Педагогическая технология форсайт-обучения аспирантов для работы с наукометрическими базами данных

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 376-380]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.66

Авторы: Повинич Алина Юрьевна, аспирант, Костюкова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный университет, Томск

Ключевые слова: форсайт-компетентность; фронтир науки; наукометрия; базы данных; проблемы аспирантуры; молодые исследователи; Scopus; SciVal.

Цитировать: Повинич А.Ю., Костюкова Т.А. Педагогическая технология форсайт-обучения аспирантов для работы с наукометрическими базами данных // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 376-380. EDN: WRWNON. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.66

Цель исследования – обосновать эффективность технологии форсайт-обучения аспирантов инженерных вузов для работы с наукометрическими базами данных. Научная новизна заключается в обосновании технологии форсайт-обучения, включающей методологические подходы и принципы; уточняющей содержание процесса формирования форсайт-компетентности аспирантов инженерных вузов для работы с наукометрическими базами данных; реализуемой через разработанные педагогические условия. Предложенная технология была апробирована на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета. В результате доказано, что разработанная технология форсайт-обучения эффективна для развития исследовательского потенциала аспирантов в контексте научной повестки будущего.

скачать

Литература:
1. Позиции России в глобальных исследовательских фронтах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/435851927.html (дата обращения: 20.02.2023).
2. Александр Сергеев: Россия всегда находила выход из безвыходных ситуаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2022/03/15/aleksandr-sergeev-rossiia-vsegda-nahodila-vyhod-iz-bezvyhodnyh-situacij.html (дата обращения: 20.02.2023).
3. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: международный опыт и российский контекст // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, №10. – С. 9-21.
4. Ермакова Е.А. Подготовка и переподготовка научных и научно-инженерных кадров для инновационной экономики: состояние и проблемы // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2018. – №3. – С. 481-496.
5. Строгецкая Е.В., Батигер И.Б. Аспирантура на фронтире науки и образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2021. – Т. 1. – С. 384-387.
6. Смирнов С.А. Прогноз и форсайт: две парадигмы будущего: методологический аспект // Вестник НГУЭУ. – 2015. – С. 27-45.
7. Михайлова Л.С., Приходько К.С., Джинджолия Л.Г. Форсайт как инструмент планирования в условиях высокой неопределенности // Вестник Академии знаний. – 2022. – №51(4). – С. 186-191.
8. Склярова Т.В., Малышев В.С. Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18, №1. – С. 153-173.
9. Повинич А.Ю. Формирование компетенций молодых исследователей для работы с зарубежными базами данных // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2(220). – С. 86-95.
10. Васильева В.А. Новые подходы к преподаванию зарубежных информационных ресурсов в вузе // Наука и научная информация. – 2019. – №2(3). – С. 167-180.
11. РФФИ публикует результаты опроса "Онлайн-инструменты для поиска академических публикаций" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htts://www.rfbr.ru/rffi/ru/news_events/o_2113982 (дата обращения: 20.02.2023).
12 Темпы научно-технического прогресса снизились за последние полвека на 90% [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://nauka.tass.ru/nauka/16724369?utm_source=google.com&utm_ medium=organic&utm_campaign=google. com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 20.02.2023).
13. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. – 2005. – №3(33). – С. 27-40.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
15. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2004. – №3(27). – С. 42-52.
16. Булдакова Н.В. Формирование культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза: автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2015. – 40 с.
17. Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 432 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. – М.: Политиздат, 1975.
19. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272 с.

Pedagogical technology of foresight learning for postgraduate students to work with scientometric databases

Authors: Povinich Alina Yurievna, Postgraduate student, Kostyukova Tatyana Anatolyevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Tomsk State University, Tomsk

Keywords: foresight competence; the frontier of science; scientometrics; Database; problems of graduate school; young researchers; Scopus; SciVal.

The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of the foresight training technology for postgraduate students of engineering universities for working with scientometric databases. The scientific novelty lies in the substantiation of the foresight training technology, which includes methodological approaches and principles; clarifying the content of the process of formation of foresight competence of graduate students of engineering universities to work with scientometric databases; realized through the developed pedagogical conditions. The proposed technology was tested on the basis of the National Research Tomsk Polytechnic University. As a result of the study, it was proved that the developed foresight training technology is effective for developing the research potential of graduate students in the context of the scientific agenda of the future.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки