Научно-методические основы сопровождения изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности *
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 368-374]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.66
Ключевые слова: внеурочная деятельность; региональная история; исследовательский проект; научно-методическое сопровождение учителей; образование; воспитание; Краснодарский край.
Целью исследования является анализ научно-методических основ сопровождения работы учителя по изучению региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности, подготовленных участниками исследовательского проекта Армавирского государственного педагогического университета. Научная новизна заключается в разработке оригинального проекта, призванного сформировать единый подход к научно-методическому обеспечению работы педагогов, реализующих региональный компонент во внеурочной деятельности. В этих целях разработаны методологические основы работы учителя в данной области, создана модель научно-методического сопровождения, подготовлены методические рекомендации по ее реализации, а также программы дополнительного образования по проблемам изучения истории Кубани при проведении внеурочных мероприятий. В результате сделаны выводы о необходимости использования исследовательского проекта в целях повышения степени организации и эффективности проводимых внеучебных мероприятий и возможности его применения в образовательных учреждениях других регионов страны. Осуществление исследовательского проекта должно способствовать повышению уровня знаний учащихся о прошлом и настоящем родного края, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.
* Статья подготовлена в рамках государственного задания "Научно-методическое сопровождение изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности" (соглашение № 073-03-2023-023 от 27.01.2023), осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.
1. Грицких И.В., Лысенко Р.Ю., Яковлева А.С. Исчезнувшие поселения Краснодарского края: примерная методическая разработка для проектной деятельности старшеклассников // Историко-культурное партнерство народов Кубани как основа формирования духовных ценностей, патриотизма и гражданственности в образовательном пространстве Краснодарского края: материалы Региональной науч.-практич. конф. (Армавир, 4 ноября 2022 года). – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2022. – С. 16-21.
2. Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: утв. Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. [Электронный ресурс] // Система Гарант. – URL: https://shkolachexlomeevskaya-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/163/2960/ministerstva_prosveshcheniya_rf_ot_16_dekabrya_ 2020_g_n_r_174_ob_utverzhd.pdf (дата обращения: 27.10.2023).
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории [Электронный ресурс] // История. РФ. Главный исторический портал страны. – URL: https://histrf.ru/read/articles/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii-2. (дата обращения: 03.11.2023).
4. Кротт И.И. Краеведение, новая локальная история и регионолистика: к вопросу о предметных полномочиях основных направлений региональных исследований // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всеросс. науч.-практич. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Андрея Федоровича Палашенкова (1886-1971). – Омск: Омский государственный историко-краеведческий музей, 2011. – С.73-78.
5. Назаров С.В., Панарин А.А. Нормативно-правовое обеспечение изучения региональной истории Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности // Актуальные вопросы научных исследований: сб. ст. XIV Международной научно-практической конференции. – Саратов: Цифровая наука, 2023. – С. 240-249.
6. Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования: Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. [Электронный ресурс] // Профессионально-справочная система "Кодекс". – URL: https://docs.cntd.ru/document/351296491. (дата обращения: 14.10.2023).
Scientific and methodological foundations of supporting the study of the regional history of the Krasnodar District as part of extracurricular activities *
Keywords: extracurricular activities; regional history; research project, scientific and methodological support of teachers; education; upbringing; Krasnodar Territory.
* The article was prepared within the framework of the state assignment "Scientific and methodological support for the study of the regional history of the Krasnodar Territory within the framework of extracurricular activities" (agreement No. 073-03-2023-023 dated January 27, 2023), carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation.