Композиционные упражнения как метод обучения книжной графике

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 324-335]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.58

Авторы: Макарова Ксения Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: искусство книги; графика; композиция иллюстрации; композиционные упражнения.

Цитировать: Макарова К.В. Композиционные упражнения как метод обучения книжной графике // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 324-335. EDN: QKRWIY. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.58

Проблема данного исследования состоит в наличии противоречия между необходимостью приобщения юного поколения к культуре книги как эстетического феномена и недостаточной разработанностью методов изучения композиции иллюстрации в художественно-педагогическом образовании. В качестве методов исследования использовалось изучение литературы по заданной теме и практика преподавания искусства книги на ХГФ ИИ МПГУ в течение десяти лет. В ходе теоретической части исследования мы изучили различные виды композиции, способы выделения композиционного центра и укрепления углов формата, движение и основные пространственные направления в рамках изображения, а также композиционные схемы. Результатом практической части исследования явилась разработка системы композиционных упражнений. Список их не является окончательным, возможно его расширение и доработка автором в ходе дальнейшей научной и педагогической деятельности.

скачать

Литература:
1. Анисимова А.Б. Особенности формирования композиционной структуры книжного разворота: маг. дис. – М.: МПГУ, 2016. – 120 с.
2. Барциц Р.Ч. Графическая композиция. Иллюстрация книги (теория и практика): учебное пособие. – М.: МГОУ, 2014. – 228 с.
3. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: учебное пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
4. Виктор Калашников: Песнь о нибелунгах. URL: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/125202/2/. (Дата обращения: 10.02.2023).  
5. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. – М.: Сканрус, 2010. – 143 с.  
6. Гавриляченко С.А. Суриковская школа рисунка. 1940-2010. – М.: Сканрус, 2010. – 258 с.
7. Гавриляченко С.А., Катухина А.В., Шабаев М.Б. Композиционный рисунок. – М.: Сканрус, 2020. – 238 с.
8. Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
9. Жан-Батист Монж (Jean-Baptiste Monge) художник-иллюстратор. URL: https://artline.ru.net/topic/jean-baptiste-monge/. (Дата обращения: 10.02.2023).
10. Катухина А.В. Фризовая композиция в структуре книги: маг. дис. Рук. Гавриляченко С.А., Макарова К.В. – М.: МПГУ, 2014. – 160 с.
11. Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией. – М.: Прометей, 2005. – 120 с.
12. Кудреватый М.Г. Композиция. Путь к образу: пособие для студентов по направлению подготовки 54.05.02 "Живопись". – Изд. 2-е, доп. – СПб.: Артиндекс, 2015.  – 223 с.
13.  Кузменкова А.С. Особенности формирования отношений "фигура – фон" в чёрно-белой иллюстрации (на примере работы со школьниками и магистрантами)": маг. дис.  Рук. Макарова К.В. – М.: МПГУ, 2016. – 83 с.
14. Лапин А. Плоскость и пространство, или жизнь квадратом. – М.: Л.Гусев, 2005. – 160 с.
15. Макарова К.В. Отношения "фигура – фон" в чёрно-белой иллюстрации как раздел преподавания искусства книги на ХГФ ИИИ МПГУ // КАNТ. – 2020. – №3(36).  – С. 308-329.
16. Макарова К.В., Прокофьев А.М. Художественное оформление детской книги: учебное пособие. – М.: ДПК-Пресс, 2010. – 144 с.
17. Петриковская Н.В. Использование мотивов национального искусства при иллюстрировании легенд народов мира как способ развития композиционных навыков студентов ХГФ: маг. дис. Рук. Каретникова А.П., Макарова К.В. – М.: МПГУ, 2020. – 189 с.
18. Рисслер А. Язык композиции. Создаем выразительные фотографии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 192 с.
19. Сюжетно-композиционный центр. URL:  https://lektsii.org/10-1054.html. (Дата обращения: 10.02.2023).
20. Тарабукин Н.М. Смысловое значение диагональных композиций в живописи // Труды по знаковым системам, VI (Ученые записки Тартуского государственного университета, вып.308). – Тарту, 1973, – C.472-481.
21. Топонимика как художественный приём. URL: http://oiskusstve.ru/iskusstvo-obwenija/vnerechevoe-obwenie-v-zhizni-i-v-iskusstve/125-toponomika-kak-hudozhestvennyy-priem.html. (Дата обращения: 10.02.2023).
22. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве: Основы композиции. – Козельск: Свято-Введ. Оптина Пустынь, 2001. – 261с.
23. Уоллес Роберт. Мир Леонардо. 1452 – 1519. – М.: Терра, 1997. – 192 с.
24. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988. – 456 с.
25. Художники-иллюстраторы Ольга и Андрей Дугины. URL: https://babiki.ru/blog/kulturnoenasledie/164639.html?ysclid=ldyv8ihdpb456291484. (Дата обращения: 10.02.2023).
26. Illustrator Bernhard Oberdieck (125 работ). URL: https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/6740-illustrator-bernhard-oberdieck-125-rabot.html.

Compositional exercises as a method of teaching book graphics

Authors: Makarova Ksenia Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, Moscow

Keywords: book art; graphics; illustration design; compositional exercises.

The problem with the study below is contradiction between the need to introduce the young generation to the culture of books as an aesthetic phenomenon and the lack of development of methods for studying the composition of illustrations in art and pedagogical education. The research methods used were the study of literature on the given topic and the practice of teaching the art of the book at the AGF MPSU for several years. During the theoretical part of the research, we studied various types of composition, the compositional center, ways to strengthen the corners of the format, movement and the main spatial directions within the image, as well as compositional schemes. The result of the practical part of the study was the system of compositional exercises. The list below is not final and can be expanded and refined by the author during further scientific and pedagogical activities.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки