Психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса в высшей школе
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 266-271]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.48
Ключевые слова: информатизация образования; психолого-педагогические особенности магистрантов; психолого-педагогические особенности миллениалов и центениалов; организация учебного процесса; высшая школа.
Цель исследования – выявить психолого-педагогические особенности обучения современных студентов уровня магистратуры, находящихся в периоде юношества и принадлежащих к поколениям миллениалов и центениалов. Научная новизна заключается в сопоставительном анализе психофизических, психологических, а также социологических особенностей организации обучения современных студентов в условиях информатизации системы образования. В результате предложены рекомендации по организации процесса обучения миллениалов и центениалов в высшей школе на методически целесообразной основе.
1. Howe N., Strauss W. (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069.
2. Howe N., Strauss W. (1997). The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny.
3. Howe N., Strauss W. (2002) Millennials: A profile of the Next Great Generation (DVD). WMFE & PBS. ISBN 978-0-9712606-7-2.
4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – 280 с.
5. Андреева А.А. Психолого-педагогические особенности обучения будущих преподавателей иностранных языков с точки зрения социологической теории поколений / А.А. Андреева, Д.О. Баринова, С.И. Сарамаха // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 1. – С. 59-65. – EDN HZUMCQ.
6. Бергер С.А. Развитие теории научно-исследовательской деятельности преподавателя педагогического вуза в контексте непрерывного педагогического образования: дис. … канд. пед. н. – Ростов-на-Дону, 2001.
7. Бордовская Н.В. Методологический статус понятия "исследовательский потенциал студента" // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – М, 2012. – № 2(26).
8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4.
9. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений: современное развитие и прикладные аспекты // Актуальные вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 14.
10. Звягинцева Е.П., Мухортова Е.А. Метакачества студентов поколения "игрек", определяющие успешность их обучения и карьеры в финансово-экономической сфере (на примере студентов финуниверситета) // Известия вузов. Серия "Гуманитарные науки". – 2015. – № 6(1).
11. Леденева А.В. Профессионально-квалификационный портрет магистранта / А. В. Леденева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 31 января 2015 г. Секция "Педагогика и психология". – Белгород, 2015. – Вып. 7-10. – С. 78-81.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
13. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // ОНВ. – 2014. – №2 (126).
14. Мирошкина М.Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. – 2014. – № 2.
15. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – №1.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 705 с.
17. Соколова Н. Поколение игрек // Wayback Machine // Профиль. – 2010.
18. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2015. – №3 (36).
19. Хомякова Е.И. "Поколение Y" в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия Томского политехнического университета. – Т. 319. – 2011. – № 6. – С. 153-156.
20. Чашко М.М. Особенности обучения иностранным языкам на уровне магистратуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №1 (790).
21. Шамис Е., Никонов Е.Л. В семье не без Миллениума. Что делать поколению, которое меняет мир. – RuGenerations, Синергия, 2019. – 184 с.
22. Шамис Е., Никонов Е.Л. Теория поколений. Необыкновенный Икс. – RuGenerations, Синергия, 2019. – 130 с.
23. Шамис Е., Никонов Е.Л. Теория поколений. Стратегия Беби-Бумеров. – RuGenerations, Синергия, 2017. – 256 с.
24. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4.
25. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
Psychological and pedagogical features of the organization of the modern foreign language educational process in higher school
Keywords: informatization of education; psychological and pedagogical features of undergraduates; psychological and pedagogical features of millennials and centennials; organization of the educational process; higher school.