Нейроэтика наивысшего сознательного и наивысшего человеческого
Журнал «KANT» №4(49) 2023 [стр. 183-191]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.33
Ключевые слова: нейроэтика; человек; категория "мозг"; теория наивысшего сознательного; наивысшее человеческое; нейроны морали.
Цель исследования – поиск философско-этической теории наивысшего сознательного и наивысшего человеческого через понимание нейроэтических проблем современности. Научная новизна исследования. В статье приводится факт изменения морального сознания и нравственного поведения человека в современном глобальном мире. В связи с нерешенностью междисциплинарных фундаментальных нейронаучных проблем в рамках нейроэтики рассматривается нейроэтическая проблема "Соотношении наивысшего сознательного и наивысшего человеческого в человеке". Для раскрытия сущности наивысшего сознательного и наивысшего человеческого в работе используется категория "мозг", с помощью которой автор пытается понять природу наивысшего человеческого, то есть того, что делает человека человеком. В данной статье наивысшее сознательное представляется как субъективное состояние мозга, имеющее моральное содержание. Напротив, наивысшее человеческое подразумевает определенные моральные качества человека, имеющие антропологический биосоциальный статус. Мозг человека представляется как элемент наивысшего сознательного и наивысшего человеческого. Предлагается решение вопросов, связанных с раскрытием структуры, функции и установления соотношения наивысшего сознательного и наивысшего человеческого в человеке. Для этого ведется поиск фундаментальной философско-этической теории наивысшего сознательного для объяснения причин формирования в человеке морального начала, регулирующего все его помыслы и произвольные действия. Показано, что наивысшее сознательное формируется в мозге человека из чувственного и сознательного опыта, в то время как наивысшее человеческое имеет биосоциальную детерминанту. Акцентируется внимание на понимании нейрофизиологических основ наивысшего сознательного, что дает объяснение природе морального сознания и нравственного поведения, в том числе, в случаях, противоречащих принятым в обществе этическим нормам. В работе также показана роль творческого воображения в функционировании наивысшего сознательного, которое определяет наивысшее человеческое. Допускается формирование в мозге человека логических схем наивысшего сознательного, основывающихся на жизненном опыте, а освоение чего-то нового рассматривается как процесс расширения границ наивысшего сознательного за счет роста нейронных сетей. Высказано предположение о существовании в мозге человека особых нервных клеток - "нейронов морали", составляющих материальную основу морали и нравственного поведения человека. Обсуждается вопрос о том, что ложные образы наивысшего сознательного приводят к деструктивному мышлению и проявлению в деятельности человека аморальных поступков, не относящихся к наивысшему сознательному и наивысшему человеческому. В результате указывается на необходимость "развития" в себе наивысшего сознательного ввиду того, что вся нравственная жизнь каждого человека строится на основе взаимодействия наивысшего сознательного и наивысшего человеческого. Отмечается важность регуляторной функции наивысшего сознательного в человеке, которая обеспечивает всю полноту и смысл человеческого бытия и позволяет человеку оставаться человеком, постоянно соизмеряя свои моральные действия с наивысшим сознательным и следовать им.
1. Апресян Р. Нейроэтика: вызовы и недосмотры / Р. Апресян // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 13-23.
2. Артеменков А.А. Человек и машина: проблемы и перспективы конструирования человека будущего / А.А. Артеменков // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2021. – Т. 18, № 4. – С. 184-188.
3. Артеменков А.А. Человек и машина в системе философского эволюционизма и трансгуманизма / А.А. Артеменков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2021. – Т. 7. (73). – С. 19-33.
4. Артеменков А.А. Категория "мозг" в решении междисциплинарных нейронауных проблем современности: наивысшее сознательное / А.А. Артеменков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2022. – № 2. – С. 31-48.
5. Бажанов В.А. Абстрагирование и абстракции в оптике нейронаук / В.А. Бажанов // Эпистемология и философия науки. – 2021. – Т. 58, № 2. – С. 6-18.
