Метод "археология медиа": история формирования и перспективы применения

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 133-137]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.25

Авторы: Григорьев Сергей Леонидович, кандидат философских наук, доцент, Российский государственный аграрный университет – МСХА им К.А. Тимирязева, МоскваORCID: 0000-0001-9143-0636

Ключевые слова: "археологии медиа"; сетевое общество; экранная культура; цифровой интеллект; медиапространство; софт-культура.

Цитировать: Григорьев С.Л. Метод "археология медиа": история формирования и перспективы применения // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 133-137. EDN: GYROJQ. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.25

Цель исследования связана с его актуальностью и определена как изучение междисциплинарного метода медиа-археологии с последующей оценкой перспектив его возможного применения в дальнейшем в опоре на результаты экстраполяции тех изменений и процессов, которые возможно зафиксировать внутри исследуемой и анализируемой области уже во временных координатах настоящего времени. В исследовании, опирающемся на концепцию Э. Хухтамо, рассмотрен ряд новых взглядов на особенности генезиса новой цифровой культуры виртуального пространства, равно как и на ее влияние на изменение возможностей и расширение спектра методологических приемов исследования исторического генезиса традиционной культуры. Особое внимание уделено анализу таких процессов и явлений, как цифровизация (диджитализация) информационного пространства и цифровое кодирование информации. По результатам исследования выделены и проанализированы истоки зарождения методологии "археологии медиа", внутри которой выделены базисные типы формирования новых исследовательских подходов через использование новых возможностей, а также изучен такой системный результат процессов цифровизации внутри пространства традиционной культуры, как возникновение "софт-культуры" (термин Л. Мановича).

скачать

Литература:
1. Герман И. Эволюция технологий: Эркки Хухтамо о том, чем занимаются археологи медиа. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/10145-arkheologiya-media (Дата обращения: 06.12.2022).
2. Григорьев С.Л. Метафора дигитальной пещеры в концептуальных интерпретациях экранной культуры // Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 3(95). – С. 171-175.
3. Канштайнер В. Цифровой допинг для историков: можно ли сделать историю, память и историческую теорию искусственным интеллектом? // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2023. – №1(13). – С. 56-70. – DOI: 10.24923/2305-8757.2023-13.5.
4. Манович Л. Теории софт-культуры. – М.: Красная ласточка, 2018. – 208 с.
5. Месянжинова А.В. "Экранология" Эркки Хухтамо в пространстве современной медийной культуры (к вопросу "домашних" экранов) // Наука телевидения. – 2012. – № 12. – С. 241 – 256.
6. Парикка Д. Media Archeology: расширение политического. URL: https://m-introduction. livejournal.com/929607.html (Дата обращения: 04.12.2022).
7. Саенко Н.Р. Нигитология культуры (опыт построения). – Волгоград: Перемена, 2010. – 218 с.
8. Саенко Н.Р. Пустые знаки и значимая пустота постсовременной культуры // Обсерватория культуры. – 2010. – № 2. – С. 26 – 31.
9. Северина Е. М. Цифровой текст в пространстве современной культуры // Человек и культура. – 2019. – № 5. – С. 65 – 72.
10. Чекки Д. Историческая реальность и политическая эстетика после Жака Дерриды и Бернара Стиглера // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2022. – №3(11). – С. 004-015. DOI: 10.24923/2305-8757.2022-11.1
11. Экранная культура. Теоретические проблемы / отв. ред. К.Э. Разлогов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. – 752 с.
12. Huhtamo E. Elements of Screenology: Toward an Archaeology of the Screen // ICONICS: International Studies of the Modern Image. 2004. Vol. 7. P. 31-82.
13. Жижек Сл. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. – 1998. – № 1.
14. Volkova P., Luginina A., Saenko N., Samusenkov V. Virtual reality: Pro et contra. Journal of Social Studies Education Research. 2020. 11 (4). Р. 190-203.
15 Zielinski S. Is New Media Really New? // Interview with Prof. Dr. Siegfried Zielinski for The Lounge in 1999 about the history of media and the separation of the analog and the digital. 1999. URL: http://www.egs.edu/faculty/siegfried-zielinski/videos/is-new-media-really-new/ (Дата обращения: 05.12.2022).

Method "the media archeology": history of formation and prospects of application

Authors: Grigoriev Sergey Leonidovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Russian State Agrarian University – K.A. Timiryazev Agricultural Academy, Moscow

Keywords: "media archeology"; network society; screen culture; digital intelligence; media space; soft culture.

The purpose of the study is related to its relevance, and is defined as the study of an interdisciplinary method of media archaeology with a subsequent assessment of the prospects for its possible application in the future, relying on the results of extrapolation of those changes and processes that can be recorded within the studied and analyzed area already in the time coordinates of the present time. The study, based on the concept of E. Huhtamo, considers a number of new views on the genesis of the new digital culture of virtual space, as well as on its impact on changing opportunities and expanding the range of methodological techniques for studying the historical genesis of traditional culture. Special attention is paid to the analysis of such processes and phenomena as digitalization of the information space and digital coding of information. According to the results of the study, the origins of the origin of the methodology of "archeology of media" are identified and analyzed, within which the basic types of formation of new research approaches through the use of new opportunities are identified, and such a systemic result of digitalization processes within the space of traditional culture as the emergence of "soft culture" (L. Manovich's term) is studied.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки