Формирование творческих способностей преподавателя средствами арт-технологий
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 332-338]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.60
Ключевые слова: профессиональная компетентность; креативность; профессионально важные качества педагога.
Цель исследования – условия формирования творческих способностей преподавателя посредством арт-педагогической технологии. В статье представлены этапы творческого процесса педагога в контексте психологических фаз творчества, а также классификация интрапсихических механизмов взаимодействия участников образовательного процесса. Научная новизна заключается в разработке параметров диагностики структурных компонентов профессионально важных качеств педагога (когнитивный, личностный, мотивационный, рефлексивный, эмпатический компоненты). В результате исследования выявлено ведущее значение интеркорреляционной взаимосвязи интеллектуальной и индивидуальной креативности педагога.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, Академия, 2002. – 416 с.
2. Базелюк Е.И. Диагностические показатели креативности и их динамика: автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 2008. – 19 с.
3. Бакеева Л.Р. АРТ-технологии: специфика применения в образовании // Студенческий научный форум: материалы XI Международной студенческой научной конференции. – 2019. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011490 (дата обращения: 24.09.2023 )
4. Барышева Т.JI. Креативность. Диагностика и развитие. – СПб., 2002. – 203 с.
5. Блинова Ю.Л. Психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия участников образовательного сообщества средствами мультимодальных арт-технологий//Психология и психотехника. – 2018. – № 2. – С. 1-10.
6. Богомолова М.В. Влияние обогащённой среды на развитие интеллекта и креативности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008. – 22 с.
7. Джемс У. Психология / под. ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.
8. Дмитриева Е.Н., Биляева Д.А. Достоинства и риски инновационных технологий в обучении иностранному языку // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2021. – С. 84-90.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. – М., 2003. – 336 с.
10. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. – М.: НИИВШ, 1977. – 64 с.
11. Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А. и др. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: монография. – М., 2008. – 125 с.
12. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. н. – М., 2004. – 445 с.
13. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: учебник. – М., 2015. – 114 с.
14. Пономарёв Я. А. Психология творения. – Воронеж, 1999. – 475 с.
15. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Среднее профессиональное образование. – 2012. – №53. – С. 3-15.
16. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. – 2008. – №1(32). – С. 14-17.
Formation of teacher's creative abilities using art technologies
Keywords: professional competence; creativity; professionally important qualities of a teacher.