Роль и место медиатекста в обучении межкультурному профессиональному общению студентов-политологов
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 370-376]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.65
Ключевые слова: медиатекст; межкультурное профессиональное общение; межкультурная компетенция; обучение иностранным языкам; медиакомпетентность.
Цель исследования – выявить роль и место медиатекста в обучении межкультурному профессиональному общению студентов-политологов, привести примеры исследователей, которые изучают медиатексты, выявить признаки, которые присущи медиатекстам в учебной среде. Научная новизна заключается в том, что нами обоснована целесообразность внедрения в учебный иноязычный процесс медиатекстов, объективно дающих наилучший результат, позитивно влияющих на качество межкультурного образования и выступающих эффективным способом профессионального совершенствования учителя иностранного языка. В результате предложены комплексы предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений для работы с медиатекстом как эффективным средством обучения иностранному языку студентов-политологов.
1. Лучшие телеканалы мира [Электронный ресурс] / Selection // URL: https://infoselection.ru/
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энцикл., 1990. – 628 с.
3. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 2006.
4. Bell A. Approaches to Media Discourse. – London, 1996. – 304 p.
5. Солганик Г.Я. К определению понятия "текст" и "медиатекст" // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 2005. № 2.
6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов н/Д, 2001. – 708 c.
7. Леденёва В.В. Современный медиатекст: учеб. программа. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа (факультет) телевидения. – М., 2009.
8. Шеваршинова Е.И. Медиатекст как учебный материал для формирования межкультурной компетенции студентов языкового вуза // Наука и школа. – 2013. – №3. – С. 95-100.
9. Нестерова Н.Г. Современный медиадискурс: в поисках подхода к изучению // Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации, Центр теории и практики речевой коммуникации. – Материалы интернет-конференции 1 октября. 31 дек. 2009. – Ярославль, Ярославский гос. пед. ин-т им К.Д. Ушинского. URL: http:yspu.org/images/
10. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоцикультурная концепция. Анализ журналистских текстов. – М., 2008. – 280 c.
11. Кожанова В.Ю. Проблема рецепции медиатекста как фактор взаимодействия автора и читателя // Гуманитарные исследования: Материалы Междунар. интернет-конф. "Актуальные проблемы журналистиковедения, литературоведения, книговедения и смежных областей знания". – Краснодар: КСЭИ, Парабеллум, 2010.
12. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 286 c.
13. Дедюкова М.В. Языковая личность в публицистическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстах): автореф. канд. филол. наук. – М., 2010. – 23 c.
14. Ерофеева И.В. Медиатекст как продукт творчества и пространство национальной культуры // Ценности культуры и творчество: вербализация культурных смыслов в тексте. – Чита: ЗАбГГУ, 2011. – 291 c.
15. Шмелева Т.В. Медиатекст: парадоксы авторского начала // СМИ в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2012.
16. Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века. – Новосибирск: СО РАН, 2009. – 398 c.
17. Медиатекст: стратегии – функции – стиль: коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов. Т.В. Чернышова (отв. ред.). – Орел: Горизонт, 2010. – 226 с.
18. Можейко М.А. Нарратив // URL: http.: velikanov.ru/philosophy/ narrative.asp
19. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров: автореф. докт. дис. филол. наук. – СПб., 2004. – 42 c.
20. Жанры и типы текстов в научном и медийном дискурсе: межвузов. сб. Вып. № 55. – Орел: ОГИИК, Картуш, 2007. – C. 84-96.
21. Федоров А.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 2.
22. Белан Е.П. Формирование медиакомпетентности студентов педагогических вузов: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm. (Дата обращения: 20.03.2023).
23. Меркиш Н.Е. Анализ использования аутетичных текстов медиасферы в целях профессиональной подготовки студентов-международников // Вестник НГПУ. – 2021. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ispolzovaniya-autentichnyh-tekstov-mediasfery-v-tselyah-professionalnoy-podgotovki-studentov-mezhdunarodnikov (дата обращения: 20.03.2023).
24. Виниченко В.А. Телевизионный медиатекст в развитии межкультурной компетенции бакалавров // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnyy-mediatekst-v-razvitii-mezhkulturnoy-kompetentsii-bakalavrov (дата обращения: 25.03.2023).
25. Мясникова Т.И. Развитие медиакомпетентности студентов университета: Т. И. Мясникова. – Оренбург, 2010. – 200 с.
The role and place of media text in teaching intercultural professional communication to political science students
Keywords: media text; intercultural professional communication; intercultural competence; foreign language teaching (FLT); media competence.