Нейроэтика наивысшего сознательного и наивысшего человеческого

Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 183-191]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.33

Авторы: Артеменков Алексей Александрович, кандидат биологических наук, доцент, кафедра Теоретических основ физической культуры, спорта и здоровья Череповецкого государственного университета, Череповец

Ключевые слова: нейроэтика; человек; категория "мозг"; теория наивысшего сознательного; наивысшее человеческое; нейроны морали.

Цитировать: Артеменков А.А. Нейроэтика наивысшего сознательного и наивысшего человеческого // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 183-191. EDN: KLZGOO. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.33

Цель исследования – поиск философско-этической теории наивысшего сознательного и наивысшего человеческого через понимание нейроэтических проблем современности. Научная новизна исследования. В статье приводится факт изменения морального сознания и нравственного поведения человека в современном глобальном мире. В связи с нерешенностью междисциплинарных фундаментальных нейронаучных проблем в рамках нейроэтики рассматривается нейроэтическая проблема "Соотношении наивысшего сознательного и наивысшего человеческого в человеке". Для раскрытия сущности наивысшего сознательного и наивысшего человеческого в работе используется категория "мозг", с помощью которой автор пытается понять природу наивысшего человеческого, то есть того, что делает человека человеком. В данной статье наивысшее сознательное представляется как субъективное состояние мозга, имеющее моральное содержание. Напротив, наивысшее человеческое подразумевает определенные моральные качества человека, имеющие антропологический биосоциальный статус. Мозг человека представляется как элемент наивысшего сознательного и наивысшего человеческого. Предлагается решение вопросов, связанных с раскрытием структуры, функции и установления соотношения наивысшего сознательного и наивысшего человеческого в человеке. Для этого ведется поиск фундаментальной философско-этической теории наивысшего сознательного для объяснения причин формирования в человеке морального начала, регулирующего все его помыслы и произвольные действия. Показано, что наивысшее сознательное формируется в мозге человека из чувственного и сознательного опыта, в то время как наивысшее человеческое имеет биосоциальную детерминанту. Акцентируется внимание на понимании нейрофизиологических основ наивысшего сознательного, что дает объяснение природе морального сознания и нравственного поведения, в том числе, в случаях, противоречащих принятым в обществе этическим нормам. В работе также показана роль творческого воображения в функционировании наивысшего сознательного, которое определяет наивысшее человеческое. Допускается формирование в мозге человека логических схем наивысшего сознательного, основывающихся на жизненном опыте, а освоение чего-то нового рассматривается как процесс расширения границ наивысшего сознательного за счет роста нейронных сетей. Высказано предположение о существовании в мозге человека особых нервных клеток - "нейронов морали", составляющих материальную основу морали и нравственного поведения человека. Обсуждается вопрос о том, что ложные образы наивысшего сознательного приводят к деструктивному мышлению и проявлению в деятельности человека аморальных поступков, не относящихся к наивысшему сознательному и наивысшему человеческому. В результате указывается на необходимость "развития" в себе наивысшего сознательного ввиду того, что вся нравственная жизнь каждого человека строится на основе взаимодействия наивысшего сознательного и наивысшего человеческого. Отмечается важность регуляторной функции наивысшего сознательного в человеке, которая обеспечивает всю полноту и смысл человеческого бытия и позволяет человеку оставаться человеком, постоянно соизмеряя свои моральные действия с наивысшим сознательным и следовать им.

