Метод "археология медиа": история формирования и перспективы применения
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 133-137]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.25
Ключевые слова: "археологии медиа"; сетевое общество; экранная культура; цифровой интеллект; медиапространство; софт-культура.
Цель исследования связана с его актуальностью и определена как изучение междисциплинарного метода медиа-археологии с последующей оценкой перспектив его возможного применения в дальнейшем в опоре на результаты экстраполяции тех изменений и процессов, которые возможно зафиксировать внутри исследуемой и анализируемой области уже во временных координатах настоящего времени. В исследовании, опирающемся на концепцию Э. Хухтамо, рассмотрен ряд новых взглядов на особенности генезиса новой цифровой культуры виртуального пространства, равно как и на ее влияние на изменение возможностей и расширение спектра методологических приемов исследования исторического генезиса традиционной культуры. Особое внимание уделено анализу таких процессов и явлений, как цифровизация (диджитализация) информационного пространства и цифровое кодирование информации. По результатам исследования выделены и проанализированы истоки зарождения методологии "археологии медиа", внутри которой выделены базисные типы формирования новых исследовательских подходов через использование новых возможностей, а также изучен такой системный результат процессов цифровизации внутри пространства традиционной культуры, как возникновение "софт-культуры" (термин Л. Мановича).
1. Герман И. Эволюция технологий: Эркки Хухтамо о том, чем занимаются археологи медиа. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/10145-arkheologiya-media (Дата обращения: 06.12.2022).
2. Григорьев С.Л. Метафора дигитальной пещеры в концептуальных интерпретациях экранной культуры // Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 3(95). – С. 171-175.
3. Канштайнер В. Цифровой допинг для историков: можно ли сделать историю, память и историческую теорию искусственным интеллектом? // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2023. – №1(13). – С. 56-70. – DOI: 10.24923/2305-8757.2023-13.5.
4. Манович Л. Теории софт-культуры. – М.: Красная ласточка, 2018. – 208 с.
5. Месянжинова А.В. "Экранология" Эркки Хухтамо в пространстве современной медийной культуры (к вопросу "домашних" экранов) // Наука телевидения. – 2012. – № 12. – С. 241 – 256.
6. Парикка Д. Media Archeology: расширение политического. URL: https://m-introduction. livejournal.com/929607.html (Дата обращения: 04.12.2022).
7. Саенко Н.Р. Нигитология культуры (опыт построения). – Волгоград: Перемена, 2010. – 218 с.
8. Саенко Н.Р. Пустые знаки и значимая пустота постсовременной культуры // Обсерватория культуры. – 2010. – № 2. – С. 26 – 31.
9. Северина Е. М. Цифровой текст в пространстве современной культуры // Человек и культура. – 2019. – № 5. – С. 65 – 72.
10. Чекки Д. Историческая реальность и политическая эстетика после Жака Дерриды и Бернара Стиглера // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2022. – №3(11). – С. 004-015. DOI: 10.24923/2305-8757.2022-11.1
11. Экранная культура. Теоретические проблемы / отв. ред. К.Э. Разлогов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. – 752 с.
12. Huhtamo E. Elements of Screenology: Toward an Archaeology of the Screen // ICONICS: International Studies of the Modern Image. 2004. Vol. 7. P. 31-82.
13. Жижек Сл. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. – 1998. – № 1.
14. Volkova P., Luginina A., Saenko N., Samusenkov V. Virtual reality: Pro et contra. Journal of Social Studies Education Research. 2020. 11 (4). Р. 190-203.
15 Zielinski S. Is New Media Really New? // Interview with Prof. Dr. Siegfried Zielinski for The Lounge in 1999 about the history of media and the separation of the analog and the digital. 1999. URL: http://www.egs.edu/faculty/siegfried-zielinski/videos/is-new-media-really-new/ (Дата обращения: 05.12.2022).
Method "the media archeology": history of formation and prospects of application
Keywords: "media archeology"; network society; screen culture; digital intelligence; media space; soft culture.