Становление системы дизайн-образования в 1920-1950-е годы ХХ века
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 338-343]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.61
Ключевые слова: дизайн; дизайн-образование; подготовка кадров высшей квалификации; научно-педагогическая модель дизайнера; теория трудовой сущности эстетического; основы художественного творчества в промышленности; декоративно-прикладное искусство.
Цель исследования заключается в переосмыслении педагогического опыта становления системы дизайн-образования в 1920-1950-е годы ХХ века как наиболее реформируемого этапа развития дизайна и образования в целом. Автор предпринял попытку проследить становление структуры дизайн-образования во временном срезе с 1920-1950-х годов прошлого века и рассмотреть изменения качественных и количественных аспектов, что является основными задачами данного исследования. Для решения этих задач автор использовал следующие научные методы исследования: системный анализ официальных образовательных документов, теоретических и практических трудов дизайнеров исследуемых лет с целью изучения и обобщения качественных изменений и развития дизайнерского (творческого и изобретательского) мышления. Предметом анализа исследования стали официальные документы: постановления правительства и профильных министерств, образовательные программы и регламенты внутренней деятельности образовательных учреждений за тридцатилетний период прошлого века. Результатом проведенной исследовательской работы стала модель структуры мировоззренческих, научных и образовательных концепций, оказывающих непосредственное влияние на внутреннее наполнение содержания дизайн-образования в рассматриваемый период. Далее автор продолжит историческую работу, касающуюся становления и развития отечественного дизайн-образования вплоть до настоящего времени.
1. Кантор К.М. Правда о дизайне / К.М. Кантор. – М.: АНИР, 1996. – 292 с.
2. Постановление Совета Народных Комиссаров о Московских высших государственных художественных мастерских (Москва, Кремль. 18 Декабря 1920 года. Вхутемас – МАРХИ): материалы юбилейного пленума МОСА и МАРХИ, посвященного 60-летию подписания В.И. Лениным Декрета о Вхутемасе и Каталог выставки Вхутемас – МАРХИ. – М., 1986. – 56 с.
3. Программа по производственной практике для студентов Архитектурного факультета Вхутемаса на 1926-1927 учебный год. – Издание Комиссии по Производственной Практике Архитектурного факультета Вхутемаса, 1927. – 40 с.
4. Розенблюм Е.А. К итогам дискуссии "Может ли машина быть произведением искусства?" / Е.А. Розенблюм // Декоративное искусство СССР. – 1963. – №3. – С. 6.
5. Техническая эстетика. Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. – М., 1990. – Часть 1. – № 61. – С. 3-24.
6. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2-х книгах: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат, 1996. – 709 с.
7. Хан-Магомедов С.О. Высшие государственные художественно-технические мастерские. ВХУТЕМАС. 1920-1930: в 2-х книгах. Книга вторая. Архитектура, дерево, металл, керамика, графика, живопись, скульптура, текстиль / С.О. Хан-Магомедов. – М.: Ладья, 2000. – 487 с.
The formation of the design education system in the 1920s-1950s of the XX century
Keywords: design; design education; training of highly qualified personnel; scientific and pedagogical model of the designer; theory of the labor essence of the aesthetic; fundamentals of artistic creativity in industry; decorative and applied art.