Педагогическая технология форсайт-обучения аспирантов для работы с наукометрическими базами данных
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 376-380]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.66
Ключевые слова: форсайт-компетентность; фронтир науки; наукометрия; базы данных; проблемы аспирантуры; молодые исследователи; Scopus; SciVal.
Цель исследования – обосновать эффективность технологии форсайт-обучения аспирантов инженерных вузов для работы с наукометрическими базами данных. Научная новизна заключается в обосновании технологии форсайт-обучения, включающей методологические подходы и принципы; уточняющей содержание процесса формирования форсайт-компетентности аспирантов инженерных вузов для работы с наукометрическими базами данных; реализуемой через разработанные педагогические условия. Предложенная технология была апробирована на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета. В результате доказано, что разработанная технология форсайт-обучения эффективна для развития исследовательского потенциала аспирантов в контексте научной повестки будущего.
1. Позиции России в глобальных исследовательских фронтах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/435851927.html (дата обращения: 20.02.2023).
2. Александр Сергеев: Россия всегда находила выход из безвыходных ситуаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2022/03/15/aleksandr-sergeev-rossiia-vsegda-nahodila-vyhod-iz-bezvyhodnyh-situacij.html (дата обращения: 20.02.2023).
3. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: международный опыт и российский контекст // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, №10. – С. 9-21.
4. Ермакова Е.А. Подготовка и переподготовка научных и научно-инженерных кадров для инновационной экономики: состояние и проблемы // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2018. – №3. – С. 481-496.
5. Строгецкая Е.В., Батигер И.Б. Аспирантура на фронтире науки и образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2021. – Т. 1. – С. 384-387.
6. Смирнов С.А. Прогноз и форсайт: две парадигмы будущего: методологический аспект // Вестник НГУЭУ. – 2015. – С. 27-45.
7. Михайлова Л.С., Приходько К.С., Джинджолия Л.Г. Форсайт как инструмент планирования в условиях высокой неопределенности // Вестник Академии знаний. – 2022. – №51(4). – С. 186-191.
8. Склярова Т.В., Малышев В.С. Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18, №1. – С. 153-173.
9. Повинич А.Ю. Формирование компетенций молодых исследователей для работы с зарубежными базами данных // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2(220). – С. 86-95.
10. Васильева В.А. Новые подходы к преподаванию зарубежных информационных ресурсов в вузе // Наука и научная информация. – 2019. – №2(3). – С. 167-180.
11. РФФИ публикует результаты опроса "Онлайн-инструменты для поиска академических публикаций" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htts://www.rfbr.ru/rffi/ru/news_events/o_2113982 (дата обращения: 20.02.2023).
12 Темпы научно-технического прогресса снизились за последние полвека на 90% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauka.tass.ru/nauka/16724369?utm_source=google.com&utm_ medium=organic&utm_campaign=google. com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 20.02.2023).
13. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. – 2005. – №3(33). – С. 27-40.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
15. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2004. – №3(27). – С. 42-52.
16. Булдакова Н.В. Формирование культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза: автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2015. – 40 с.
17. Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 432 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. – М.: Политиздат, 1975.
19. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
Pedagogical technology of foresight learning for postgraduate students to work with scientometric databases
Keywords: foresight competence; the frontier of science; scientometrics; Database; problems of graduate school; young researchers; Scopus; SciVal.