Слушание голосов: Пауль Целан с Бернардом Вальденфельсом

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(7) 2021 [стр. 18]

DOI: 10.24923/2305-8757.2021-7.2

Авторы: Божич Андрей, исследователь, Гуманитарный институт Новой Ревии, Люблянский университет, Любляна, Словения, Перевод c английского кандидата полит. н. М.А. Григорьевой

Ключевые слова: голос; слушание; другой; Пауль Целан; поэзия; Бернхард Вальденфельс; отзывчивая рациональность.

В статье рассматривается голос как средство человеческого общения с помощью косвенного подхода слушания. Обозначив многогранную природу голоса, автор посвящает внимание теории голоса Бернхарда Вальденфельса, разработанной на основе феноменологического видения мира. По словам Вальденфельса, полифония вокала, в котором собственное и чужое звучат во взаимном проникновении, требует возможности отзывчивого прослушивания. В заключительной части статьи автор принимает во внимание одно из стихотворений из цикла "Stimmen" ("Голоса"), которое Пауль Целан опубликовал в сборнике "Решётки речи". Что касается также автопоэтологических сочинений Целана, то последующая интерпретация пытается кратко очертить контуры антиполитики голоса.

скачать

Литература:
Bozic, Andrej (2012), "Iz majhnega daljnega / z zeljami prepredenega / sosedstva", Phainomena 21 (80-81): 35-44.
Bozic, Andrej (2017), "The Other in Dialogue. Between Hermeneutic Experience and Responsive Rationality", Phainomena 26 (100-101): 155-178.
Celan, Paul (1996), Werke. Tubinger Ausgabe. Sprachgitter. Vorstufen – Textgenese – Endfassung, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Celan, Paul (1999), Werke. Tubinger Ausgabe. Der Meridian. Endfassung – Entwurfe – Materialien, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Celan, Paul (2000), Gesammelte Werke in sieben Banden, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Celan, Paul (2001), Selected Poems and Prose of Paul Celan, Translated by John Felstiner, New York: W. W. Norton.
Celan, Paul (2004), La Bibliotheque philosophique. Die philosophische Bibliothek, Catalogue raisonne des annotations etabli par Alexandra Richter, Patrik Alac et Bertrand Badiou, Paris: Editions Rue d'Ulm/Presses de l'Ecole normale superieure.
Celan, Paul (2005a), Die Gedichte. Kommentierte Gesamtausgabe in einem Band, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Celan, Paul (2005b), Mikrolithen sinds, Steinchen. Die Prosa aus dem Nachla, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Komel, Dean (1998), "Pogovor z Bernhardom Waldenfelsom", in Bernhard Waldenfels, Zelo tujega, Ljubljana: Nova revija, pp. 243-253.
Waldenfels, Bernhard (1987), Ordnung im Zwielicht, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Waldenfels, Bernhard (1995), "Sich-sprechen-Hren. Zur Aufzeichnung der phnomenologischen Stimme", in Bernhard Waldenfels, Deutsch-franzsische Gedankengnge, Frankfurt am Main: Suhrkamp, pp. 90-104.
Waldenfels, Bernhard (1998), Der Stachel des Fremden, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Waldenfels, Bernhard (1999a), "Lebenswelt als Hrwelt", in Bernhard Waldenfels, Sinnesschwellen, Frankfurt am Main: Suhrkamp, pp. 179-199.
Waldenfels, Bernhard (1999b), Vielstimmigkeit der Rede, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Waldenfels, Bernhard (2000), Das leibliche Selbst. Vorlesungen zur Phenomenologie des Leibes, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Waldenfels, Bernhard (2001), Verfremdung der Moderne. Phenomenologische Grenzgnge, Gttingen: Wallstein Verlag.
Waldenfels, Bernhard (2004), Phenomenologie der Aufmerksamkeit, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Waldenfels, Bernhard (2007), Antwortregister, Frankfurt am Main: Suhrkamp.
Waldenfels, Bernhard (2008), Philosophisches Tagebuch. Aus der Werkstatt des Denkens 1980-2005, Munchen: Wilhelm Fink.
Waldenfels, Bernhard (2010a), "Klnge und Tne aus der Ferne", in Bernhard Waldenfels, Sinne und Kunste im Wechselspiel. Modi sthetischer Erfahrung, Berlin: Suhrkamp, pp. 159-179.
Waldenfels, Bernhard (2010b), "Lautwerden der Stimme", in Bernhard Waldenfels, Sinne und Kunste im Wechselspiel. Modi sthetischer Erfahrung, Berlin: Suhrkamp, pp. 180-207.
Waldenfels, Bernhard (2013), "Es gibt Ordnung/Il y a de l'ordre", Phainomena 22 (84-85): 5-23.
Internet sources:
Waldenfels, Bernhard, "Hren auf die fremde Stimme", available at: https://www.fernuni-hagen.de/videostreaming/ksw/forum/20170315.shtml (viewed June 30, 2018).

Hearing voices: Paul Celan with Bernhard Waldenfels

Authors: Bozic Andrej, Researcher, Institute Nova Revija for the Humanities, Ljubljana, Slovenia, Translated from eng. by PhD of Political sciences M. A. Grigorieva

Keywords: voice; listening; the other; Paul Celan; poetry; Bernhard Waldenfels; responsive rationality.

The paper discusses voice as a medium of human communication through the indirect approach of listening. After designating the multifaceted nature of the voice, the author dedicates attention to Bernhard Waldenfels' theory of the voice as developed on the basis of the phenomenology of the alien. According to Waldenfels, the polyphony of the vocal, in which the own and the alien re-sound in mutual permeation, calls for the possibility of responsive listening. In the concluding portion of the article, the author takes into consideration one of the poems from the cycle "Stimmen" ("Voices") that Paul Celan published in the collection Sprachgitter. With regard also to Celan's auto-poetological writings, the ensuing interpretation attempts to briefly sketch the contours of the anti-politics of voice.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки