Религиозно-мифологические истоки народного танца: историографический обзор
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №2(14) 2023 [стр. 88-96]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.15
Ключевые слова: культура; искусство; феномен; хореография; первоистоки; историографический обзор; религиозно-мифологическая и ритуально-обрядовая первооснова народного танца.
Цитировать: Григорьев А.Ф., Пересечная Т.А. Религиозно-мифологические истоки народного танца: историографический обзор // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №2(14). – С. 88-96. EDN: BXAXFK. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.15
Целью исследования является историографический обзор публикаций и анализ научных подходов в выявлении первоосновы и первоистоков народного танца как одного из ярчайших видов народного художественного творчества. Данная проблематика приобретает особое научно-практическое социокультурное звучание в контексте обострившихся глобалистских процессов, с одной стороны, и возрождения, развития традиционной культуры многонациональной России – с другой. В работе использовались несколько методов, в частности культурно-семиотический подход к феноменам религиозного сознания, предполагающий их осмысление в качестве элементов целостного идейного континуума и с учетом историко-политических и социально-психологических факторов. По результатам исследования сформулированы выводы, в совокупности, обеспечивающие полноту картины данной проблематики.
Целью исследования является историографический обзор публикаций и анализ научных подходов в выявлении первоосновы и первоистоков народного танца как одного из ярчайших видов народного художественного творчества. Данная проблематика приобретает особое научно-практическое социокультурное звучание в контексте обострившихся глобалистских процессов, с одной стороны, и возрождения, развития традиционной культуры многонациональной России – с другой. В работе использовались несколько методов, в частности культурно-семиотический подход к феноменам религиозного сознания, предполагающий их осмысление в качестве элементов целостного идейного континуума и с учетом историко-политических и социально-психологических факторов. По результатам исследования сформулированы выводы, в совокупности, обеспечивающие полноту картины данной проблематики.
Литература:
1. Богород А.В. Ритуальный танец в системе общеславянской религиозной культуры // Austrain Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – №7-8. – С. 199-202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ritualnyy-tanets-v-sisteme-obscheslavyanskoy-religioznoy-kultury/viewer (дата обращения: 09.01.2023).
2. Вац А.Б. Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства: автореферат дис. ... канд. филос. н.: 09.00.14 / С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2012. – 26 с. URL: https://www.dissercat.com/content/religiozno-ritualnye-aspekty-kitaiskogo-tantsevalnogo-iskusstva (дата обращения: 15.01.2022).
3. Горяев Д.Б. Феномен танца в философско-культурологическом контексте // Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык – культура – образование – музей (теоретические и прикладные проблемы): сб. материалов Региональной научно-практической конференции с международным участием. – Элиста: Калмыкский государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2019. – С. 64-66. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41220160 (дата обращения: 04.12.2022).
4. Григорьев А.Ф. Специфика религиозномифологических верований и представлений гребенских казаков // KANT. – 2014. – №1(10). – С. 95-99.
5. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора): монография / А.Ф. Григорьев под науч. ред. д. филос. н., проф. И.И. Горловой. – Ставрополь: Возрождение, 2011. – 336 с.
6. Захарова Л.Н., Фомченко Е.В. Народный танец в традиционной культуре Руси // Культура и цивилизация. – 2019. – Том 9. – № 1А. – С. 118-126. http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2019-1/13-zakharova-fomchenko.pdf (дата обращения: 06.01.2023).
7. Лукина А.Г. Традиционные танцы Саха: идеи, образы, лексика: автореферат дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.01 / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М., 2005. – 45 с. URL: https://www.dissercat.com/content/traditsionnye-tantsy-sakha-idei-obrazy-leksika (дата обращения: 06.01.2023).
8. Морина Л.П. Мифология и феноменология танца: автореф. дис. канд. философских наук: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2003. – 20 с.: – URL: https://www.dissercat.com/content/mifologiya-i-fenomenologiya-tantsa (дата обращения: 16.11.2022).
9. Музакаев Д.А. Чеченский народный танец / Д.А. Музакаев. – Грозный: Грозненский рабочий, 2019. – 320 с.
10. Пшикова Е.С. Танец как вид человеческой деятельности: проблема происхождения и определения // Наука о человеке: гуманитарные иследования. – 2014. – №3(17). – С. 139-144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-kak-vid-chelovecheskoy-deyatelnosti-problema-proishozhdeniya-i-opredeleniya/viewer (дата обращения: 13.12.2022).
11. Санчай Ч.Х-О. Семантика традиционной танцевальной культуры тувинцев: автореф. дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Тувинский государственный университет. – Красноярск, 2020. – 33 с. URL: https://www.dissercat.com/content/semantika-traditsionnoi-tantsevalnoi-kultury-tuvintsev (дата обращения:16.12.2022).
