Композиционные упражнения как метод обучения книжной графике
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 324-335]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.58
Ключевые слова: искусство книги; графика; композиция иллюстрации; композиционные упражнения.
Проблема данного исследования состоит в наличии противоречия между необходимостью приобщения юного поколения к культуре книги как эстетического феномена и недостаточной разработанностью методов изучения композиции иллюстрации в художественно-педагогическом образовании. В качестве методов исследования использовалось изучение литературы по заданной теме и практика преподавания искусства книги на ХГФ ИИ МПГУ в течение десяти лет. В ходе теоретической части исследования мы изучили различные виды композиции, способы выделения композиционного центра и укрепления углов формата, движение и основные пространственные направления в рамках изображения, а также композиционные схемы. Результатом практической части исследования явилась разработка системы композиционных упражнений. Список их не является окончательным, возможно его расширение и доработка автором в ходе дальнейшей научной и педагогической деятельности.
1. Анисимова А.Б. Особенности формирования композиционной структуры книжного разворота: маг. дис. – М.: МПГУ, 2016. – 120 с.
2. Барциц Р.Ч. Графическая композиция. Иллюстрация книги (теория и практика): учебное пособие. – М.: МГОУ, 2014. – 228 с.
3. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: учебное пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
4. Виктор Калашников: Песнь о нибелунгах. URL: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/125202/2/. (Дата обращения: 10.02.2023).
5. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. – М.: Сканрус, 2010. – 143 с.
6. Гавриляченко С.А. Суриковская школа рисунка. 1940-2010. – М.: Сканрус, 2010. – 258 с.
7. Гавриляченко С.А., Катухина А.В., Шабаев М.Б. Композиционный рисунок. – М.: Сканрус, 2020. – 238 с.
8. Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
9. Жан-Батист Монж (Jean-Baptiste Monge) художник-иллюстратор. URL: https://artline.ru.net/topic/jean-baptiste-monge/. (Дата обращения: 10.02.2023).
10. Катухина А.В. Фризовая композиция в структуре книги: маг. дис. Рук. Гавриляченко С.А., Макарова К.В. – М.: МПГУ, 2014. – 160 с.
11. Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией. – М.: Прометей, 2005. – 120 с.
12. Кудреватый М.Г. Композиция. Путь к образу: пособие для студентов по направлению подготовки 54.05.02 "Живопись". – Изд. 2-е, доп. – СПб.: Артиндекс, 2015. – 223 с.
13. Кузменкова А.С. Особенности формирования отношений "фигура – фон" в чёрно-белой иллюстрации (на примере работы со школьниками и магистрантами)": маг. дис. Рук. Макарова К.В. – М.: МПГУ, 2016. – 83 с.
14. Лапин А. Плоскость и пространство, или жизнь квадратом. – М.: Л.Гусев, 2005. – 160 с.
15. Макарова К.В. Отношения "фигура – фон" в чёрно-белой иллюстрации как раздел преподавания искусства книги на ХГФ ИИИ МПГУ // КАNТ. – 2020. – №3(36). – С. 308-329.
16. Макарова К.В., Прокофьев А.М. Художественное оформление детской книги: учебное пособие. – М.: ДПК-Пресс, 2010. – 144 с.
17. Петриковская Н.В. Использование мотивов национального искусства при иллюстрировании легенд народов мира как способ развития композиционных навыков студентов ХГФ: маг. дис. Рук. Каретникова А.П., Макарова К.В. – М.: МПГУ, 2020. – 189 с.
18. Рисслер А. Язык композиции. Создаем выразительные фотографии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 192 с.
19. Сюжетно-композиционный центр. URL: https://lektsii.org/10-1054.html. (Дата обращения: 10.02.2023).
20. Тарабукин Н.М. Смысловое значение диагональных композиций в живописи // Труды по знаковым системам, VI (Ученые записки Тартуского государственного университета, вып.308). – Тарту, 1973, – C.472-481.
21. Топонимика как художественный приём. URL: http://oiskusstve.ru/iskusstvo-obwenija/vnerechevoe-obwenie-v-zhizni-i-v-iskusstve/125-toponomika-kak-hudozhestvennyy-priem.html. (Дата обращения: 10.02.2023).
22. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве: Основы композиции. – Козельск: Свято-Введ. Оптина Пустынь, 2001. – 261с.
23. Уоллес Роберт. Мир Леонардо. 1452 – 1519. – М.: Терра, 1997. – 192 с.
24. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988. – 456 с.
25. Художники-иллюстраторы Ольга и Андрей Дугины. URL: https://babiki.ru/blog/kulturnoenasledie/164639.html?ysclid=ldyv8ihdpb456291484. (Дата обращения: 10.02.2023).
26. Illustrator Bernhard Oberdieck (125 работ). URL: https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/6740-illustrator-bernhard-oberdieck-125-rabot.html.
Compositional exercises as a method of teaching book graphics
Keywords: book art; graphics; illustration design; compositional exercises.