Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 345-350]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.60

Авторы: Маяцкая Валентина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Стрельникова Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ставрополь

Ключевые слова: функциональная грамотность; личностные результаты; универсальные учебные действия; учебная деятельность; планируемые результаты; критическое мышление; смысловое чтение.

Цитировать: Маяцкая В.А., Стрельникова Л.Н. Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 345-350. EDN: TNLKDK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.60

Цель исследования – раскрыть технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновленного ФГОС. В статье акцентировано внимание на то, что важным показателем качества образования являются образовательные результаты обучающихся начальной школы и по ним определяется эффективность российской образовательной системы. Достижение этого возможно при единстве учебной и воспитательной работы. Научная новизна заключается в том, что авторами рассмотрены основные показатели функциональной грамотности как базового образования личности; представлена структура организации развернутой учебной деятельности в начальной школе; дан анализ процесса формирования функциональной грамотности и планируемых результатов обучающихся. В результате представлены примеры методических приемов, используемых в рамках технологии критического мышления и смыслового чтения; предложены методические приемы организации деятельности школьников.

скачать

Литература:
1. Гафурова А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А.Д. Гафурова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – №1 (369). – С. 237-239. – URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/
2. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2015. – С. 66-97.
3. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г.С. Ковалева // Вестник образования Российской Федерации. – 2019. – №16. – С. 32-36.
4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2016. – 83 с.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/197127/.
6. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М. Осмоловской, В. В. Серикова. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 180 с.
7. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.

Technological aspects of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in the context of the implementation of the updated FSES

Authors: Mayatskaya Valentina Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor , Strelnikova Lyudmila Nikolaevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educational Workers, Stavropol

Keywords: functional literacy; personal results; universal learning activities; educational activity; planned results; critical thinking; semantic reading.

The purpose of the study is to reveal the technological aspects of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in accordance with the requirements of the updated Federal State Educational Standard. The article focuses on the fact that an important indicator of the quality of education is the educational results of primary school students and the effectiveness of the Russian educational system is determined by them. Achieving this is possible with the unity of educational and educational work. The scientific novelty lies in the fact that the authors consider the main indicators of functional literacy as a basic education of a person; the structure of the organization of expanded educational activities in primary school is presented; the analysis of the process of formation of functional literacy and the planned results of students is given. As a result, examples of methodological techniques used in the framework of critical thinking and semantic reading technology are presented; methodological techniques for organizing the activities of schoolchildren are proposed.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки