Организация самостоятельной работы студентов технического вуза: технологический аспект
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 385-392]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.69
Ключевые слова: профессиональное образование; образовательный процесс; качество образования; компоненты процесса; самостоятельная работа студентов; методологические основы; технология организации самостоятельной работы; профессиональная среда; риски организации самостоятельной работы.
Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов технического вуза. С целью исследования данной проблемы был проведен поиск его методологических основ с учетом современных требований к качеству профессиональной подготовки студентов инженерных направлений. Описана технология организации самостоятельной работы обучающихся на основе процессного подхода с указанием входных и выходных данных, регламентирующих документов и ресурсов, необходимых для реализации процесса. Предложенная технология позволит устранить возникающие в ходе выполнения самостоятельной работы проблемы, принять меры по улучшению данного процесса и, тем самым, способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов. Также в статье приведены риски организации самостоятельной работы в условиях профессиональной среды. Идентификация и оценка рисков организации самостоятельной работы при проведении занятий в условиях профессиональной среды позволит устранить/уменьшить влияние негативных факторов на учебный процесс.
1. Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. – 2017. – №5(212). – С. 15-22.
2. Воробьева А.А. Развитие внутренней системы менеджмента качества образовательной деятельности в вузе: процессно-критериальная технология / А.А. Воробьева // Высшее образование сегодня. – 2019. -№ 11. – С. 2-11.
3. Горбушина С.Н., Сафина А.Ф. Технология управления самостоятельной работой студентов на основе принципов системы менеджмента качества // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14. – №1. – С. 10-22.
4. Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: дис. ... канд. пед. н.: 13.00.01. – Ярославль, 2017
5. Данилаев Д.П. Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей / Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 29-36.
6. Данилов А.Н., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, №3. – С. 5-15
7. Дорофеев А.В., Корчагина Т.Г. Интерактивная дидактическая поддержка студентов в цифровой образовательной среде // Перспективы науки и образования. – 2023. – №4(64). – С. 40-53.
8. Жукова Е.Д. Организация самостоятельной работы: учебное пособие / Е.Д. Жукова. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2016. 183 с.
9. Клентак Л.С. Формирование способности к самоорганизации самостоятельной работы студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Самара, 2017. – 188 с.
10. Кузнецова Н. В. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов в высшей школе / Н.В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 5-2. – С. 175-179.
11. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. – М., 2005.
12. Приходько В.М. Каким быть современному инженерному образованию? (Размышления участников форума) / В.М. Приходько, А.Н. Соловьев // Высшее образование в России. – 2015. – №3. – С. 45-56.
13. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: дисс. … д-ра. пед. наук: 13.00.08. – Самара, 2017. – 502 с.
14. Сытина Н.С. Перспективы реализации программы развития профессиональных компетенций студентов технического вуза в самостоятельной работе / Н.С. Сытина, Е.Л. Гусейнова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – №6(73). – С. 71-76.
15. Третьякова Е.М. Формирование мотивации студентов вуза к самостоятельной работе как основа развития профессиональных компетенций / Е.М. Третьякова И.Н. Одарич // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015 – №4(23).
16. Штейнберг В.Э. О связи визуализации в дидактике со стандартами и компетенциями // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т. 7, №1. – С. 814-826.
17. Штейнберг В.Э., Фатхулова Д.Р., Вахидова Л.В., Манько Н.Н. Регулятивные основы действий: теория, технология, практика в схемах, формулах и моделях. Коллективная монография – М.: Народное образование, 2023. – 111 с.
Organization of independent work of students in a technical university: technological aspect
Keywords: professional education; educational process; the quality of education; process components; independent work of students; methodological basis; technology for organizing independent work; professional environment; risks of organizing independent work.