Триада "цифровизация-креативность- взаимодействие" как фактор успешного становления будущего инженера в культурно-образовательном пространстве
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 361-366]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.63
Ключевые слова: креативность; цифровизация; взаимодействие; инженер; культурно-образовательное пространство; политехнический университет; арсенал цифровых инструментов.
Цель исследования – раскрыть педагогические условия, являющиеся факторами успешности будущих инженеров в цифровом культурно-образовательном пространстве политехнического университета. Особое внимание уделяется феномену цифровизации, который ассоциируется как с внедрением новых технологий, так и с развитием креативности у будущих инженеров, способных генерировать новые идеи, а также способных организовывать свою работу по креативному решению проблем. Научная новизна заключается в разработке авторского комплекса современных упражнений развития креативного мышления будущих инженеров с использованием арсенала цифровых инструментов. В результате комплекс упражнений призван расширить и систематизировать знания будущих инженеров, связанных с особенностями организации креативной деятельности при выполнении проектной работы на всех этапах подготовки: от выбора темы проектной работы до проведения ее успешной защиты. В основу проектирования учебных заданий, разработанных Высшей школой лингводидактики и перевода Гуманитарного института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", положена таксономия Бенджамина Блума. Разработанный авторами комплекс упражнений представляет собой алгоритм, позволяющий сформировать способность у будущего инженера целенаправленного и эффективного выхода за его пределы репродуктивной деятельности.
1. Аксючиц С.А., Чепурская А.С. Разновозрастное сотрудничество субъектов учебной деятельности // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – №. 1. – С. 107-110.
2. Дронова С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №6. – С. 115-121.
3. Кораблина М.В. Развитие навыка креативности у студентов инженерного профиля в процессе обучения иностранному языку // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – №. 5. – С. 190-194.
4. Козьяков Р.В. Развитие креативного мышления обучающихся в условиях смешанного обучения // Человеческий капитал. – 2022. – №. 9. – С. 165.
5. Макаренко Е.С. Развитие креативности обучающихся в системе СПО средствами социоигровой деятельности // Материалы 66-й студенческой научно-практической конференции инженерного факультета ФГБОУ ВО" Самарский государственный аграрный университет". – 2021. – С. 365-370.
6. Козюкин Д.Б., Рахимбаева И.Э. Развитие креативного мышления студентов профильных вузов на базе дизайн центра г. Саратова в рамках международного проекта "КОРЕНЬ" // Развитие личности средствами искусства. – 2022. – С. 314-320.
7. Миэринь Л.А. Технологии преподавания в рамках концепции креативного образования // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства. – 2019. – С. 164-173.
8. Осипов П.Н., Дулалаева Л.П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности // Управление устойчивым развитием. – 2020. – №. 6. – С. 95-102.
9. Crittenden W.F., Biel I.K., Lovely III W.A. Embracing digitalization: Student learning and new technologies // Journal of marketing education. – 2019. – Т. 41. – №. 1. – С. 5-14.
10. Frolova E.V., Rogach O.V., Ryabova T.M. Digitalization of Education in Modern Scientific Discourse: New Trends and Risks Analysis //European journal of contemporary education. – 2020. – Т. 9. – №. 2. – С. 313-336.
11. Ghavifekr S., Pei X. Leading Global Digitalization in Higher Education //Global Perspectives on the Internationalization of Higher Education. – IGI Global, 2023. – С. 1-15.
12. Makhalina O.M. et al. Creative directions in digitalization of education in Russia // RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. – 2019.
13. Popov A.I., Maystrenko N.V., Bukin A.A. Methods of individual training of engineering personnel in the conditions of digitalization of education //Scientific and pedagogical review. – 2020. – №. 3. – С. 31.
14. Pu R., Tanamee D., Jiang S. Digitalization and higher education for sustainable development in the context of the Covid-19 pandemic: A content analysis approach //Problems and Perspectives in Management. – 2022. – Т. 20. – №1. – С. 27-40.
15. Sousa R.D., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a new direction in education sphere // E3S Web of Conferences. – EDP Sciences, 2020. – Т. 159. – С. 09014.
16. Strandgaard Pedersen J., Slavich B., Khaire M. Technology and creativity: Production, mediation and evaluation in the digital age. – Springer International Publishing, 2020. – С. 1-11.
Triad "Digitalization-Creativity-Collaboration" as a factor of the successful formation of a future engineer in the cultural and educational space
Keywords: creativity; digitalization; interaction; engineer; cultural and educational space; polytechnic university; arcenal of digital tools.