Феномен народного танца в исторической ретроспективе: историографический обзор

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №4(12) 2022 [стр. 56-64]

DOI: 10.24923/2305-8757.2022-12.5

Авторы: Григорьев Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор, профессор культурологии МАН (Сан-Марино), заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала "KANT", Пересечная Татьяна Александровна, старший преподаватель , Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: народный танец; культура; искусство; феномен; хореография; фольклор; история; традиция.

Цель исследования – осмысление феномена народного танца в исторической ретроспективе в контексте региональной культуры и его трансформации из фольклорной в сценическую форму воплощения. Разнообразие подходов к изучению народного танца позволяет выявить проблемы понимания его сущности, сохранения и развития. В последнее время появляется большое количество научных работ, посвященных изучению феномена народного танца, которые помогают существенно углубить знания в данной области. В результате исследования выявлено, что народный танец, являясь феноменом культуры, сложился на основе народных традиций, подтверждено, что хореографическое творчество – результат поликультурного взаимодействия соседствующих народов, также в исторической ретроспективе прослежена трансформация народного танца "от народно-бытового к стилизованному народно-сценическому".

скачать

Литература:
1.    Алиев Г.А. Художественное творчество в контексте взаимодействия культур: на материале хореографического искусства Азербайджана : автореф. дис. доктора культорологии: 24.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2002. – 51 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennoe-tvorchestvo-v-kontekste-vzaimodeistviya-kultur-na-materiale-khoreografiches (дата обращения: 30.09.2022).
2.    Атабиев И.К. История, поэтика и типология черкесских (адыгских) танцев : автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.01 /  Рос. ин-т театр искусства – ГИТИС. – М., 2019. – 31 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/istoriya-poetika-i-tipologiya-cherkesskikh-adygskikh-tantsev (дата обращения: 30.09.2022).
3.    Афанасьева А.Б. Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни (На материале Северо-Западной зоны РСФСР) : дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Л., 1984. – 302 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/traditsionnyi-tantsevalnyi-folklor-sovremennoi-russkoi-derevni-na-materiale-severo-zapadnoi– (дата обращения: 30.09.2022).
4.    Буксикова О.Б. Танец в истории культуры народов Сибири: автореф. дис. доктора искусствоведения: 24.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. – 46 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/tanets-v-istorii-kultury-narodov-sibiri (дата обращения: 30.09.2022).
5.    Бурнаев А.Г. Танцевально-пластическая культура Мордвы: опыт искусствоведческого анализа : автореф. дис. доктора искусствоведения: 24.00.01 / Мордовский гос. ун-т. – Саранск, 2012. – 32 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/tantsevalno-plasticheskaya-kultura-mordvy-opyt-iskusstvovedcheskogo-analiza (дата обращения: 30.09.2022).
6.    Васильева А.Л. Характерный танец в петербургской балетной культуре: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 /  Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2015. – 16 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/kharakternyi-tanets-v-peterburgskoi-baletnoi-kulture (дата обращения: 08.10.2022).
7.    Дугарджапов Д.В. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона : автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Улан-Удэ, 2004. – 18 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/tanets-v-kulturnom-prostranstve-narodov-baikalskogo-regiona (дата обращения: 30.09.2022).
8.    Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца / Заикин Н.И., Заикина Н.А.: учеб. пособие Ч.II. – Орел, 2004. – 688 с.
9.    Карпенко В.Н. Традиционный танец в русской народной хореографии / Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Татаринцев А.Ю.  // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов : Грамота, 2015. – № 3 (53): в 3-х ч. – Ч. I. http://www.gramota.net/materials/3/2015/3-1/24.html (дата обращения: 15.10.2022).
10.    Климов А.А. Основы русского народного танца: учеб. для студентов вузов искусств и культуры / Климов. А.А.– М.:  МГУКИ, 2004. – 318 с. – URL: https://kki.tuva.muzkult.ru/media/2020/11/15/1242224193/Klimov_A.A-Osnovy_russkogo_tancza-1981.pdf (дата обращения: 08.10.2022).
11.    Кособуцкая Н.Ю. Актуализация культурного наследия в пространстве народной сценической хореографии : автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2018. – 23 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/aktualizatsiya-kulturnogo-naslediya-v-prostranstve-narodnoi-stsenicheskoi-khoreografii (дата обращения: 30.09.2022).
12.    Ли Ен Чжин Танец как образно-пластическое воплощение национального характера: на примере русской и корейской культур: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2004. – 21 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/tanets-kak-obrazno-plasticheskoe-voploshchenie-natsionalnogo-kharaktera-na-primere-russkoi-i (дата обращения: 30.09.2022).
13.    Морина Л.П. Мифология и феноменология танца : автореф. дис. канд. философских наук: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2003. – 20 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/mifologiya-i-fenomenologiya-tantsa (дата обращения: 16.10.2022).
14.    Осинцева Н.В. Танец в аспекте антропологической онтологии : автореф. дис. канд. философских наук: 09.00.01 / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2006. – 21 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/tanets-v-aspekte-antropologicheskoi-ontologii (дата обращения: 08.10.2022).
15.    Петроченко Н.В. Культурная парадигма как методологическое средство исследования хореографического искусства : автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. –  Кемерово, 2005. –  23 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/kulturnaya-paradigma-kak-metodologicheskoe-sredstvo-issledovaniya-khoreograficheskogo-iskuss (дата обращения: 30.09.2022).
16.    Полякова А.С. Народный танец в современной хореографической культуре: феномен постфолка : автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2022. – 25 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/narodnyi-tanets-v-sovremennoi-khoreograficheskoi-kulture-fenomen-postfolka (дата обращения: 15.10.2022).
17.    Ромм В.В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры : автореф. дис. доктора культорологии: 24.00.01 / Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2006. – 48 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/tanets-kak-faktor-evolyutsii-chelovecheskoi-kultury (дата обращения: 16.10.2022).
18.    Садыкова Д.А. Танец в пространстве современной культуры : автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2014. – 21 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/tanets-v-prostranstve-sovremennoi-kultury (дата обращения: 16.10.2022).
19.    Слыханова В.И. Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство : автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Гос. акад. славян. культуры. –  М., 2012. –  32 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/russkii-narodno-stsenicheskii-tanets-v-kontekste-regionalnoi-kultury-rossii-traditsii-i-nova (дата обращения: 01.10.2022).

The Phenomenon of folk dance in historical Retrospect: a Historiographical review

Authors: Grigoryev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural studies, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Professor of Cultural Studies at the IAS (San Marino), honored Artist of the Chechen Republic, member of the Union of Composers of the Russian Federation, editor-in-chief of the KANT magazine, Peresechnaya Tatiana Alexandrovna, Senior Lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: folk dance; culture; art; phenomenon; choreography; folklore; history; tradition.

The purpose of the study is to comprehend the phenomenon of folk dance in historical retrospect in the context of regional culture and its transformation from folklore to stage form of embodiment. The variety of approaches to the study of folk dance makes it possible to identify problems of understanding its essence, preservation and development. Recently, a large number of scientific works have appeared on the study of the phenomenon of folk dance, which help to significantly deepen knowledge in this area. As a result of the study, it was revealed that folk dance, being a phenomenon of culture, formed on the basis of folk traditions, it was confirmed that choreographic creativity was the result of multicultural interaction of neighboring peoples, and the transformation of folk dance "from everyday to stylized folk stage was also traced in a historical retrospective".
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки