Философские и литературоведческие аспекты разграничения "абсолютного" и "трансцендентального "Я" у немецких романтиков
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 129-133]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.24
Ключевые слова: романтический "дух"; "абсолютное" и "трансцендентальное Я"; "абсолютное Я" как жизненное стремление человека; "трансцендентальный субъект" как "гений"; преодоление расколотости "внутреннего" мира человека; преодоление дихотомии между природой и субъектом.
Цель исследования – рассмотреть романтический "дух" как идею человеческого разума в свете идеи разграничения "абсолютного" и "трансцендентального "Я" и преодоления дихотомии между "природой" и "субъектом" на основе аксиологического подхода. В результате сопоставления идей И.Г. Фихте, Ф. Гёльдерлина, Новалиса автор приходит к выводу, что идею "Абсолюта" следует рассматривать как жизненное стремление человека к миру непреходящих, "вечных" ценностей. Теоретические положения исследования проиллюстрированы примерами из произведений Гёльдерлина и Новалиса. Научная новизна связана с научно-теоретическим обоснованием того положения, что не следует выходить за пределы "непосредственного", трансцендентального отношения к миру, даже если бы и сила притяжения "абсолютного" была бы слишком велика. В результате выявлено, что Шеллинг, Гёльдерлин, Новалис исходили из самого рассмотрения "трансцендентального принципа", сформулировав концепцию ценностей в литературном творчестве и поиска критериев истины в её целостности и полноте.
1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному: Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1997. – 495 с.
2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М.: Мысль, 1979. – 288 с.
3. Гёльдерлин Ф. Сочинения / пер. с нем. – М.: Художественная литература, 1969. – 543 с.
4. Гулыга А. В. Шеллинг. – 3-е изд., испр. – М.: Соратник, 1994. – 316 с.
5. Жук И.В. Гёльдерлин // История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом. 2002. – 1376 с.
6. Лукьянов А.В. Немецкий романтизм конца XVIII – начала XIX в. и его философский анализ: монография / А.В. Лукьянов. – Уфа: БашГУ, 2018. – 218 с.
7. Лукьянов А.В. Философские идеи Ф. Гёльдерлина и метафора пустоты: монография / А.В. Лукьянов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 206 с.
8. Новалис Ученики в Саисе // Новалис Гимны к ночи. – М.: Энигма, 1996. – С.71-127.
9. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.1. / сост. и примечания Владимира Волжского. – СПб.: Мифрил, 1993. – 687 с.
10. Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхеские лекции) / Шеллинг Ф.И.Й. Сочинения в 2 т.: пер. с нем. Т.2 / сост., ред. А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1989. – С.387-560.
11. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе / Ф.И.Й. Шеллинг. Сочинения в 2 т.: пер. с нем. Т.2 / сост., ред. А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1989. – С. 52-85.
12. Novalis. Fragmente und Studien / Novalis Werke. Herausgegeben und kommentiert von Gerhard Schulz. Verlag C.H. Beck oHG, M?nchen. Vierte Auflage. 2001. – S.401.
Philosophical and literary aspects of differentiating "absolute" and "transcendental I" in German romanticist's works
Keywords: romantic "spirit"; "absolute" and "transcendental I"; "absolute I" as intrinsic aspiration of man; "transcendental subject" as "genius"; overcoming polarization of "inner" world of man; overcoming dichotomy between nature and subject.