Представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии (результаты пилотного исследования) *
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 352-357]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.63
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; студенческая молодежь; арктический регион; профессия; качественное образование; анкетный опрос.
Цель исследования – раскрыть представления студенческой молодежи арктического региона о получаемой профессии. Научная новизна заключается в том, что впервые акцентировано внимание на представлениях обучающихся арктического региона о качественном образовании, показателях оценки осознанности ими выбора получаемой профессии. В результате исследования выявлены ключевые факторы выбора молодежью, проживающей в арктическом регионе, направления подготовки / специальности для прохождения обучения, а также представлены основные подходы к возможностям трудоустройства после освоения образовательной программы. Отмечены мнения обучающихся об особенностях будущей профессии в арктическом регионе, о механизме обязательного распределения выпускников по завершении обучения. Сформулированы выводы и предложения по итогам исследования.
* Статья выполнена при поддержке САФУ имени М.В. Ломоносова (договор № Д-575/6.2023 на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Профессиональное самоопределение студенческой молодежи в условиях Арктического региона: анализ и тенденции")
1. Боргояков С.А. Молодежь малочисленных народов Севера: образование и выбор профессии // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – №10. – С. 27-32.
2. Власова О.В., Петрова Д.С. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи северного региона // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – №5(68). – С. 36-45. – DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.007.
3. Кремень Ф.М. Особенности профессионального самоопределения молодежи в постиндустриальном мире // Социальные трансформации. – 2021. – № 32. – С. 160-167.
4. Кухтерина Г.В., Соловьева Е.А., Федина Л.В., Муравьева М.В. Субъективное благополучие старшеклассников, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, как основа готовности к выбору профессии / // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 5. – С. 111-131. DOI 10.17853/1994-5639-2020-5-111-131.
5. Ларина Г.Н. Структура профессионального самоопределения современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. №1 (65). С. 276-279.
6. Обидина М.М., Янова М.Г. Профессиональное самоопределение обучающегося как фактор устойчивого становления в профессии // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – №10(124). – DOI 10.23670/IRJ.2022.124.14.
7. Половинко В.С., Арбуз А.В. Анализ практики регулирования процесса профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2021. – Т. 19, №1. – С. 108-119. – DOI 10.24147/1812-3988.2021.19(1).108-119.
8. Симакова А.В. Формирование социально-трудового потенциала молодежи в Арктической зоне Российской Федерации: специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы": дис. … канд. социол. наук, 2021. – 253 с.
9. Шацилло В.А. Роль социальных стереотипов в процессе профессионального самоопределения молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2022. – №4(64). – С. 48-57.
Arctic region students' ideas about their profession (results of a pilot study)*
Keywords: professional self-determination; student youth; Arctic region; profession; quality education; questionnaire survey.
* The article was carried out under support of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (contract No. D-575/6.2023 for research work on the topic "Professional self-determination of student youth in the Arctic region: analysis and trends").