Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 345-350]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.60
Ключевые слова: функциональная грамотность; личностные результаты; универсальные учебные действия; учебная деятельность; планируемые результаты; критическое мышление; смысловое чтение.
Цель исследования – раскрыть технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновленного ФГОС. В статье акцентировано внимание на то, что важным показателем качества образования являются образовательные результаты обучающихся начальной школы и по ним определяется эффективность российской образовательной системы. Достижение этого возможно при единстве учебной и воспитательной работы. Научная новизна заключается в том, что авторами рассмотрены основные показатели функциональной грамотности как базового образования личности; представлена структура организации развернутой учебной деятельности в начальной школе; дан анализ процесса формирования функциональной грамотности и планируемых результатов обучающихся. В результате представлены примеры методических приемов, используемых в рамках технологии критического мышления и смыслового чтения; предложены методические приемы организации деятельности школьников.
1. Гафурова А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А.Д. Гафурова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – №1 (369). – С. 237-239. – URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/
2. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2015. – С. 66-97.
3. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г.С. Ковалева // Вестник образования Российской Федерации. – 2019. – №16. – С. 32-36.
4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2016. – 83 с.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/197127/.
6. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М. Осмоловской, В. В. Серикова. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 180 с.
7. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
Technological aspects of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in the context of the implementation of the updated FSES
Keywords: functional literacy; personal results; universal learning activities; educational activity; planned results; critical thinking; semantic reading.