Экзистенциальный анализ культуры чтения

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(16) 2023 [стр. 20-25]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.3

Авторы: Мочалова Надежда Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал), Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил

Ключевые слова: чтение; культурологический подход; экзистенциальное общение; духовный мир; художественный мир; культура.

Цитировать: Мочалова Н.Ю. Экзистенциальный анализ культуры чтения // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 20-25. EDN: CMIWPF. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.3

Феномен чтения рассматривается в статье как культурологическая ценность. В рамках избранного для анализа культурологического подхода чтение представлено в качестве социокультурного явления, которое выступает как неотъемлемая часть формирования интеллектуальной культуры развитого человеческого общества. Предпринимается попытка проанализировать экзистенциальный аспект преобразования духовного мира человека благодаря процессу чтения. Научная новизна исследования заключается в сравнительном контексте монологической и полифонической парадигм классического чтения, которые противопоставляются мобильным формам чтения и общения в современных социальных сетях. В заключении делается вывод о важности формирования навыков чтения как экзистенциального общения с художественным миром литературы.

скачать

Литература:
1. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 c.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: ЭКСМО, 1929, 1963. – 308 с.
3. Блаженный А. Исповедь / пер. М.Е. Сергеенко; отв. ред. Н.Н. Казанский. – СПб.: Наука, 2013. – 377 с.
4. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 11(73). – С. 24-33.
5. Гудова М.Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования / М.Ю. Гудова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 3(39). – С. 82-88.
6. Гудов В.А., Гудова М.Ю. Социальные сети против книжек: "ускользающие" практики чтения // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета: в 2 т. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. Т.1. – С. 146-151.
7. Ищенко Е.Н. Чтение как социокультурный феномен: методологические подходы к изучению / Е.Н. Ищенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2021. – № 4(42). – С. 11-17.
8. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 315 с.
9. Мелентьева Ю.П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). – М.: Канон+, 2015. – 184 с.
10.  Монтень М. Опыты. Кн. 1-3. "Литературные памятники". – М.: Наука, 1992. – Кн. 3. – 542 с.
11. Олешко В.Ф. Чтение как демократическая ценность / В.Ф. Олешко // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2015. – Т. 138. – № 2. – С. 76-83.
12. Платон. Пир. Федр // Полное собрание творений Платона: в 15 т. – Т. 5: / под ред. С.А. Жебелева, Л.П. Карсавина, Э.Л. Радлова. – СПб.: Academia, 1922. – 176 с.
13. Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. – М.: Книга, 1975. – Т. 1. – 224 с.
14. Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. – М.: Книга,1975. – Т. 2. – 280 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
16. Стефановская Н.А. Социальные модели чтения: историко-социологический анализ // Вестник ТГУ. – 2007. – № 9. [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-modeli-chteniya-istoriko-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 05.07.2023).
17. Фостер Т. Искусство чтения: как понимать книги / Томас Фостер; пер. с англ. Марии Сухотиной. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 304 с.
18. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997. – 255 с.
19. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / пер. с англ. А. Глебовской. – СПб.: Симпозиум, 2003. – 285 с.
20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.

Existential analysis of reading culture

Authors: Mochalova Nadezhda Yurievna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch), Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil

Keywords: reading; cultural approach; existential communication; spiritual world; artistic world; culture.

The phenomenon of reading is considered in the article as a cultural value. Within the framework of the culturological approach chosen for the analysis, reading is presented as a socio-cultural phenomenon that acts as an integral part of the formation of the intellectual culture of a developed human society. An attempt is made to analyze the existential aspect of the transformation of the spiritual world of a person through the process of reading. The scientific novelty of the research lies in the comparative context of the monological and polyphonic paradigms of classical reading, which are opposed to mobile forms of reading and communication in modern social networks. In conclusion, the conclusion is made about the importance of the formation of reading skills as an existential communication with the artistic world of literature.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки