Влияние режиссерского замысла на формирование словесного действия в спектакле
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №2(14) 2023 [стр. 97-102]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.16
Ключевые слова: режиссерский замысел; словесное действие; спектакль; формирование словесного действия; постановка; постановка спектакля; коммуникация; театр.
Цитировать: Михеева С.В. Влияние режиссерского замысла на формирование словесного действия в спектакле // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №2(14). – С. 97-102. EDN: ADWVLW. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.16
В статье рассматриваются различные аспекты влияния режиссерского замысла на формирование словесного действия в спектакле. Автор отмечает, что работа режиссера заключается в том, чтобы быть коммуникатором высшего порядка. Режиссеру важно создать условия для того, чтобы актер мог соответствующим образом трансформировать внешний и внутренний словесный образ, с применением разнообразных речевых средств. Данный посыл позволяет говорить о том, что словесные формы выражения не просто должны отличаться разнообразием, но и функционировать в рамках деятельности профессионального театра. Роль режиссера и его замысла в вопросе формирования сценического образа в спектакле крайне важна, поскольку актер воплощает именно его виденье применительно к каждой постановке. В то же время стоит понимать, что его эффективность в постановке будет заключаться в нахождении объективно-субъективного баланса между личным отношением и восприятием с тем, что ожидает увидеть зритель.
В статье рассматриваются различные аспекты влияния режиссерского замысла на формирование словесного действия в спектакле. Автор отмечает, что работа режиссера заключается в том, чтобы быть коммуникатором высшего порядка. Режиссеру важно создать условия для того, чтобы актер мог соответствующим образом трансформировать внешний и внутренний словесный образ, с применением разнообразных речевых средств. Данный посыл позволяет говорить о том, что словесные формы выражения не просто должны отличаться разнообразием, но и функционировать в рамках деятельности профессионального театра. Роль режиссера и его замысла в вопросе формирования сценического образа в спектакле крайне важна, поскольку актер воплощает именно его виденье применительно к каждой постановке. В то же время стоит понимать, что его эффективность в постановке будет заключаться в нахождении объективно-субъективного баланса между личным отношением и восприятием с тем, что ожидает увидеть зритель.
Литература:
1. Алферова Л.Д. Диалекты в сценической речи: моногр. – СПб.: СПбГАТИ, 2010. – 128 с.
2. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера: учеб. пособие. – СПб. СПбГАТИ, 2013. – 331 с.
3. Васильев Ю.А. Речевой тренинг – процесс творческий // Специальное образование. – 2015. – №4. – С. 99-106.
4. Галендеев В.Н., Двизова Е.В. "Занимаюсь развитием нейропластичности". (Интервью с В.Н. Галендеевым) // Искусство сценической речи: Выпуск 4. – М.: ГИТИС, 2021. – С. 104-111.
5. Горчаков П.М. Режиссерские уроки Вахтангова. – М., 1957. – С. 136.
6. Князькина Н.Х. Речевая характерность в создании сценического образа // ОНВ. – 2015. – №2(136). – С.255-257.
7. Прокопова Н.Л., Заорска М. Управляющая роль воображения как основа оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – №42. – С. 181-191.
8. Разумовская Е.А. Реализация лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе // Концепт. – 2019. – №1. – С. 6.
9. Чепурина В.В. Тренинг к спектаклю: от голосоречевой настройки актера к голосоречевой выразительности сценического образа // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – №41-2. – С.154-158.
10. Чехов М.А. Путь актера: Жизнь и встречи. – М.: АСТ [и др.], 2001. – 409 с.
11. Шевченко Е.Н. "Постдраматический театр" в современном российском и немецком пространстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: ЧГПУ, 2015. – №1. – С. 312-318.
1. Алферова Л.Д. Диалекты в сценической речи: моногр. – СПб.: СПбГАТИ, 2010. – 128 с.
2. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера: учеб. пособие. – СПб. СПбГАТИ, 2013. – 331 с.
3. Васильев Ю.А. Речевой тренинг – процесс творческий // Специальное образование. – 2015. – №4. – С. 99-106.
4. Галендеев В.Н., Двизова Е.В. "Занимаюсь развитием нейропластичности". (Интервью с В.Н. Галендеевым) // Искусство сценической речи: Выпуск 4. – М.: ГИТИС, 2021. – С. 104-111.
5. Горчаков П.М. Режиссерские уроки Вахтангова. – М., 1957. – С. 136.
6. Князькина Н.Х. Речевая характерность в создании сценического образа // ОНВ. – 2015. – №2(136). – С.255-257.
7. Прокопова Н.Л., Заорска М. Управляющая роль воображения как основа оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – №42. – С. 181-191.
8. Разумовская Е.А. Реализация лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе // Концепт. – 2019. – №1. – С. 6.
9. Чепурина В.В. Тренинг к спектаклю: от голосоречевой настройки актера к голосоречевой выразительности сценического образа // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – №41-2. – С.154-158.
10. Чехов М.А. Путь актера: Жизнь и встречи. – М.: АСТ [и др.], 2001. – 409 с.
11. Шевченко Е.Н. "Постдраматический театр" в современном российском и немецком пространстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: ЧГПУ, 2015. – №1. – С. 312-318.
The influence of the director's idea on the formation of verbal action in the play
Keywords: director's idea; verbal action; performance; formation of verbal action; staging; staging of the play; communication; theater.
The article discusses various aspects of the influence of the director's idea on the formation of verbal action in the play. The author notes that the director's job is to be a communicator of the highest order. It is important for the director to create conditions so that the actor can appropriately transform the external and internal verbal image, using a variety of speech means. This message allows us to say that verbal forms of expression should not only differ in diversity, but also function within the framework of the activities of a professional theater. the role of the director and his idea in the formation of the stage image in the play is extremely important, since the actor embodies exactly his vision of what is due in relation to each production. At the same time, it should be understood that its effectiveness in the production will consist in finding an objective-subjective balance between personal attitude and perception with what the viewer expects to see.