Специфика преподавания общеобразовательной дисциплины "Философия" в современном университете

Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 374-380]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.67

Авторы: Пятилетова Людмила Владимировна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Управление в социальных и экономических системах, философия и история, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Ключевые слова: философия; поколение Z; методика обучения; кейсы; образование; университет; постиндустриальное общество; информационное общество; студент; образовательные технологии.

Цитировать: Пятилетова Л.В. Специфика преподавания общеобразовательной дисциплины "Философия" в современном университете // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 374-380. EDN: WTQDNQ. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.67

Цель исследования – показать возможности применения в учебном процессе модернизированных образовательных технологий, задействующих зеркально отражающую сущностные метаморфозы современного постиндустриального общества специфику личности студента, принадлежащего поколению Z, в качестве "горючего материала" для наиболее эффективного способа становления навыка критической рефлексии как цели обучения философии в неоклассическом университете. Научная новизна заключается в обосновании необходимости обновления содержания и формы образовательных технологий, используемых в процессе преподавания философии в современном университете. В результате исследования продемонстрированы примеры конкретных занятий по философии с использованием конгруэнтных обновлённому содержанию образовательных технологий интерактивных методик обучения (кейс-стади: мини-кейсы), нацеленных на работу с типичным представителем поколения Z в качестве максимально эффективных.

скачать

Литература:
1. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины "Управление персоналом" // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 3 (19). – С. 118 – 129.
2. Барлас Т.В. Поколение "z": проблемы диалога в системе "преподаватель – студент" // Вестник Московского лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №6(814). – C. 178 – 184.
3. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о "поколении Z" // Современная аналитика образования. – 2019. – №1(22). – С. 1 – 64.
4. Грааф Д., Ванн Д., Нейлор Тома Х. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. – М.: Алгоритм, 2016. – 368 с.
5. Данилова К.А., Мальцева Ю.А. Человек потребляющий: кто он в 2023 г.? // Маркетинг в России и за рубежом. – 2023. – № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54356720 (дата обращения: 13.10.2023).
6. Жаксыгулова Г.К., Нурпеисова А.А. Использование метода кейс-стади при компетентностном подходе в обучении студентов специальности "Менеджмент" [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-keys-stadi-pri-kompetentnostnom-podhode-v-obuche-nii-studentov-spetsialnosti-menedzhment?ysclid=lodxe345ds184193550  (дата обращения: 29.10.2023).
7. Кастельс М. Информационная эпоха. –  М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
8. Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования. –  М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2000. – 53 с.
9. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995. – 316 с.
10. Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. – 100 с.
11. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. – Киев: Гуманитарный центр, 2017. – 284.
12. Макарова Т.А. Содержание образования для поколения "z": каким ему быть? // Ценности и смыслы. – 2015. – № 3 (37). – С. 116 – 120.
13. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. – Тбилиси: Мецниереба, 1973. – 439 с.
14. Мирошкина М.Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. – 2014. –  №2. – С. 50 – 57.
15. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.
16. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. – 704 с.
17. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. – Минск: БГУ, 2005. – 104 с.
18. Оценка и мониторинг образовательных достижений студентов [Электронный ресурс]. URL: https://i-exam.ru/ (дата обращения: 28.10.2023).
19. Платон. Государство. – М.: АСТ, 2016. – 410 с.
20. Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. – М.: Наука, 1994. – 320 с.
21. Порус В. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России, 2008. – № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vuzovskoy-filosofii-kak-uslovi. (дата обращения: 28.10.2023).
22. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 970 "Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 – Менеджмент" [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-02-menedzhment-970/ (дата обращения 15. 10. 2023).
23. Пянзина Ю.А. "Кейс" как основной элемент метода "case-stady" // Вестник Курганской ГСХА, 2015. – № 1. – С. 75 – 76.
24. Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Человек и судьба в зеркале античной культуры // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2013. – №9(сентябрь). – С. 26 – 30. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13178.htm
25. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. –  2009. – № 4. – С. 67 – 81.
26. Суховская Д.Н. Образовательное пространство в эпоху постмодерна: вызовы и перспективы // KANT. – 2022. – № 4.  – С. 166 – 171.
27. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2023. – 80 с.
28. Фуко М.  Археология знания. – Киев: Оксидент, 1996. – 208 с.
29. Щелкунов М.Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка // Высшее образование в России. – 2021. – № 10. – С. 99 – 107.
30. Ясперс К. Идея университета. – Минск: БГУ, 2006. -159 с.
31. Masuda Y.  Institute for the Information Society. – Tokyo: World Future Society, 1981. – 171 с.

The specifics of teaching the general education discipline "Philosophy" at a modern university

Authors: Pyatiletova Lyudmila Vladimirovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Keywords: philosophy; generation Z; teaching methods; case studies; education; university; post-industrial society; information society; student; educational technologies.

The purpose of the study is to show the possibilities of using modernized educational technologies in the educational process, using the specifics of the student's personality, belonging to generation Z, a representative of generation Z – mirroring the essential metamorphoses of modern postindustrial society as a "fuel material" for the most effective way of developing the skill of critical reflection as a goal of teaching philosophy at a neoclassical university. The scientific novelty lies in the justification of the need to update the content and form of educational technologies used in the process of teaching philosophy at a modern university. As a result of the research, examples of specific classes in philosophy using interactive methods of teaching congruent to the updated content of educational technologies (case studies: mini-cases) aimed at working with a typical representative of generation Z as the most effective.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки