Манифестации архетипа вода как маркеры границы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(3) 2020 [стр. 33]
DOI: 10.24923/2305-8757.2020-3.4
Ключевые слова: архетип; семиотика; манифестация; граница; "свое" и "чужое".
Возможность идентификации разных художественных образов, соотносимых с единым вариантом воды, и раскодирования значения этих инвариантных манифестаций изначального варианта в художественном мире М.Ю. Лермонтова определяется двумя обстоятельствами: во-первых, объективно существующим универсальным значением архетипа "вода" как бесконечно порождающего новые смыслы и образы начала, во-вторых, индивидуальной художественной интерпретацией узуальных смыслов архетипа "вода" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", значимой для понимания концепции пространства, утверждаемой в художественном мире романа. Актуальность исследования манифестаций архетипа "вода" определяется их смыслопорождающей функцией в художественной системе романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Литература:
1. Бражников И. А. Мифопоэтический аспект литературного произведения : автореф. дис. … канд. филол. наук по специальности 10.01.08. – М., 1997. – 20 с.
2. Евтушенко Э.А. Мифопоэтическая структура стихотворения М.Ю. Лермонтова "Валерик" // Великая Отечественная война в литературе, критике и журналистике : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне и году литературы. – 2015. – С. 12-15.
3. Криничная Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора. – М. : Академический проект; Гаудеамус, 2004. – 1008 с.
4. Косарев А. Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. – М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.
5. Москаленко Т.В. Элегический код и мифологема женщина-цветок в повести "Княжна Мери" ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова) // Пятый этаж. Сборник научных статей молодых ученых. – Барнаул, 2015. – С. 167-170.
6. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. – 1991. – № 10. – С. 41-47.
7. Погребная Я.В. Аспекты исследования творчества М.Ю. Лермонтова: семиотика, мифопоэтика, компаративистика. – Ставрополь : СГПИ, 2017. – 236 с.
8. Сахарова О.В. Онейропоэтика М.Ю. Лермонтова: христианская семантика и аксиология // 80-летие елецкой филологии : материалы Международной научной конференции. – 2019. – С. 295-307.
9. Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира М.Ю. Лермонтова в контексте русского романтизма // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2(22). – С. 146-151.
10. Седина Е.В. Сон как особая реальность в мифопоэтической картине мира М.Ю. Лермонтова // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – 2010. – № 1. – С. 310-313.
11. Седина Е.В. Особенности творческого мышления М.Ю. Лермонтова в контексте мифопоэтического подхода // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 17-2. – С. 33-39.
12. Семенова А.Д. Мифологема горы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 4-2 (56). – С. 136-140.
13. Ходанен Л.А. Миф в художественном мире М. Ю. Лермонтова : учебное пособие. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. – 103 с.
14. Ходанен Л.А. Поэмы М. Ю. Лермонтова. Поэтика и фольклорно-мифологические традиции : учеб. пособие. – Кемерово : КГУ, 1990. – 91 с.
15. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики : учеб. пособие. – Кемерово : КемГУ, 1995. – 92 с.
16. Ходанен Л.А., Ямадзи А. Поэтическая мифология снов в творчестве М.Ю. Лермонтова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-4 (62). – С. 179-183.
17. Черная Т.К. "Глубокий и могучий дух...". М.Ю. Лермонтов. Творческие поиски. – Ставрополь : СКФУ, 2015. – 224 с.
18. Черная Т.К. М.Ю. Лермонтов. Этико-философская концепция творчества. Мотив совершенства как мотивация лирического метасюжета Лермонтова. http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/chernaya-lermontov/motiv-sovershenstva.htm (дата обращения 25.05.2020).
19. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. – Ставрополь : СГУ, 2004. – 623 с.
20. Юнг К.-К. Кереньи К. Введение в сущность мифологии // Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев : Гос. Б-ка Украины для юношества, 1996. – 384 с. – С.5-48.
21. Юнг К.-Г. Символ и архетип. Об архетипах коллективного бессознательного. – М. : Канон, 2019. – 336 с. – С. 105-143.
1. Бражников И. А. Мифопоэтический аспект литературного произведения : автореф. дис. … канд. филол. наук по специальности 10.01.08. – М., 1997. – 20 с.
2. Евтушенко Э.А. Мифопоэтическая структура стихотворения М.Ю. Лермонтова "Валерик" // Великая Отечественная война в литературе, критике и журналистике : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне и году литературы. – 2015. – С. 12-15.
3. Криничная Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора. – М. : Академический проект; Гаудеамус, 2004. – 1008 с.
4. Косарев А. Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. – М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.
5. Москаленко Т.В. Элегический код и мифологема женщина-цветок в повести "Княжна Мери" ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова) // Пятый этаж. Сборник научных статей молодых ученых. – Барнаул, 2015. – С. 167-170.
6. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. – 1991. – № 10. – С. 41-47.
7. Погребная Я.В. Аспекты исследования творчества М.Ю. Лермонтова: семиотика, мифопоэтика, компаративистика. – Ставрополь : СГПИ, 2017. – 236 с.
8. Сахарова О.В. Онейропоэтика М.Ю. Лермонтова: христианская семантика и аксиология // 80-летие елецкой филологии : материалы Международной научной конференции. – 2019. – С. 295-307.
9. Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира М.Ю. Лермонтова в контексте русского романтизма // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2(22). – С. 146-151.
10. Седина Е.В. Сон как особая реальность в мифопоэтической картине мира М.Ю. Лермонтова // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – 2010. – № 1. – С. 310-313.
11. Седина Е.В. Особенности творческого мышления М.Ю. Лермонтова в контексте мифопоэтического подхода // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 17-2. – С. 33-39.
12. Семенова А.Д. Мифологема горы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 4-2 (56). – С. 136-140.
13. Ходанен Л.А. Миф в художественном мире М. Ю. Лермонтова : учебное пособие. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. – 103 с.
14. Ходанен Л.А. Поэмы М. Ю. Лермонтова. Поэтика и фольклорно-мифологические традиции : учеб. пособие. – Кемерово : КГУ, 1990. – 91 с.
15. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики : учеб. пособие. – Кемерово : КемГУ, 1995. – 92 с.
16. Ходанен Л.А., Ямадзи А. Поэтическая мифология снов в творчестве М.Ю. Лермонтова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-4 (62). – С. 179-183.
17. Черная Т.К. "Глубокий и могучий дух...". М.Ю. Лермонтов. Творческие поиски. – Ставрополь : СКФУ, 2015. – 224 с.
18. Черная Т.К. М.Ю. Лермонтов. Этико-философская концепция творчества. Мотив совершенства как мотивация лирического метасюжета Лермонтова. http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/chernaya-lermontov/motiv-sovershenstva.htm (дата обращения 25.05.2020).
19. Черная Т.К. Русская литература XIX века (Ч. 1). Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. – Ставрополь : СГУ, 2004. – 623 с.
20. Юнг К.-К. Кереньи К. Введение в сущность мифологии // Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев : Гос. Б-ка Украины для юношества, 1996. – 384 с. – С.5-48.
21. Юнг К.-Г. Символ и архетип. Об архетипах коллективного бессознательного. – М. : Канон, 2019. – 336 с. – С. 105-143.
Manifestations of the archetype water as border markers in the novel by M.Yu. Lermontov's "Hero of our time"
Keywords: archetype; semiotics; manifestation; the border; "оwn" and "alien".
The possibility of identifying different artistic images that are correlated with a single version of water, and decoding the meaning of these invariant manifestations of the original version in the art world M.Yu. Lermontov is determined by two circumstances: firstly, the objectively existing universal significance of the water archetype as infinitely generating new meanings and images of the beginning, and secondly, by the individual artistic interpretation of the everyday meanings of the water archetype in the novel by M.Yu. Lermontov's "Hero of our time", significant for understanding the concept of space, approved in the literary world of the novel. The relevance of the study of the manifestations of the archetype "water" is determined by their meaning-generating function in the artistic system of the novel by M.Yu. Lermontov "Hero of our time."