12. Фомченко Е.В. Трансформация функций и традиций русского народного танца: автореф. дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / ФГБОУ ВО "Челябинский государственный институт культуры". – Челябинск, 2022. – 22 с. URL: https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-funktsii-i-traditsii-russkogo-narodnogo-tantsa (дата обращения: 23.12.2022).
13. Шинжина А.И. Феномен алтайского танца: истоки и современность: автореф. дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Российский институт истории искусств. – СПб., 2021. – 34 с. URL: https://www.dissercat.com/content/fenomen-altaiskogo-tantsa-istoki-i-sovremennost (дата обращения: 04.12.2022).
1. Богород А.В. Ритуальный танец в системе общеславянской религиозной культуры // Austrain Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – №7-8. – С. 199-202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ritualnyy-tanets-v-sisteme-obscheslavyanskoy-religioznoy-kultury/viewer (дата обращения: 09.01.2023).
2. Вац А.Б. Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства: автореферат дис. ... канд. филос. н.: 09.00.14 / С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2012. – 26 с. URL: https://www.dissercat.com/content/religiozno-ritualnye-aspekty-kitaiskogo-tantsevalnogo-iskusstva (дата обращения: 15.01.2022).
3. Горяев Д.Б. Феномен танца в философско-культурологическом контексте // Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык – культура – образование – музей (теоретические и прикладные проблемы): сб. материалов Региональной научно-практической конференции с международным участием. – Элиста: Калмыкский государственный университет имени Б.Б. Городовикова, 2019. – С. 64-66. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41220160 (дата обращения: 04.12.2022).
4. Григорьев А.Ф. Специфика религиозномифологических верований и представлений гребенских казаков // KANT. – 2014. – №1(10). – С. 95-99.
5. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора): монография / А.Ф. Григорьев под науч. ред. д. филос. н., проф. И.И. Горловой. – Ставрополь: Возрождение, 2011. – 336 с.
6. Захарова Л.Н., Фомченко Е.В. Народный танец в традиционной культуре Руси // Культура и цивилизация. – 2019. – Том 9. – № 1А. – С. 118-126. http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2019-1/13-zakharova-fomchenko.pdf (дата обращения: 06.01.2023).
7. Лукина А.Г. Традиционные танцы Саха: идеи, образы, лексика: автореферат дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.01 / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М., 2005. – 45 с. URL: https://www.dissercat.com/content/traditsionnye-tantsy-sakha-idei-obrazy-leksika (дата обращения: 06.01.2023).
8. Морина Л.П. Мифология и феноменология танца: автореф. дис. канд. философских наук: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2003. – 20 с.: – URL: https://www.dissercat.com/content/mifologiya-i-fenomenologiya-tantsa (дата обращения: 16.11.2022).
9. Музакаев Д.А. Чеченский народный танец / Д.А. Музакаев. – Грозный: Грозненский рабочий, 2019. – 320 с.
10. Пшикова Е.С. Танец как вид человеческой деятельности: проблема происхождения и определения // Наука о человеке: гуманитарные иследования. – 2014. – №3(17). – С. 139-144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-kak-vid-chelovecheskoy-deyatelnosti-problema-proishozhdeniya-i-opredeleniya/viewer (дата обращения: 13.12.2022).
11. Санчай Ч.Х-О. Семантика традиционной танцевальной культуры тувинцев: автореф. дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Тувинский государственный университет. – Красноярск, 2020. – 33 с. URL: https://www.dissercat.com/content/semantika-traditsionnoi-tantsevalnoi-kultury-tuvintsev (дата обращения:16.12.2022).
12. Фомченко Е.В. Трансформация функций и традиций русского народного танца: автореф. дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / ФГБОУ ВО "Челябинский государственный институт культуры". – Челябинск, 2022. – 22 с. URL: https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-funktsii-i-traditsii-russkogo-narodnogo-tantsa (дата обращения: 23.12.2022).
13. Шинжина А.И. Феномен алтайского танца: истоки и современность: автореф. дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Российский институт истории искусств. – СПб., 2021. – 34 с. URL: https://www.dissercat.com/content/fenomen-altaiskogo-tantsa-istoki-i-sovremennost (дата обращения: 04.12.2022).
Religious and Mythological origins of folk dance: a Historiographical review
Keywords: culture; art; phenomenon; choreography; primary sources; historiographical review; religious-mythological and ritual-ceremonial primary principles of folk dance.
The purpose of the study is a historiographic review of publications and analysis of scientific approaches in identifying the fundamental principle and origins of folk dance as one of the brightest types of folk art. This issue acquires a special scientific and practical sociocultural sound in the context of the aggravated globalist processes, on the one hand, and the revival and development of the traditional culture of multinational Russia, on the other. Several methods were used in the work, in particular, a cultural-semiotic approach to the phenomena of religious consciousness, which implies their comprehension as elements of an integral ideological continuum and taking into account historical, political and socio-psychological factors. Based on the results of the study, conclusions are formulated, in the aggregate, providing a complete picture of this issue.