Специфика преподавания общеобразовательной дисциплины "Философия" в современном университете
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 374-380]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.67
Ключевые слова: философия; поколение Z; методика обучения; кейсы; образование; университет; постиндустриальное общество; информационное общество; студент; образовательные технологии.
Цель исследования – показать возможности применения в учебном процессе модернизированных образовательных технологий, задействующих зеркально отражающую сущностные метаморфозы современного постиндустриального общества специфику личности студента, принадлежащего поколению Z, в качестве "горючего материала" для наиболее эффективного способа становления навыка критической рефлексии как цели обучения философии в неоклассическом университете. Научная новизна заключается в обосновании необходимости обновления содержания и формы образовательных технологий, используемых в процессе преподавания философии в современном университете. В результате исследования продемонстрированы примеры конкретных занятий по философии с использованием конгруэнтных обновлённому содержанию образовательных технологий интерактивных методик обучения (кейс-стади: мини-кейсы), нацеленных на работу с типичным представителем поколения Z в качестве максимально эффективных.
1. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины "Управление персоналом" // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 3 (19). – С. 118 – 129.
2. Барлас Т.В. Поколение "z": проблемы диалога в системе "преподаватель – студент" // Вестник Московского лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №6(814). – C. 178 – 184.
3. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о "поколении Z" // Современная аналитика образования. – 2019. – №1(22). – С. 1 – 64.
4. Грааф Д., Ванн Д., Нейлор Тома Х. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. – М.: Алгоритм, 2016. – 368 с.
5. Данилова К.А., Мальцева Ю.А. Человек потребляющий: кто он в 2023 г.? // Маркетинг в России и за рубежом. – 2023. – № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54356720 (дата обращения: 13.10.2023).
6. Жаксыгулова Г.К., Нурпеисова А.А. Использование метода кейс-стади при компетентностном подходе в обучении студентов специальности "Менеджмент" [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-keys-stadi-pri-kompetentnostnom-podhode-v-obuche-nii-studentov-spetsialnosti-menedzhment?ysclid=lodxe345ds184193550 (дата обращения: 29.10.2023).
7. Кастельс М. Информационная эпоха. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
8. Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования. – М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2000. – 53 с.
9. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995. – 316 с.
10. Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. – 100 с.
11. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. – Киев: Гуманитарный центр, 2017. – 284.
12. Макарова Т.А. Содержание образования для поколения "z": каким ему быть? // Ценности и смыслы. – 2015. – № 3 (37). – С. 116 – 120.
13. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. – Тбилиси: Мецниереба, 1973. – 439 с.
14. Мирошкина М.Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. – 2014. – №2. – С. 50 – 57.
15. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.
16. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. – 704 с.
17. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. – Минск: БГУ, 2005. – 104 с.
18. Оценка и мониторинг образовательных достижений студентов [Электронный ресурс]. URL: https://i-exam.ru/ (дата обращения: 28.10.2023).
19. Платон. Государство. – М.: АСТ, 2016. – 410 с.
20. Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. – М.: Наука, 1994. – 320 с.
21. Порус В. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России, 2008. – № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vuzovskoy-filosofii-kak-uslovi. (дата обращения: 28.10.2023).
22. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 970 "Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 – Менеджмент" [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-02-menedzhment-970/ (дата обращения 15. 10. 2023).
23. Пянзина Ю.А. "Кейс" как основной элемент метода "case-stady" // Вестник Курганской ГСХА, 2015. – № 1. – С. 75 – 76.
24. Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Человек и судьба в зеркале античной культуры // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2013. – №9(сентябрь). – С. 26 – 30. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13178.htm
25. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – С. 67 – 81.
26. Суховская Д.Н. Образовательное пространство в эпоху постмодерна: вызовы и перспективы // KANT. – 2022. – № 4. – С. 166 – 171.
27. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2023. – 80 с.
28. Фуко М. Археология знания. – Киев: Оксидент, 1996. – 208 с.
29. Щелкунов М.Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка // Высшее образование в России. – 2021. – № 10. – С. 99 – 107.
30. Ясперс К. Идея университета. – Минск: БГУ, 2006. -159 с.
31. Masuda Y. Institute for the Information Society. – Tokyo: World Future Society, 1981. – 171 с.
The specifics of teaching the general education discipline "Philosophy" at a modern university
Keywords: philosophy; generation Z; teaching methods; case studies; education; university; post-industrial society; information society; student; educational technologies.