Манипуляция как инструмент пропаганды

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 245-251]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.44

Авторы: Черников Михаил Васильевич, доктор философских наук, профессор, Авдеенко Евгения Викторовна, кандидат философских наук, доцент, Воронежский государственный технический университет, Воронеж

Ключевые слова: манипуляция; пропаганда; социальные группы; "мягкая сила"; принятие решений; сознание; поведение; психокогнитивная система; теория управления.

Цитировать: Черников М.В., Авдеенко Е.В. Манипуляция как инструмент пропаганды // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 245-251. EDN: MLTCZY. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.44

Общественные события ХХ века показали значимость "мягкой силы" в управлении социальными группами. В настоящей статье проводится социально-философский анализ понятия и феномена "манипуляция сознанием" в контексте пропаганды; рассматривается и критически обсуждается парадигмальный для отечественной социально-гуманитарной науки исследовательский подход к проблематике манипуляции сознанием; представляются модели "человека экономического" (во главу угла ставит индивида, а общество (сообщество) рассматривает как совокупность индивидов, предполагает, что только индивид способен принимать поведенческое решение), и "социологического" (на первом плане общество, а человек мыслится как некая констелляция общественных отношений, то есть поведенческие решения становятся продуктом консенсуса социальных интроектов). Данное исследование предлагает модель "человека, принимающего решения", описывающая систему выбора поведенческих паттернов, которую можно рассматривать как третий этап развития модели "человека экономического" (1 этап – ортодоксальная модель "человека экономического"; 2 этап – модернизированная модель "человека экономического"; 3 этап – модель "человека, принимающего решения"). Намечаются концептуальные контуры этого методологически нового подхода. На основе использования объемного фактуального материала, полученного благодаря новейшим исследованиям современных наук о человеке и человеческом поведении, обосновывается правомерность нового исследовательского подхода, выявляется и обсуждается его эвристический потенциал.

скачать

Литература:
1. Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках / В.С. Автономов // Истоки. – 2001. – Вып. 3. – С. 24-71.
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход / Г.С. Беккер. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672 c.
3. Бернейс Э. Пропаганда / Э. Бернейс. – СПб.: Питер, 2021. – 208 с.
4. Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер / Р.Э. Герцштейн. – Смоленск: Русич, 1996. – 608 с.
5. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро / Д. Канеман. – М.: АСТ, 2014. – 763 с.
6. Канеман Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. – М.: Институт прикладной психологии; Гуманитарный Центр, 2005. – 632 с.
7. Капелюшников Р.И. В наступлении – homo economicus / Р.И. Капелюшников // МЭиМО. – 1989. – № 4. – С. 142-148.
8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО, 2005. – 832 с.
9. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием-2 / С.Г. Кара-Мурза, С.В. Смирнов. – М. : ЭКСМО; Алгоритм, 2009. – 528 с.
10. Кеворкян К.Э. Опасная книга (феномен нацистской пропаганды) / К.Э. Кеворкян. – Харьков: Полиграфсервис, 2014. – 522 с.
11. Кормилицына Е.Г. Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара / Е.Г. Кормилицына. – М.: ОЛМА Медиа-групп, 2011. – 288 с.
12. Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне / Г.Д. Лассуэлл. – М.: РАН; ИНИОН, 2021. – 237 с.
13. Маркс К., Энгельс, Ф. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф, Энгельс. – Соч. Т.3. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 630 с. – С. 1-4.
14. Пинкер С. Как работает мозг / С. Пинкер. – М.: Кучково поле, 2017. – 672 с.
15. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления / Г. Саймон // THESIS. – 1993. – Вып. 3. – С. 16-38.
16. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
17. Черников М.В., Перевозчикова Л.С. Когнитивное обеспечение человеческой деятельности / М.В. Черников, Л.С. Перевозчикова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №3(28). – С. 62-65.
18. Черников М.В. Человек. Общество. Социальная коммуникация / М.В. Черников, Л.С. Перевозчикова, Е.В. Авдеенко, К.С. Назаренко. – Воронеж: ВГТУ, 2022. – 129 с.

Manipulation as a propaganda tool

Authors: Chernikov Mikhail Vasilyevich, DSc of Philosophical sciences, Professor , Avdeenko Evgeniia Viktorovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Voronezh State Technical University, Voronezh

Keywords: manipulation; propaganda; social groups; "soft power"; decision-making; consciousness; behavior; psycho-cognitive system; management theory.

Social events of the 20th century showed the importance of "soft power" in the management of social groups. This article provides a socio-philosophical analysis of the concept and phenomenon of "manipulation of consciousness" in the context of propaganda; considers and critically discusses the paradigm for the domestic social sciences and the humanities research approach to the problem of manipulation of consciousness; models of "economic man" are presented (puts the individual at the forefront, and society (community) is considered as a set of individuals, assumes that only the individual is able to make a behavioral decision), and "sociological" (society is in the foreground, and the person is thought of as a kind of constellation social relations, that is, behavioral decisions become the product of a consensus of social introjects). This study proposes a "decision maker" model that describes a system for choosing behavioral patterns, which can be considered as the third stage in the development of the "economic man" model (stage 1 – the orthodox model of the "economic man"; stage 2 – the modernized model of the "economic man"; Stage 3 – the model of "decision maker").
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки