Драматургические функции вокального монолога в музыке отечественного кино (на примере фильма Н. Михалкова "Раба любви")

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №2(14) 2023 [стр. 122-128]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.20

Авторы: Шак Татьяна Фёдоровна, доктор искусствоведения, профессор, Мусиенко Виктория Васильевна, магистрант , Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар

Ключевые слова: вокальный монолог; музыкальная драматургия; монолог-самовыражение; лирический монолог; драматический монолог; поэтический текст; Э. Артемьев.

Цитировать: Шак Т.Ф., Мусиенко В.В. Драматургические функции вокального монолога в музыке отечественного кино (на примере фильма Н. Михалкова "Раба любви") // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №2(14). – С. 122-128. EDN: EGOZPS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.20

В статье даётся определение понятию "монолог" и обобщается его развитие в историческом контексте: от академических арий-монологов через камерно-вокальную лирику к трактовке монолога в массовой культуре и конкретно музыке кино. Выявляются характерные черты жанра, особенности формообразования и средств музыкальной выразительности, предлагаются принципы его внутренней классификации. На примере анализа музыки Э. Артемьева к фильму "Раба любви" (Мосфильм, 1975, режиссер Н. Михалков) раскрывают характеристичные и драматургические функции монолога "Где же ты мечта?" (на слова Н. Кончаловской). Доказывается, что это пример лирико-драматического монолога-самовыражения. Его тема, последовательно формирующаяся, проходя через весь фильм, следуя за развитием лирического образа главной героини. Тонкое исполнение монолога Е. Камбуровой подчёркивает авторскую монологическую направленность как музыкального, так и поэтического текста.

скачать

Литература:
1. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / под ред. О. П. Коловского. – Л. : Музыка, 1988. – 351 с.
2. Асафьев Б.В. Об опере: Избранные статьи / сост. Л. Павлова-Арбенина. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1985. – 344 с.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1971. – 376 с.
4. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы. – М. : Музгиз, 1963. – 40 с.
5. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. – Ч.2. Интонация; Ч. 3. Композиция. – М. : Музыка, 1978. – 368 с.
6. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания : учебное пособие. – 2-е изд. – Астрахань: Волга, 2009. – 368 с.
7. Маевская И.В., Шак Т.Ф. Отечественная эстрадная песня второй половины ХХ века: жанры, стили, интерпретация. – Тамбов : Издательского Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова, 2022. – 314 с.
8. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. – М. : Музыка, 1967. – 751 с.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М. : ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.
10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства : учебное пособие. – 4-е изд., исправленное. – СПб. : Лань; Планета Музыки 2014. – 320 с.
11. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм : учебное пособие. – 2-е изд., стереотипное. – СПб. : Лань; Планета музыки, 2010. – 368 с.
12. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений : учебное пособие. – 4-е изд., исправленное. – СПб. : Лань; Планета музыки, 2013. – 496 с.
13. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М. : Музыка, 1964. – 160 с.
14. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. На материале художественного и анимационного кино : учебное пособие. – 2-е изд., дополненное. – СПб. : Лань; Планета музыки, 2017. – 384 с.
15. Шак Т.Ф. Песенные жанры в музыке фильмов А. Кончаловского: драматургические функции // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2020. – №1. – С. 36-41.

Dramaturgic functions of vocal monologue in the music of Russian cinema (on the example of N. Mikhalkov's film "Slave of love")

Authors: Shak Tatyana Fedorovna, DSc of Arts, Professor, Musienko Viktoria Vasilievna, Undergraduate student , Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

Keywords: vocal monologue; musical dramaturgy; monologue-self-expression; lyrical monologue; dramatic monologue; poetic text; E. Artemiev.

The article defines the concept of "monologue" and summarizes its development in a historical context: from academic aria-monologues through chamber-vocal lyrics to the interpretation of a monologue in popular culture and specifically in film music. The characteristic features of the genre, features of shaping and means of musical expression are revealed, the principles of its internal classification are proposed. On the example of the analysis of E. Artemiev's music for the film "Slave of Love" (Mosfilm, 1975, director N. Mikhalkov), the characteristic and dramatic functions of the monologue "Where are you a dream?" (to the words of N. Konchalovskaya). It is proved that this is an example of a lyric-dramatic monologue-self-expression. Its theme is consistently formed, passing through the entire film, following the development of the lyrical image of the main character. The subtle performance of E. Kamburova's monologue emphasizes the author's monologue orientation of both musical and poetic texts.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки