Дерридианский подход к музыкальной идентичности

Журнал «KANT Social Sciences & Humanities Series» №2(4) 2020 [стр. 22]

DOI: 10.24923/2305-8757.2020-4.2

Авторы: Ралстон Лорел, магистр философии, Альбертский университет, президент Совета искусств Кимберли, директор Торговой палаты Кимберли, Канада

Ключевые слова: дерридианский подход; музыкальная идентичность; структура письма музыкального произведения; этика исполнения, интерпретации; реализация композиционного замысла; знаки-идеи, символы.

В статье автор размышляет о проблеме музыкальной идентичности и отмечает, что структура письма, как и всякое письмо, исключает любое представление о письменном тексте как о неизменном и вечном, потому что означивание, репрезентация и замена одного значения или контекста другим происходят в нем бесконечно и без замыкания.  По аналогии с "текстуальными стратегиями", характерными для подхода Жака Деррида к теории литературы, критике и философии языка в  статье предлагается рассмотреть проблему музыкальной идентичности. Автор  справедливо говорит о различиях в интерпретации и исполнении, результатом которого является неизмеримое богатство красок музыкального произведения, его отказа быть исчерпанным, его отличия от других произведений. Следовательно, этика исполнения больше не должна быть сосредоточена исключительно на определении и реализации композиционного замысла, ибо это не единственное происхождение того, что написано. Музыкальное произведение – это творческий процесс композитора, воплощенный в живом звуке через интерпретацию исполнителями, который должен учитывать то, что выходит за пределы интенции и контекста, смысл которого не может быть обнаружен путем обращения к первоначальному и утраченному контексту, но должен быть создан в настоящем, которое всегда является другим настоящим надписи.
Перевод к-та полит. н. М.А. Григорьевой. Аннотирование д-ра культурологии, проф. А.Ф. Григорьева.

скачать

Литература:
1. Derrida. Force and Signification, p. 25.
2. Грубо говоря, "изначальность" у Деррида, по-видимому, означает что-то вроде: автономные и непреходящие условия, которые делают возможным возникновение любого данного самотождественного явления как такового.
3. Derrida. An Interview with Jacques Derrida // Acts of Literature, p. 64.
4. Derrida. Signature Event Context, p. 324.
5. Там же, p. 34.
6. Derrida. Signature Event Context, p. 326.
7. Derrida. Force of Law // Acts of Religion, Gil Anidjar, ed., (New York: Routledge, 2002), p. 252.
8. Там же, p. 252.
9. J. Hillis Miller. The Ethics of Reading. (New York: Columbia University Press, 1987), p. 118.
10. Это утверждение относится и к формалистическим объяснениям музыкального смысла, поскольку структурный смысл также раскрывается через исполнение, манера исполнения заставит некоторые структурные элементы казаться более заметными, а другие – менее, и таким образом повлияет, если не на факт существования этих структурных отношений, то на восприятие и оценку слушателем их относительной архитектурной и музыкальной значимости.
11. Derrida. Signature Event Context, p. 324.
12. An Interview with Jacques Derrida // Acts of Literature, p. 51.
13. Miller, pp. 4-5.

Derridean approach to musical identity

Authors: Ralston Laurel, Master of Arts in Philosophy, University of Alberta, director of the Kimberley United Church choir, Kimberley Community Choir, Canada

Keywords: derridianist approach; musical identity; structure of writing a musical work; ethics of performance, interpretation; implementation of compositional design; signs-ideas, symbols.

In the article, the author reflects on the problem of musical identity and notes that the structure of writing, like any writing, excludes any idea of a written text as unchangeable and eternal, because the signification, representation and replacement of one meaning or context by another occur in it endlessly and without closure. By analogy with the "textual strategies" characteristic of Jacques Derrida's approach to literary theory, criticism, and philosophy of language, the article proposes to consider the problem of musical identity. The author rightly speaks about the differences in interpretation and performance, which results in an immeasurable richness of colors of a musical work, its refusal to be exhausted, and its differences from other works. Consequently, performance ethics should no longer focus solely on defining and implementing compositional intent, for this is not the only origin of what is written. A musical work is a creative process of the composer, embodied in a live sound through interpretation by performers, which must take into account what goes beyond the intention and context, the meaning of which cannot be discovered by referring to the original and lost context, but must be created in the present, which is always another present of the inscription.
Ralston L. A Derridean approach to musical identity // Postgraduate Journal of Aesthetics. – 2008. – No.2. – Vol. 5.