Унификация подходов к проведению и организации всероссийской олимпиады школьников
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 283-291]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.51
Ключевые слова: олимпиады школьников; система поступления; унификация подходов; английский язык
Интеллектуальные состязания школьников в отечественной традиции обучения и воспитания являются архиважными проектами, направленными на поиск и развитие таланта и одаренности в масштабах всей страны. В современной образовательной парадигме складывается альтернативная система поступления в высшие учебные заведения, когда академические конкурсы получают приоритет над системой государственных экзаменов, а дипломанты олимпиад имеют особые права и преимущества в глазах приемных комиссий. Актуальность нашего исследования обусловлена массовостью участия в предметных олимпиадах, повышенным вниманием и поддержкой со стороны государства, с одной стороны, и отсутствием единства подходов к созданию олимпиадных комплектов, проведению и организации всероссийской олимпиады школьников, с другой. Нами были исследованы официальные сайты операторов ВСОШ федерального и регионального уровней, а также изучены многочисленные научные статьи современных отечественных и зарубежных исследователей по теме. В фокусе внимания авторов находится всероссийская олимпиада школьников по английскому языку, соответственно, нами предметно указываются недостатки существующего порядка. Анализ ситуации позволит предпринять меры по усовершенствованию процедуры проведения и организации ВСОШ, и в целом поднять бренд олимпиады в глазах школьников, их наставников и родителей.
1. Винокурова С.А. Применение интерактивных образовательных технологий как неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса в вузе и организации олимпиадной подготовки // Современное среднее профессиональное образование. – 2022. – № 1. – С. 13-15. EDN XBQVNT.
2. Волкова Е.А., Волокитина О.А., Романчук В.О., Фролова Е.В. Ведущие педагогические подходы к научно-методическому обеспечению при подготовке к предметным олимпиадам в вузе // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2022. – Вып. 3 (55). – С. 49-59.
3. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tea4er.com/. Методический сайт Гулова А.П. (Дата обращения: 23.12.2022)
4. Горобец А.В., Пустыльник Ю.Ю. Научно-методическое и организационное обеспечение всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Педагогика. – 2022. – Т. 86. – № 7. – С. 45-52. EDN HXNGMZ.
5. Гулов А.П. Организация дистанционной подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку в городе Москва // Актуальные проблемы педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения: сб. мат. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 10-11 декабря 2021 года. – Махачкала: АЛЕФ; Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. – С. 119-125.
6. Кисова В.В., Семенов А.В., Семенова Е.А. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-3. – С. 134-138. EDN XXXSRL.
7. Корсунова О.Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад: автореф… дис. кан. пед. наук. – М.: ИТИП РАО, 2013. – 24 с.
8. Курасовская Ю.Б. Английский язык. Всероссийские олимпиады. – Вып. 2. – М.: Просвещение, 2009.
9. Курасовская Ю.Б., Симонян Т.А., Титова О.А. Key to success: сб. тренировочных упражнений для подготовки к Всероссийской олимпиаде по английскому языку. – М.: МЦНМО, 2018.
10. Мамонтова А.К., Переверткина М.С. Всероссийская олимпиада по английскому языку как эффективный инструмент развития лингвистической одаренности учащихся // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / отв. Ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2018. – С. 211-219.
11. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vserosolimp.edsoo.ru/school_way/. Центр олимпиадного движения (Дата обращения: 06.01.2022)
12. Образовательный Фонд "Талант и успех". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sochisirius.ru/. Сайт образовательного центра "Сириус" (Дата обращения: 02.01.2023)
13. Олейниц Э.В. Олимпиада как площадка независимой оценки цифровых компетенций // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: сб. науч. тр. материалов Двадцатой открытой Всероссийской конференции, Москва, 19-20 мая 2022 года. – М.: 1С-Паблишинг, 2022. – С. 64-66. – EDN HXKXAP.
14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.06.2022 № 566 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207220037. Официальный интернет-портал правовой информации (Дата обращения: 02.01.2023)
15. Романова А.А. Повышение качества подготовки к олимпиадам. Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика – 2022 : материалы III Межд. науч.-практ. конф. В 2 т., Тюмень, 26-27 мая 2022 года. Том 2. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. – С. 212-217. – EDN YXXNAM.
16. Этапы всероссийской олимпиады в г. Москве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vos.olimpiada.ru/. Сайт городского оргкомитета ЦПМ (Дата обращения: 02.01.2023)
17. Abizada A., Gurbanova, U., Iskandarova, A. et al. The effect of extracurricular activities on academic performance in secondary school: The case of Azerbaijan. Int Rev Educ 66, 487-507 (2020). https://doi.org/10.1007/s11159-020-09833-2
18. Akveld M., Cаceres, L., Crawford, D. et al. The perceived impact of mathematics competitions on teachers and their classrooms in Puerto Rico, Switzerland and the UK. ZDM Mathematics Education 54, 1009-1025 (2022). https://doi.org/10.1007/s11858-022-01414-x
19. Baker, L., Labuschagne, P., Katende, J. et al. Mathematical competitions in Africa: their prevalence and relevance to students and teachers. ZDM Mathematics Education 54, 1027-1042 (2022). https://doi.org/10.1007/s11858-022-01347-5
20. De Miranda, M. A. (2018). Pedagogical content knowledge for technology education. In M. J. de Vries (Ed.), Handbook of technology education (pp. 685-698). Springer.
21. Falk de Losada, M. (2007) Creating an Olympiad tradition in Colombia: What went right. Mathematics Competitions, 20(2), 8-28. http://www.wfnmc.org/mc20072Maria.pdf
22. Gulov A. P. (2022). Features of preparation for speaking contest at All-Russian olympiad in English . Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics. No 2. P. 36-48. – DOI 10.18384/2310-7219-2022-2-36-48. – EDN JCYASN.
Unification of approaches to holding and organizing the All-Russian Olympiad for schoolchildren
Keywords: Olympiad of schoolchildren; admission system; unification of approaches; English