6. Бельский И.С. "Нейронаучный поворот" и эксперименты Дж. Грина: этико-антропологические импликации / И.С. Бельский // Вестник Гуманитарного университета. – 2020. – № 1. – С. 123-129.
7. Брызгалина Е.В., Гумарова А.Н. Нейроэтика: дискуссии о предмете / Е.В. Брызгалина, А.Н. Гумарова // Эпистемология и философия науки. – 2022. – Т. 59. – № 1. – С. 136-153.
8. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 704 с.
9. Дубровский Д.И. Нейроэтика: некоторые актуальные философско-методологические вопросы / Д.И. Дубровский // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 24-41.
10. Коломиец Г.Г., Парусимова Я.В., Колесникова И.В. Философия человеческого достоинства / Г.Г. Коломиец, Я.В. Парусимова, И.В. Колесникова // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2019. – Т. 23. – № 4. – С. 508-520.
11. Мельнов С.В., Мишаткина Т.В., Айзберг О.Р. "Улучшение человека" и нейроэтика: редактирование генома: опасность стигматизации и расслоения общества / С.В. Мельнов, Т.В. Мишаткина, О.Р. Айзберг // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 111-134.
12. Попова О.В. Биотехнологическое улучшение человека и современная нейроэтика: философские и религиозные проблемы / О.В. Попова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2018. – Т. 19. – № 4. – С. 117-132.
13. Сандакова Л.Б. Проблема дискриминации в контексте нейроэтики / Л.Б. Сандакова // Идеи и идеалы. – 2019. – Т. 11, № 1. – С. 274-295.
14. Сидорова Т.А., Сандакова Л.Б. Оппозиции философских программ в решении проблем нейроэтики / Т.А. Сидорова, Л.Б. Сандакова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2020. – № 53. – С. 85-94.
15. Ушаков Е.В. Моральные проблемы нейронаук: основные дискуссионные поля нейроэтики / Е.В. Ушаков // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 78-4. – С. 97-101.
16. Хамдамов Т. Практическая сторона нейроэтики и основания нейрофилософии в крупных проектах изучения мозга человека / Т. Хамдамов // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 4, № 1. – С. 42-84.
17. Шабалкина Е.Е. Нейроэтика как этика нейронауки / Е.Е. Шабалкина // Сибирский научный вестник. – 2017. – № 2 (28). – С. 3-10.
18. Юм Д. О человеческой природе / Д. Юм. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 320 с.
19. Eberwine J., Kahn J. The BRAIN Initiative and Neuroethics: Enabling and Enhancing Neuroscience Advances for Society / J. Eberwine, J. Kahn // AJOB Neurosci. – 2020. – Vol. 11, iss. 3. – P.135-139.
20. Farah M.J. Checking in with Neuroethics / M.J. Farah // Hastings Cent Rep. – 2021, – Vol. 51, iss. 1. – P. 3.
21. Farisco M., Salles A., Evers K. Neuroethics: A Conceptual Approach / M. Farisco, A. Salles, K. Evers // Camb Q Healthc Ethics. – 2018. – Vol. 27, iss. 4. – P. 717-727.
22. Marcos A. Neuroethics and Human Vulnerability in Philosophical Perspective / A. Marcos // Cuad Bioet. – 2015. – Vol. 26, iss. 88. – P. 397-414.
23. Vicario C.M., Lucifora C. Neuroethics: what the study of brain disorders can tell about moral behavior / C.M. Vicario, C. Lucifora // AIMS Neurosci. – 2021. – Vol. 8, iss. 4. – P. 543-547.
24. Wexler A., Sullivan L.S. Translational Neuroethics: A Vision for a More Integrated, Inclusive, and Impactful Field / A. Wexler, L.S. Sullivan // AJOB Neurosci. – 2021. – Vol. 1. – P. 1-12.
Neuroethics of the highest conscious and highest humanity
Keywords: neuroethics; human; category "brain"; theory of the highest conscious; highest human; moral neurons.