Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 313-320]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.56
Ключевые слова: дистанционное обучение; персонализация дистанционного обучения; высшее образование; цифровые технологии; мотивация обучающихся; цифровая трансформация высшего образования; педагог.
Цель исследования – проанализировать все факторы, связанные с поиском наиболее подходящего и эффективного пути реализации персонализированного обучения в высшем образовании с помощью цифровых технологий. Научная новизна заключается в систематизации имеющихся данных и их анализе через призму мирового опыта внедрения персонализированного обучения, его эффективного соединения с цифровыми технологиями современности, а также глубоком анализе преимуществ и недостатков цифрового формата обучения. Исследование основывается на анализе статистических данных, социологическом, философском и педагогическом подходах к объяснению персонализированной цифровой образовательной деятельности в высшем образовании. В результате исследования выявлены новые реалии организации и управления персонализированным образовательным процессом, новые роли его субъектов в контексте цифровизации обучения. Уточнены направления трансформации профессиональной деятельности педагога.
1. Министерство Образования и науки РФ. Статистические сведения Высшего образования за 2018-2022 гг. [Электронный ресурс] URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 10.04.2023)
2. Акимова Е.А. Воспитательная среда вуза как средство повышения социальной активности студенчества / Е.А. Акимова, К.Н. Сигеева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 7. – С. 15-18.
3. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 19.01.2023).
4. Зеер Э.В. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития / Э.В. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 1. – С. 17-25.
5. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 132 с.
6. Яковлева М.Н. Динамика ценностный ориентаций современной молодёжи / М.Н. Яковлева // Смыслы жизни российской интеллигенции / РГГУ, социологический факультет, Центр социолог. исследований. Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. Редактор-составитель Д.Т. Цибикова. – М.: РГГУ, 2018. – С. 212-219
7. Digital Education Market by End User (Individual Learners and Academic Institutions, Enterprise and Government Organizations), Learning Type (Self-paced and Instructor-led Online Education), Course Type, and Region – Global Forecast to 2025. – Markets and Markets – [Электронный ресурс] URL: https://www.marketresearch.com/MarketsandMarkets-v3719/Digital-Education-End-User-Individual-13289653/ (дата обращения 18.01.2023)
8. Education spending in Russia from 2018 to 2021, by source (in billion Russian rubles) [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/1129651/spending-on-education-russia-by-source/ (дата обращения 16.04.2023)
9. Historical attempts to facilitate self-paced learning, 2017. – [Электронный ресурс] URL: https://adaptivelearninginelt.wordpress.com/tag/pueblo-plan/ (дата обращения: 20.01.2023)
10. KPMG. The future of higher education in a disruptive world. [Электронный ресурс] URL: https://home.kpmg/xx/en/home/industries/government-public-sector/education/the-future-of-higher-education-in-a-disruptive-world.html (дата обращения 20.01.2023)
11. Ministry of Education. The People's Republic of China. Online learning should be part and parcel of higher education in the future. – May, 2020, – [Электронный ресурс] URL: http://en.moe.gov.cn/features/2020TwoSessions/Voices/202006/t20200611_ 465105.html (дата обращения 20.01.2023)
12. Reis, J.; Amorim, M.; Melao, N.; Matos, P. (2018) Digital Transformation: A Literature Review and Guidelines for Future Research. In book: Trends and Advances in Information Systems and Technologies. [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/323994364_Digital_Transformation_ A_Literature_Review_and_Guidelines_for_Future_ Research (дата обращения 19.01.2023)
13. Signature Report 14 State Supplement: Completing College: A State-Level View of Student Completion Rates. URL: https://nscresearchcenter.org/wp-content/uploads/NSC_Signature_Report_14_StateSupp.pdf (дата обращения 16.04.2023)
14. Statista. Revenue share of the e-learning sector in Germany from 2009 to 2018, by segment. [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/1184123/elearning-sales-share-activity-fields-germany/ (дата обращения 19.01.2023)
Practical application of digital technologies in the process of higher education personalization
Keywords: distance learning; personalization of distance learning; higher education; digital technologies; motivation of students; digital transformation of higher education; teacher.