Экзистенциальный анализ культуры чтения
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 20-25]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.3
Ключевые слова: чтение; культурологический подход; экзистенциальное общение; духовный мир; художественный мир; культура.
Феномен чтения рассматривается в статье как культурологическая ценность. В рамках избранного для анализа культурологического подхода чтение представлено в качестве социокультурного явления, которое выступает как неотъемлемая часть формирования интеллектуальной культуры развитого человеческого общества. Предпринимается попытка проанализировать экзистенциальный аспект преобразования духовного мира человека благодаря процессу чтения. Научная новизна исследования заключается в сравнительном контексте монологической и полифонической парадигм классического чтения, которые противопоставляются мобильным формам чтения и общения в современных социальных сетях. В заключении делается вывод о важности формирования навыков чтения как экзистенциального общения с художественным миром литературы.
1. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 c.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: ЭКСМО, 1929, 1963. – 308 с.
3. Блаженный А. Исповедь / пер. М.Е. Сергеенко; отв. ред. Н.Н. Казанский. – СПб.: Наука, 2013. – 377 с.
4. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 11(73). – С. 24-33.
5. Гудова М.Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования / М.Ю. Гудова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 3(39). – С. 82-88.
6. Гудов В.А., Гудова М.Ю. Социальные сети против книжек: "ускользающие" практики чтения // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета: в 2 т. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. Т.1. – С. 146-151.
7. Ищенко Е.Н. Чтение как социокультурный феномен: методологические подходы к изучению / Е.Н. Ищенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2021. – № 4(42). – С. 11-17.
8. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 315 с.
9. Мелентьева Ю.П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). – М.: Канон+, 2015. – 184 с.
10. Монтень М. Опыты. Кн. 1-3. "Литературные памятники". – М.: Наука, 1992. – Кн. 3. – 542 с.
11. Олешко В.Ф. Чтение как демократическая ценность / В.Ф. Олешко // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2015. – Т. 138. – № 2. – С. 76-83.
12. Платон. Пир. Федр // Полное собрание творений Платона: в 15 т. – Т. 5: / под ред. С.А. Жебелева, Л.П. Карсавина, Э.Л. Радлова. – СПб.: Academia, 1922. – 176 с.
13. Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. – М.: Книга, 1975. – Т. 1. – 224 с.
14. Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. – М.: Книга,1975. – Т. 2. – 280 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
16. Стефановская Н.А. Социальные модели чтения: историко-социологический анализ // Вестник ТГУ. – 2007. – № 9. [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-modeli-chteniya-istoriko-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 05.07.2023).
17. Фостер Т. Искусство чтения: как понимать книги / Томас Фостер; пер. с англ. Марии Сухотиной. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 304 с.
18. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997. – 255 с.
19. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / пер. с англ. А. Глебовской. – СПб.: Симпозиум, 2003. – 285 с.
20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
Existential analysis of reading culture
Keywords: reading; cultural approach; existential communication; spiritual world; artistic world; culture.