Роль и место медиатекста в обучении межкультурному профессиональному общению студентов-политологов

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 370-376]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.65

Авторы: Петрова Марина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, Гусейнов Камил Азер оглы, аспирант, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов, Москва

Ключевые слова: медиатекст; межкультурное профессиональное общение; межкультурная компетенция; обучение иностранным языкам; медиакомпетентность.

Цитировать: Петрова М.Г., Гусейнов К.А. Роль и место медиатекста в обучении межкультурному профессиональному общению студентов-политологов // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 370-376. EDN: WQBBEG. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.65

Цель исследования – выявить роль и место медиатекста в обучении межкультурному профессиональному общению студентов-политологов, привести примеры исследователей, которые изучают медиатексты, выявить признаки, которые присущи медиатекстам в учебной среде. Научная новизна заключается в том, что нами обоснована целесообразность внедрения в учебный иноязычный процесс медиатекстов, объективно дающих наилучший результат, позитивно влияющих на качество межкультурного образования и выступающих эффективным способом профессионального совершенствования учителя иностранного языка. В результате предложены комплексы предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений для работы с медиатекстом как эффективным средством обучения иностранному языку студентов-политологов.

скачать

Литература:
1. Лучшие телеканалы мира [Электронный ресурс] / Selection // URL: https://infoselection.ru/
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энцикл., 1990. – 628 с.
3. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 2006.
4. Bell A. Approaches to Media Discourse. – London, 1996. – 304 p.
5. Солганик Г.Я. К определению понятия "текст" и "медиатекст" // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 2005. № 2.
6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов н/Д, 2001. – 708 c.
7. Леденёва В.В. Современный медиатекст: учеб. программа. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа (факультет) телевидения. – М., 2009.
8. Шеваршинова Е.И. Медиатекст как учебный материал для формирования межкультурной компетенции студентов языкового вуза // Наука и школа. – 2013. – №3. – С. 95-100.
9. Нестерова Н.Г. Современный медиадискурс: в поисках подхода к изучению // Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации, Центр теории и практики речевой коммуникации. – Материалы интернет-конференции 1 октября. 31 дек. 2009. – Ярославль, Ярославский гос. пед. ин-т им К.Д. Ушинского. URL: http:yspu.org/images/
10. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоцикультурная концепция. Анализ журналистских текстов. – М., 2008. – 280 c.
11.  Кожанова В.Ю. Проблема рецепции медиатекста как фактор взаимодействия автора и читателя // Гуманитарные исследования: Материалы Междунар. интернет-конф. "Актуальные проблемы журналистиковедения, литературоведения, книговедения и смежных областей знания". – Краснодар: КСЭИ, Парабеллум, 2010.
12.  Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 286 c.
13.  Дедюкова М.В. Языковая личность в публицистическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстах): автореф. канд. филол. наук. – М., 2010. – 23 c.
14.  Ерофеева И.В. Медиатекст как продукт творчества и пространство национальной культуры // Ценности культуры и творчество: вербализация культурных смыслов в тексте. – Чита: ЗАбГГУ, 2011. – 291 c.
15. Шмелева Т.В. Медиатекст: парадоксы авторского начала // СМИ в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2012.
16.  Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века. – Новосибирск: СО РАН, 2009. – 398 c.
17.  Медиатекст: стратегии – функции – стиль: коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов. Т.В. Чернышова (отв. ред.). – Орел: Горизонт, 2010. – 226 с.
18. Можейко М.А. Нарратив // URL: http.: velikanov.ru/philosophy/ narrative.asp
19.  Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров: автореф. докт. дис. филол. наук. – СПб., 2004. – 42 c.
20. Жанры и типы текстов в научном и медийном дискурсе: межвузов. сб. Вып. № 55. – Орел: ОГИИК, Картуш, 2007. – C. 84-96.
21. Федоров А.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 2.
22.  Белан Е.П. Формирование медиакомпетентности студентов педагогических вузов: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm. (Дата обращения: 20.03.2023).
23. Меркиш Н.Е. Анализ использования аутетичных текстов медиасферы в целях профессиональной подготовки студентов-международников // Вестник НГПУ. – 2021. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ispolzovaniya-autentichnyh-tekstov-mediasfery-v-tselyah-professionalnoy-podgotovki-studentov-mezhdunarodnikov (дата обращения: 20.03.2023).
24. Виниченко В.А. Телевизионный медиатекст в развитии межкультурной компетенции бакалавров // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnyy-mediatekst-v-razvitii-mezhkulturnoy-kompetentsii-bakalavrov (дата обращения: 25.03.2023).
25. Мясникова Т.И. Развитие медиакомпетентности студентов университета: Т. И. Мясникова. – Оренбург, 2010. – 200 с.

The role and place of media text in teaching intercultural professional communication to political science students

Authors: Petrova Marina Georgievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Guseinov Kamil Azer ogli, Postgraduate student, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Keywords: media text; intercultural professional communication; intercultural competence; foreign language teaching (FLT); media competence.

The purpose of the study is to identify the role and place of media text in teaching intercultural professional communication to students of political science, to give examples of researchers who study media texts, to identify signs that are inherent in media texts in the educational environment. The scientific novelty of the study lies in the fact that it substantiates the expediency of introducing media texts into the educational process of a foreign language that objectively give the best result, positively affect the quality of intercultural education and act as an effective way of professional improvement of a foreign language teacher. As a result, a set of pre-text, text and post-text exercises for working with media text as an effective means of FLT to political science students is proposed.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки