Манипуляция как инструмент пропаганды
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 245-251]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.44
Ключевые слова: манипуляция; пропаганда; социальные группы; "мягкая сила"; принятие решений; сознание; поведение; психокогнитивная система; теория управления.
Общественные события ХХ века показали значимость "мягкой силы" в управлении социальными группами. В настоящей статье проводится социально-философский анализ понятия и феномена "манипуляция сознанием" в контексте пропаганды; рассматривается и критически обсуждается парадигмальный для отечественной социально-гуманитарной науки исследовательский подход к проблематике манипуляции сознанием; представляются модели "человека экономического" (во главу угла ставит индивида, а общество (сообщество) рассматривает как совокупность индивидов, предполагает, что только индивид способен принимать поведенческое решение), и "социологического" (на первом плане общество, а человек мыслится как некая констелляция общественных отношений, то есть поведенческие решения становятся продуктом консенсуса социальных интроектов). Данное исследование предлагает модель "человека, принимающего решения", описывающая систему выбора поведенческих паттернов, которую можно рассматривать как третий этап развития модели "человека экономического" (1 этап – ортодоксальная модель "человека экономического"; 2 этап – модернизированная модель "человека экономического"; 3 этап – модель "человека, принимающего решения"). Намечаются концептуальные контуры этого методологически нового подхода. На основе использования объемного фактуального материала, полученного благодаря новейшим исследованиям современных наук о человеке и человеческом поведении, обосновывается правомерность нового исследовательского подхода, выявляется и обсуждается его эвристический потенциал.
1. Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках / В.С. Автономов // Истоки. – 2001. – Вып. 3. – С. 24-71.
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход / Г.С. Беккер. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672 c.
3. Бернейс Э. Пропаганда / Э. Бернейс. – СПб.: Питер, 2021. – 208 с.
4. Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер / Р.Э. Герцштейн. – Смоленск: Русич, 1996. – 608 с.
5. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро / Д. Канеман. – М.: АСТ, 2014. – 763 с.
6. Канеман Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. – М.: Институт прикладной психологии; Гуманитарный Центр, 2005. – 632 с.
7. Капелюшников Р.И. В наступлении – homo economicus / Р.И. Капелюшников // МЭиМО. – 1989. – № 4. – С. 142-148.
8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО, 2005. – 832 с.
9. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием-2 / С.Г. Кара-Мурза, С.В. Смирнов. – М. : ЭКСМО; Алгоритм, 2009. – 528 с.
10. Кеворкян К.Э. Опасная книга (феномен нацистской пропаганды) / К.Э. Кеворкян. – Харьков: Полиграфсервис, 2014. – 522 с.
11. Кормилицына Е.Г. Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара / Е.Г. Кормилицына. – М.: ОЛМА Медиа-групп, 2011. – 288 с.
12. Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне / Г.Д. Лассуэлл. – М.: РАН; ИНИОН, 2021. – 237 с.
13. Маркс К., Энгельс, Ф. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф, Энгельс. – Соч. Т.3. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 630 с. – С. 1-4.
14. Пинкер С. Как работает мозг / С. Пинкер. – М.: Кучково поле, 2017. – 672 с.
15. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления / Г. Саймон // THESIS. – 1993. – Вып. 3. – С. 16-38.
16. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
17. Черников М.В., Перевозчикова Л.С. Когнитивное обеспечение человеческой деятельности / М.В. Черников, Л.С. Перевозчикова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №3(28). – С. 62-65.
18. Черников М.В. Человек. Общество. Социальная коммуникация / М.В. Черников, Л.С. Перевозчикова, Е.В. Авдеенко, К.С. Назаренко. – Воронеж: ВГТУ, 2022. – 129 с.
Manipulation as a propaganda tool
Keywords: manipulation; propaganda; social groups; "soft power"; decision-making; consciousness; behavior; psycho-cognitive system; management theory.