Организация самостоятельной работы студентов технического вуза: технологический аспект

Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 385-392]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.69

Авторы: Сафина Альфия Фирдависовна, старший преподаватель, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Республика Башкортостан, Вахидова Люция Вансеттовна, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Республика Башкортостан

Ключевые слова: профессиональное образование; образовательный процесс; качество образования; компоненты процесса; самостоятельная работа студентов; методологические основы; технология организации самостоятельной работы; профессиональная среда; риски организации самостоятельной работы.

Цитировать: Сафина А.Ф., Вахидова Л.В. Организация самостоятельной работы студентов технического вуза: технологический аспект // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 385-392. EDN: XOELGA. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.69

Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов технического вуза. С целью исследования данной проблемы был проведен поиск его методологических основ с учетом современных требований к качеству профессиональной подготовки студентов инженерных направлений. Описана технология организации самостоятельной работы обучающихся на основе процессного подхода с указанием входных и выходных данных, регламентирующих документов и ресурсов, необходимых для реализации процесса. Предложенная технология позволит устранить возникающие в ходе выполнения самостоятельной работы проблемы, принять меры по улучшению данного процесса и, тем самым, способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов. Также в статье приведены риски организации самостоятельной работы в условиях профессиональной среды. Идентификация и оценка рисков организации самостоятельной работы при проведении занятий в условиях профессиональной среды позволит устранить/уменьшить влияние негативных факторов на учебный процесс.

скачать

Литература:
1. Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. – 2017. – №5(212). – С. 15-22.
2. Воробьева А.А. Развитие внутренней системы менеджмента качества образовательной деятельности в вузе: процессно-критериальная технология / А.А. Воробьева // Высшее образование сегодня. – 2019. -№ 11. – С. 2-11.
3. Горбушина С.Н., Сафина А.Ф. Технология управления самостоятельной работой студентов на основе принципов системы менеджмента качества // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14. – №1. – С. 10-22.
4. Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: дис. ... канд. пед. н.: 13.00.01. – Ярославль, 2017
5. Данилаев Д.П. Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей / Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 29-36.
6. Данилов А.Н., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, №3. – С. 5-15
7. Дорофеев А.В., Корчагина Т.Г. Интерактивная дидактическая поддержка студентов в цифровой образовательной среде // Перспективы науки и образования. – 2023. – №4(64). – С. 40-53.
8. Жукова Е.Д. Организация самостоятельной работы: учебное пособие / Е.Д. Жукова.   2-е изд.   М.: ФЛИНТА, 2016.   183 с.
9. Клентак Л.С. Формирование способности к самоорганизации самостоятельной работы студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Самара, 2017. – 188 с.
10. Кузнецова Н. В. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов в высшей школе / Н.В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 5-2. – С. 175-179.
11. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. – М., 2005.
12. Приходько В.М. Каким быть современному инженерному образованию? (Размышления участников форума) / В.М. Приходько, А.Н. Соловьев // Высшее образование в России. – 2015. – №3. – С. 45-56.
13. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: дисс. … д-ра. пед. наук: 13.00.08. – Самара, 2017. – 502 с.
14. Сытина Н.С. Перспективы реализации программы развития профессиональных компетенций студентов технического вуза в самостоятельной работе / Н.С. Сытина, Е.Л. Гусейнова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – №6(73). – С. 71-76.
15. Третьякова Е.М. Формирование мотивации студентов вуза к самостоятельной работе как основа развития профессиональных компетенций / Е.М. Третьякова И.Н. Одарич // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015 – №4(23).
16. Штейнберг В.Э. О связи визуализации в дидактике со стандартами и компетенциями // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т. 7, №1. – С. 814-826.
17. Штейнберг В.Э., Фатхулова Д.Р., Вахидова Л.В., Манько Н.Н. Регулятивные основы действий: теория, технология, практика в схемах, формулах и моделях. Коллективная монография – М.: Народное образование, 2023. – 111 с.

Organization of independent work of students in a technical university: technological aspect

Authors: Safina Alfiya Firdavisovna, Senior Lecturer, Ufa University of Science and Technology, Ufa, Republic of Bashkortostan, Vakhidova Luciya Vansettovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmully, Ufa, Republic of Bashkortostan

Keywords: professional education; educational process; the quality of education; process components; independent work of students; methodological basis; technology for organizing independent work; professional environment; risks of organizing independent work.

The article is devoted to the organization of independent work of students in a technical university. In order to study this problem, a search for its methodological foundations was carried out, taking into account modern requirements for the quality of professional training of engineering students. The technology for organizing independent work of students based on a process approach is described, indicating input and output data, regulatory documents and resources necessary to implement the process. The proposed technology will allow us to eliminate problems that arise during independent work, take measures to improve this process and, thereby, help improve the quality of professional training of students. The article also presents the risks of organizing independent work in a professional environment. Identification and assessment of the risks of organizing independent work when conducting classes in a professional environment will eliminate/reduce the influence of negative factors on the educational process.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки