Становление системы дизайн-образования в 1920-1950-е годы ХХ века

Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 338-343]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.61

Авторы: Кувшинова Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, ректор, Национальный институт дизайна, Москва

Ключевые слова: дизайн; дизайн-образование; подготовка кадров высшей квалификации; научно-педагогическая модель дизайнера; теория трудовой сущности эстетического; основы художественного творчества в промышленности; декоративно-прикладное искусство.

Цитировать: Кувшинова Г.А. Становление системы дизайн-образования в 1920-1950-е годы ХХ века // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 338-343. EDN: UNJWSI. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.61

Цель исследования заключается в переосмыслении педагогического опыта становления системы дизайн-образования в 1920-1950-е годы ХХ века как наиболее реформируемого этапа развития дизайна и образования в целом. Автор предпринял попытку проследить становление структуры дизайн-образования во временном срезе с 1920-1950-х годов прошлого века и рассмотреть изменения качественных и количественных аспектов, что является основными задачами данного исследования. Для решения этих задач автор использовал следующие научные методы исследования: системный анализ официальных образовательных документов, теоретических и практических трудов дизайнеров исследуемых лет с целью изучения и обобщения качественных изменений и развития дизайнерского (творческого и изобретательского) мышления. Предметом анализа исследования стали официальные документы: постановления правительства и профильных министерств, образовательные программы и регламенты внутренней деятельности образовательных учреждений за тридцатилетний период прошлого века. Результатом проведенной исследовательской работы стала модель структуры мировоззренческих, научных и образовательных концепций, оказывающих непосредственное влияние на внутреннее наполнение содержания дизайн-образования в рассматриваемый период. Далее автор продолжит историческую работу, касающуюся становления и развития отечественного дизайн-образования вплоть до настоящего времени.

скачать

Литература:
1. Кантор К.М. Правда о дизайне / К.М. Кантор. – М.: АНИР, 1996. – 292 с.
2. Постановление Совета Народных Комиссаров о Московских высших государственных художественных мастерских (Москва, Кремль. 18 Декабря 1920 года. Вхутемас – МАРХИ): материалы юбилейного пленума МОСА и МАРХИ, посвященного 60-летию подписания В.И. Лениным Декрета о Вхутемасе и Каталог выставки Вхутемас – МАРХИ. – М., 1986. – 56 с.
3. Программа по производственной практике для студентов Архитектурного факультета Вхутемаса на 1926-1927 учебный год. – Издание Комиссии по Производственной Практике Архитектурного факультета Вхутемаса, 1927. – 40 с.  
4. Розенблюм Е.А. К итогам дискуссии "Может ли машина быть произведением искусства?" / Е.А. Розенблюм // Декоративное искусство СССР. – 1963. – №3. – С. 6.
5. Техническая эстетика. Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. – М., 1990. – Часть 1. – № 61. – С. 3-24.
6. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2-х книгах: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат, 1996. – 709 с.
7. Хан-Магомедов С.О. Высшие государственные художественно-технические мастерские. ВХУТЕМАС. 1920-1930: в 2-х книгах. Книга вторая. Архитектура, дерево, металл, керамика, графика, живопись, скульптура, текстиль / С.О. Хан-Магомедов. – М.: Ладья, 2000. – 487 с.

The formation of the design education system in the 1920s-1950s of the XX century

Authors: Kuvshinova Galina Anatolievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, rector, National Design Institute, Moscow

Keywords: design; design education; training of highly qualified personnel; scientific and pedagogical model of the designer; theory of the labor essence of the aesthetic; fundamentals of artistic creativity in industry; decorative and applied art.

The purpose of the study is to rethink the pedagogical experience of the formation of the design education system in the 1920s-1950s of the twentieth century as the most reformed stage in the development of design and education in general. The author has made an attempt to trace the formation of the structure of design education in a time slice since the 1920s-1950s of the last century and to consider changes in qualitative and quantitative aspects, which are the main objectives of this study. To solve these problems, the author used the following scientific research methods: a systematic analysis of official educational documents, theoretical and practical works of designers of the studied years, in order to study and generalize qualitative changes and the development of design (creative and inventive) thinking. The subject of the analysis of the study was official documents: government regulations and relevant ministries, educational programs and regulations for the internal activities of educational institutions over the thirty-year period of the last century. The result of the research work was a model of the structure of ideological, scientific and educational concepts that have a direct impact on the internal content of the content of design education in the period under review. Further, the author will continue the historical work concerning the formation and development of domestic design education up to the present time.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки