Персонализация профессионального развития педагогов в повышении квалификации
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 423-428]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.74
Ключевые слова: педагог; повышение квалификации; образование; персонализация; профессиональное развитие.
Цель исследования – рассмотреть актуальные проблемы персонализации профессионального развития педагогов в условиях повышения квалификации и возможные пути их разрешения. В статье обосновывается актуальность развития личностного потенциала педагогов как субъектов образовательной деятельности, определяются пути персонализации в системе профессиональной подготовки и развития педагогических кадров. Потребность во включении персонализации как обязательного компонента профессиональной подготовки педагогов в системе повышения квалификации обусловлена тем, что педагог в настоящее время выступает не просто получателем и носителем нового знания, но и активным участником этого процесса. В исследовании представлена модель персонализации профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации, выделены и описаны ее уровни. Научная новизна состоит в комплексном подходе к рассмотрению проблемы создания благоприятных условий для осуществления комплекса мер, направленных на персонализацию профессионального развития педагогов. В результате формулируется вывод о том, что эффективность профессионального развития педагога при реализации персонализации профессионального развития в условиях повышения квалификации обеспечивается при условии тесного взаимодействия участников всех выделенных уровней моделей.
1. Бессонова Е.А., Ривкина С.В. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования // Человек и образование. – 2021. – №1 (66). – С. 4-10.
2. Галкина Т.Э., Никитина Н.И. Персонифицированный подход в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – 2011. – № 2 (7). – С. 40-45.
3. Дочкин С.А. Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества: дис... д-ра пед. наук. – Кемерово, 2010. – 485 с.
4. Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Модель персонифицированного повышения квалификации работников образования: типовое региональное решение // Управление образованием: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 135-144.
5. Замятина О.М., Мозгалева П.И., Лыба А.А. Персонификация как условие формирования готовности педагогов к реализации ФГОС общего образования // Человек и образование. – 2017. – № 3 (52) – С. 15-21.
6. Клевцова М.С. Персонификация как предмет психолого?педагогических исследований // Среднее профессиональное образование. – 2012. – №10. – С. 54-57.
7. Котова С.А. Персонификация образования: проектирование индивидуального образовательного маршрута школьника // Научное мнение. – 2014. – № 10. – С. 174-177.
8. Кудрявцева М.В. Персонификация в образовании как перспективный подход обучения в высшей школе // Общество, культура и наука: кросс-дисциплинарные научные исследования и достижения. – М., 2019. – С. 23-27.
9. Обухов В.В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 13. – С. 115-119.
10. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 24.02.2023).
11. Соловьева Ю.А., Нагрелли Е.А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1. – № 2(49). – С. 20-28.
12. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 3. – С. 2-12.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 15.02.2023).
Personalization of professional development of teachers in professional development
Keywords: teacher; professional development; education; personalization; professional development.