating subversive artistry as a means of a binary 'no - yes' message.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки