Месса As-dur Ф. Шуберта в контексте цецилианского движения в церковной музыке начала XIX века

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №2(14) 2023 [стр. 115-121]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.19

Авторы: Безниско Оксана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент , Стороженко Анастасия Андреевна, магистрант , Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар

Ключевые слова: Ф. Шуберт; месса; церковная музыка; модальность; Л. Бетховен; цецилианское движение; Дж. Палестрина.

Цитировать: Безниско О.Н., Стороженко А.А. Месса As-dur Ф. Шуберта в контексте цецилианского движения в церковной музыке начала XIX века // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №2(14). - С. 115-121. EDN: CSUSMI. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.19

Данная статья посвящена некоторым вопросам духовно-музыкального наследия Ф. Шуберта, связанным с возникновением в начале XIX века цецилианского движения. В этот период музыканты начинают выступать за обновление литургических жанров, их освобождение от влияния светского музыкального языка, возвращение в богослужебную практику григорианских песнопений и вокальной полифонии строгого стиля. Пробуждается интерес к таким мастерам, как Дж. Палестрина и О. Лассо. Все это в определенной степени отразилось и на творчестве Шуберта. Так, в мессе As-dur композитор, наряду с чисто романтическими, новаторскими приемами, использует элементы архаики (натурально-ладовые краски, пение a capella и т.д.). В выразительных средствах, характерных для старинной церковной музыки, его привлекала, на наш взгляд, не чистота стиля, а возможность воплощения сакральных смыслов тех или иных фрагментов литургического текста.

скачать

Литература:
1. Жабинский К.А. Месса в творчестве Франца Шуберта: неортодоксальная интерпретация канонического жанра и ее истоки / К.А. Жабинский // Музыка в пространстве культуры. – Ростов-н/Д., 2005. – Вып. 3. – С. 101-140.
2. Жабинский К.О религиозных истоках духовного творчества Франца Шуберта: "пантеизм" или "протестантизм"? // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. – Ростов– н/Д.: РГК, 1998. – С. 121-127.
3. Бодендорф В. Церковные сочинения Шуберта и католическая традиция его времени / В. Бодендорф // Музыкальная академия. – 1997. – № 3. – С. 183-187.
4. Black L. Franz Schubert: Music and Belief / Leo Black. – U. K., Woodbridge: Boydell Press, 2003. – 209 p.
5. Jaskulsky H. Die lateinischenMessen Franz Schuberts / Hans Jaskulsky. – Mainz [etc.]: Schott, 1986. – 340 p.
6. Франц Шуберт: переписка, записи, дневники, стихотворения / сост., пер. с нем., предисл., общ. ред. и прим. Ю. Н. Хохлова. – Изд. 3-е. – М.: Либроком, 2013. – 254 с.
7. Кириллина Л.В. Загадки "Торжественной мессы" / Л.В. Кириллина // Музыкальная академия. – 2000. – № 1. – С. 9-28.
8. Локотьянова Д.Е. Цецилианство и Брукнер / Д.Е. Локотьянова // Журнал Общества теории музыки. – 2017. – №2.– С. 8-25.
9. Жесткова О.В., Баранов, А.Г. Мессы Й. Гайдна и цецилианское движение / О.В. Жесткова, А.Г. Баранов // Музыка. Искусство, наука, практика. -2012. – № 1 (1). -С. 18-26.
10. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. – Т.1. / Л. В. Кириллина. – М.: Московская консерватория, 2009.– 536 с., нот., ил.

As-dur Mass of F. Schubert in the context of the cecilian movement in early XIXth century church music

Authors: Beznisko Oksana Nikolayevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Storozhenko Anastasia Andreevna, Undergraduate student, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

Keywords: F. Schubert; mass; church music; modality; L. Beethoven; Cecilian movement; G. Palestrina.

This article focuses on some of the issues of Schubert's musical heritage related to the emergence of the Cecilian movement at the beginning of the 19th century. During this period musicians began to advocate the renewal of liturgical genres, their liberation from the influence of secular musical language, and the return to liturgical practice Gregorian chants and vocal polyphony of a strict style. Interest in masters such as G. Palestrina and O. Lasso was awakened. All of this was also reflected to some extent in Schubert's work. For example, in the As-dur Mass, along with romantic and innovative techniques, the composer uses elements of archaicism (elements of modality, singing a capella, etc.). In mediums of expression typical for old church music he was attracted, in our opinion, not by the purity of style but by the possibility of embodying sacral meanings of the liturgical text.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки