Интернет-ресурсы в обучении РКИ китайских студентов-филологов в научной и научно-методической литературе: от теории к практике
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 320-323]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.57
Ключевые слова: цифровизация образования; Интернет-ресурсы; русский язык как иностранный; филологическое образование; виды деятельности на иностранном языке; аутентичные материалы; китайские студенты.
Статья призвана раскрыть вопрос о применении Интернет-ресурсов в практике обучения русскому языку как иностранному китайских студентов-филологов. Цель исследования – характеристика основных подходов к применению электронных ресурсов Всемирной сети, отражённых в современных научных и научно-методических публикациях. В качестве результатов исследования автором статьи очерчивается круг эффективных для организации работы с китайскими студентами-филологами Интернет-ресурсов, позволяющих развивать навыки по всем видам иноязычной деятельности на уровне общего владения В1-В2. Анализ последних публикаций показывает, что процесс цифровизации и компьютеризации образования способствует расширению дидактического инструментария педагога русского языка как иностранного, позволяя ему привлекать к образовательному процессу большое количество аутентичных материалов, развивать лексическую и грамматическую иноязычную компетенцию студентов, формировать навыки аудирования, чтения и говорения на русском языке.
1. Ван Ю.К вопросу о системе упражнений и заданий по обучению говорению китайских учащихся на основе Интернет-ресурсов // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 5А. – С. 207-214. – DOI:10.34670/AR.2020.91.74.039.
2. Думан И.В. Использование интернет-технологий на занятиях по практике русской речи со студентами-филологами китайских вузов // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сб. материалов VI Международной научно-методической конференции, Воронеж, 24-25 января 2020 года / Воронежский государственный университет, филологический факультет. – Воронеж: Научная книга, 2020. – С. 56-60.
3. Лю Ц. Обучение китайских студентов-филологов устной речи с использованием материалов исторического содержания: автореф. дис…канд. пед. наук: 13.00.02 / Цянь Лю. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. – 31 с.
4. Лю Ц. Технология дистанционного обучения русскому языку китайских студентов-филологов в условиях пандемии // Наука и школа. – 2021. – № 3. – С. 180-190. – DOI: 10.31862/1819-463X-2021-3-180-190.
5. Мартынова М.А., Боровикова М.В. Особенности интенсивных форм работы в китайской аудитории // Новые горизонты РКИ: сб. материалов I Азиатского международного форума. 6-8 декабря 2021 г., г. Якутск / отв. ред.: С. М. Петрова, М. С. Соловьева. – Якутск: СВФУ, 2022. – С. 151-162.
6. Мордвинцева В.С., Никулина Н.А. Анализ эффективности использования икт в онлайн-обучении русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – №8. – С. 2642-2647. – DOI: 10.30853/phil210404.
7. Подготовка иностранных студентов-филологов в институте Пушкина / Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. – 228 с.
8. Пылкова А.А. Инфографика с использованием регионального компонента как средство оптимизации обучения русскому языку китайских студентов в условиях "виртуальной языковой среды" (на примере аутентичного материала Хабаровского края) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – №1. С. 223-229. – DOI: 10.30853/phil20220015.
9. Самойлова И.Ю., Мохань Е.Н. Возможности образовательного портала в практике преподавания РКИ // Открытая образовательная среда для изучающих русский язык в странах Европы: лучшие практики и перспективы развития: Международная научно-практическая конференция (Братислава – Москва, 10 декабря 2018 г.): сб. материалов / под общ. ред. Н. В. Кулибиной. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 279-283.
10. Сунь И. Мононациональная группа как фактор повышения эффективности обучения РКИ китайских стажеров-филологов // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: материалы XVI научно-практической конференции, Москва, 12 апреля 2019 года / Российский университет дружбы народов. – М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. – С. 128-130.
11. Турдыгулова Г.Д. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку / Г.Д. Турдыгулова, А.К. Оспанова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 10-6 (30). – С. 143-147.
Internet resources in teaching RFL to Chinese students in scientific and scientific-methodological literature: from theory to practice
Keywords: digitalization of education; Internet resources; Russian as a foreign language; philological education; advanced level of foreign language proficiency; activities in a foreign language; authentic materials; Chinese students.