скачать

Литература:
1. Апресян Р. Нейроэтика: вызовы и недосмотры / Р. Апресян // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 13-23.
2. Артеменков А.А. Человек и машина: проблемы и перспективы конструирования человека будущего / А.А. Артеменков // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2021. – Т. 18, № 4. – С. 184-188.
3. Артеменков А.А. Человек и машина в системе философского эволюционизма и трансгуманизма / А.А. Артеменков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2021. – Т. 7. (73). – С. 19-33.
4. Артеменков А.А. Категория "мозг" в решении междисциплинарных нейронауных проблем современности: наивысшее сознательное / А.А. Артеменков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2022. – № 2. – С. 31-48.
5. Бажанов В.А. Абстрагирование и абстракции в оптике нейронаук / В.А. Бажанов // Эпистемология и философия науки. – 2021. – Т. 58, № 2. – С. 6-18.
6. Бельский И.С. "Нейронаучный поворот" и эксперименты Дж. Грина: этико-антропологические импликации / И.С. Бельский // Вестник Гуманитарного университета. – 2020. – № 1. – С. 123-129.
7. Брызгалина Е.В., Гумарова А.Н. Нейроэтика: дискуссии о предмете / Е.В. Брызгалина, А.Н. Гумарова // Эпистемология и философия науки. – 2022. – Т. 59. – № 1. – С. 136-153.
8. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 704 с.
9. Дубровский Д.И. Нейроэтика: некоторые актуальные философско-методологические вопросы / Д.И. Дубровский // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 24-41.
10. Коломиец Г.Г., Парусимова Я.В., Колесникова И.В. Философия человеческого достоинства / Г.Г. Коломиец, Я.В. Парусимова, И.В. Колесникова // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2019. – Т. 23. – № 4. – С. 508-520.  
11. Мельнов С.В., Мишаткина Т.В., Айзберг О.Р. "Улучшение человека" и нейроэтика: редактирование генома: опасность стигматизации и расслоения общества / С.В. Мельнов, Т.В. Мишаткина, О.Р. Айзберг // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 111-134.    
12. Попова О.В. Биотехнологическое улучшение человека и современная нейроэтика: философские и религиозные проблемы / О.В. Попова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2018. – Т. 19. – № 4. – С. 117-132.
13. Сандакова Л.Б. Проблема дискриминации в контексте нейроэтики / Л.Б. Сандакова // Идеи и идеалы. – 2019. – Т. 11, № 1. – С. 274-295.
14. Сидорова Т.А., Сандакова Л.Б. Оппозиции философских программ в решении проблем нейроэтики / Т.А. Сидорова, Л.Б. Сандакова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2020. – № 53. – С. 85-94.
15. Ушаков Е.В. Моральные проблемы нейронаук: основные дискуссионные поля нейроэтики / Е.В. Ушаков // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 78-4. – С. 97-101.
16. Хамдамов Т. Практическая сторона нейроэтики и основания нейрофилософии в крупных проектах изучения мозга человека / Т. Хамдамов // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 42-84.
17. Шабалкина Е.Е. Нейроэтика как этика нейронауки / Е.Е. Шабалкина // Сибирский научный вестник. – 2017. – № 2 (28). – С. 3-10.  
18. Юм Д. О человеческой природе / Д. Юм. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 320 с.
19. Eberwine J., Kahn J. The BRAIN Initiative and Neuroethics: Enabling and Enhancing Neuroscience Advances for Society / J. Eberwine, J. Kahn // AJOB Neurosci. – 2020. – Vol. 11, iss. 3. – P.135-139.  
20. Farah M.J. Checking in with Neuroethics / M.J. Farah // Hastings Cent Rep. – 2021, – Vol. 51, iss. 1. – P. 3.  
21. Farisco M., Salles A., Evers K. Neuroethics: A Conceptual Approach / M. Farisco, A. Salles, K. Evers // Camb Q Healthc Ethics. – 2018. – Vol. 27, iss. 4. – P. 717-727.  
22. Marcos A. Neuroethics and Human Vulnerability in Philosophical Perspective / A. Marcos // Cuad Bioet. – 2015. – Vol. 26, iss. 88. – P. 397-414.
23. Vicario C.M., Lucifora C. Neuroethics: what the study of brain disorders can tell about moral behavior / C.M. Vicario, C. Lucifora // AIMS Neurosci. – 2021. – Vol. 8, iss. 4. – P. 543-547.
24. Wexler A., Sullivan L.S. Translational Neuroethics: A Vision for a More Integrated, Inclusive, and Impactful Field / A. Wexler, L.S. Sullivan // AJOB Neurosci. – 2021. – Vol. 1. – P. 1-12.

Neuroethics of the highest conscious and highest humanity

Authors: Artemenkov Alexey Alexandrovich, PhD of Biological sciences, Associate Professor, Department of Theoretical Fundamentals Physical Education, Sports and Health, Cherepovets State University, Cherepovets

Keywords: neuroethics; human; category "brain"; theory of the highest conscious; highest human; moral neurons.

The purpose of the study – The search for the philosophical-ethical theory of the highest conscious and the highest human through an understanding of the neuroetical problems of modernity. Scientific novelty. The article presents the fact of changes in moral consciousness and moral behavior of a person in the modern global world. In connection with the unresolved interdisciplinary fundamental neuroscientific problems within the framework of neuroethics, the neuroethical problem "The relationship between the highest conscious and the highest human in man" is considered. To reveal the essence of the highest conscious and highest human, the work uses the category "brain", with the help of which the author tries to understand the nature of the highest human, that is, what makes a person human. In this article, the highest consciousness is presented as a subjective state of the brain that has moral content. On the contrary, the highest humanity implies certain moral qualities of a person that have an anthropological biosocial status. The human brain is presented as an element of the highest consciousness and the highest humanity. A solution to issues related to the disclosure of the structure, function and establishment of the relationship between the highest conscious and the highest human in man is proposed. For this purpose, a search is being conducted for a fundamental philosophical and ethical theory of the highest consciousness to explain the reasons for the formation of a moral principle in a person that regulates all his thoughts and voluntary actions. It is shown that the highest consciousness is formed in the human brain from sensory and conscious experience, while the highest human has a biosocial determinant. Attention is focused on understanding the neurophysiological foundations of the highest consciousness, which provides an explanation of the nature of moral consciousness and moral behavior, including in cases that contradict accepted ethical standards in society. The work also shows the role of creative imagination in the functioning of the highest consciousness, which determines the highest humanity. It is allowed to form logical schemes of the highest consciousness in the human brain, based on life experience, and mastering something new is considered as a process of expanding the boundaries of the highest consciousness due to the growth of neural networks. It has been suggested that there are special nerve cells in the human brain – "moral neurons", which form the material basis of morality and moral behavior of a person. The issue is discussed that false images of the highest consciousness lead to destructive thinking and the manifestation in human activity of immoral actions that do not relate to the highest consciousness and the highest human. As a result, the need to "develop" the highest consciousness in oneself is pointed out, due to the fact that the entire moral life of each person is built on the basis of the interaction of the highest consciousness and the highest human. The importance of the regulatory function of the highest conscious in man, which provides the fullness and meaning of human existence, is noted. And it allows a person to remain a person, constantly measuring his moral actions with the highest consciousness and following them.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки