Общество потребления в социокультурной парадигме

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №2(14) 2023 [стр. 56-60]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.10

Авторы: Кобзаренко Людмила Николаевна, соискатель кафедры Социологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Ключевые слова: общество потребления; социокультурная парадигма; социальность; культура; ценности; социальные нормы; потребление как ценность; социальные практики потребления.

Цитировать: Кобзаренко Л.Н. Общество потребления в социокультурной парадигме // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №2(14). – С. 56-60. EDN: QQWMKM. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.10

В статье обосновывается авторская позиция о возможности и правомерности исследования общества потребления в социокультурной парадигме. Актуальность темы обосновывается приведением ряда позиций ученых, отражающих модификации общества потребления, и, как следствие, необходимость их изучения. Выбор социокультурного подхода к рассмотрению общества потребления обосновывается аргументом в пользу того, что его нормативно-ценностные характеристики предпочтительнее анализировать в рамках социокультурной парадигмы, исходя из постулата о нормативно-ценностном ядре культуры как ее сущности, проявляющей себя в самых разнообразных социальных практиках повседневности. Рассмотрено понятие "потребление" как основная ценность исследуемого общества и связанные с ним ценностные коннотации. Уделено внимание нормативному аспекту общества потребления с акцентом на регулятивном характере социальных норм, которые вместе с ценностями создают единый нормативно-ценностный континуум данной формы социальности.

скачать

Литература:
1. Альпидовская М.Л. Философия потребления как мнимая ценность современности // Вопросы политической экономии. –  2019. – № 4.  – 153-161.  
2.  Бакланова О.А., Бакланов И.С. Контуры типологического исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т.8. – № 3-1. – С. 95-100.
3. Бодрийяр Ж.Общество потребления: его мифы и структуры. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.
4. Бушуев В.В., Голубев В.С., Кураков Л.П. От общества потребления к обществу социального гуманизма // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 3. – С. 73-77.
5. Войтов А.В., Михайлов С.Н. Личностные и групповые ценности в обществе потребления: социологический взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2022. – № 5. – С. 76-80.
6. Гилинский Я.И. Девиантность в обществе потребления. Эскиз // ПЛАТОН. –  2013.– №2. – С. 25-30.
7. Григорьева М.А. Влияние потребительской культуры на человека: диверсификация ценностей, этики и смысла, упадок счастья // KANT. – 2020. – №2(35). – С. 142-148. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.29.
8. Девяткин С.В. От общества потребления к "обществу впечатлений" (динамика видов потребления) // Культурные индустрии в институтах общества потребления: материалы Всероссийской научной конференции. – Великий Новгород: Изд-во  Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – 2020. – С. 26-29.
9. Думная Н.Н. Новая экономика: от общества массового потребления к обществу массового обслуживания // Финансы, деньги, инвестиции. – 2013. – № 2 – (46). – С. 005-008.
10. Ельникова Г.А. Социокультурная парадигма социологического исследования // Вестник. Наука и практика. – URL http://конференция.com.ua/pages/view/705 (Дата обращения 12.02.2023)
11. Зайковская А.А., Либенсон И.Р. От общества потребления к обществу созидания // Культура. Наука. Образование. – 2020. – № 3 (56). – С. 68-80.
12. Зубарева С.С. Культурная идентичность современной молодежи в контексте общества потребления // Гуманитарий Юга России. – 2018. – Т. 7. – № 4. – С. 127-140.
13. Ильин А.Н. Утилитаризация науки в обществе потребления // Свободная мысль. – 2019. – №1. – С. 79-88.
14. Кабышева Э.В. Брендинг в концепциях общества потребления общества просьюмеров // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. – 2020. – №37. – С. 5-14.  
15. Калабекова С.В. Гедонизм и "принудительное счастье" общества потребления // Политика и общество. – 2018. – № 7. – С. 17-24.
16. Корнев В. В. Потребление потребления // Лабиринт журнал социально-гуманитарных исследований. – 2012. – № 4. – С. 005-011.
17. Лексин В.Н. Синтез общества потребления и информационного общества: сущность и реалии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – Т. 13. –  №2. – С. 195-211.
18. Николаева Е.М., Щелкунов М.Д. Образование в обществе потребления // Философия образования. – 2009. – № 1 (26). – С. 11-19.
19. Новак М.В., Андреева А.М. Знание в обществе потребления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2017. – № 17 (266). – С. 139-145.
20. Орлов М.О. Религиозное образование как форма социализации: проблема влияния ценностей общества потребления на преподавание православной культуры // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – № 4. – С. 140-143.
21. Разгонова М.В. Семейные ценности и социокультурные ориентиры общества потребления // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по материалам Научно-практической конференции / отв. за выпуск А.Г. Кощаев.  – В 3-х частях. – Ч. 1. – Краснодар, 2022. – С. 152-154.
22. Родионова В.И. Новые методологические возможности понятий "Социальные практики" и "Технологизация" в контурах социальной философии и социологии // Гуманитарий Юга России. – 2017. – №. 1. – Т. 23. – С. 189-195.
23. Рудакова И. В. Социокультурный подход как методологический принцип // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. – 2017. – №11. – С. 159-162.
24. Салимгареев Д.В. Парадигма социокультурного подхода: некоторые особенности концептуального осмысления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. – 2016. – № 3-1. – С. 153-155.
25. Сороколетова А.О. Мода как фактор потребительского поведения молодежи // Вестник Тамбовского университета. серия: общественные науки. – 2017. – Т. 3 – №3. – С. 88-92
26. Талалаев Н.В. Последствия деформации экономического поведения российской молодёжи в контексте интернализации ценностей общества потребления // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 11. – С. 212-222.
27. Тарасова Г.Н., Иванова И.В. Экономические и социологические аспекты этичного потребления в современном обществе // Образование и проблемы развития общества. – 2020. – № 4 (13). – С. 114-118.
28. Тощенко Ж. Т. Парадигмы как методологические стратегии в социологии // Гуманитарий Юга России. – 2016. – Том. 17. – № 1. – С. 19-36.
29. Тюгашев Е.А. Попков Ю. В. Социокультурная парадигма: базовые интерпретации // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 445. – С. 67-71.
30. Тюленев А. И. Шоппинг как инновационная форма массового  потребительского предпринимательства (на материалах РМЭ и РТ) // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 1. –  С. 360-364.
31.  Фахрудинова Э.Р., Суворов В.В. Философия материнства: от ценностей марксизма к ценностям общества потребления // Манускрипт. – 2021. – Т. 14. № 7. – С. 1404-1408.  
32. Хагуров Т.А. Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа. Монография. – М.: ИС РАН, 2006. – 328 с.
33. Хренков В.В. Общество потребления как общество отсутствия счастья: социально-философский анализ // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. – 2017. – № 1 (197). – С. 126-129.
34. Шалаев В.П. Дуализм глобализации: общество потребления или общество спасения? // Вестник экономики, права и социологии. – 2007. – № 1. – С. 158-162.
35. Шмерлина И.А. Социальность и проблема смысла: к выработке междисциплинарного понятия // Эпистемология и философия науки. – 2009. – Т. 21. – № 3. – С. 137-151.
36. Щелкунов М.Д. Метаморфозы науки в обществе потребления // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 1. – С. 196-201.
37. Якутин Ю.В. Гламур как высшая стадия общества потребления // Философия хозяйства. – 2008. – № 5 (59). – С. 262-268.

Consumer society in the socio-cultural paradigm

Authors: Kobzarenko Lyudmila Nikolaevna, Competitor, Department of Sociology, North-Caucasian Federal University, Stavropol

Keywords: consumer society; sociocultural paradigm; sociality; culture; values; social norms; consumption as a value; social consumption practices

The article substantiates the author's position on the possibility and legitimacy of studying the consumer society in the sociocultural paradigm. The relevance of the topic is substantiated by bringing a number of positions of scientists, reflecting the modifications of the consumer society, and, as a result, the need to study them. The choice of a sociocultural approach to the consideration of the consumer society is substantiated by the argument that it is preferable to analyze its normative-value characteristics within the framework of the sociocultural paradigm, based on the postulate of the normative-value core of culture as its essence, manifesting itself in a wide variety of social practices of everyday life. The concept of "consumption" as the main value of the society under study and the value connotations associated with it are considered. Attention is paid to the normative aspect of the consumer society with an emphasis on the regulative nature of social norms, which, together with values, create a single normative-value continuum of this form of sociality.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки