Анализ показателей дорожно-транспортных происшествий в России средствами эконометрического моделирования

Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 38-44]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.7

Авторы: Короткова Екатерина Алексеевна, магистр , Королёва Екатерина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия; транспортная инфраструктура; социально-экономические показатели; регрессионное моделирование; Россия.

Цитировать: Короткова Е.А., Королёва Е.В. Анализ показателей дорожно-транспортных происшествий в России средствами эконометрического моделирования // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 38-44. EDN: DKAQQN. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.7

Цель исследования – выявить взаимосвязь дорожно-транспортных происшествий и показателей транспортной инфраструктуры и социально-экономических показателей в России. Своевременное и сбалансированное развитие транспортной системы - неотъемлемая часть развития любого города, позволяющая осуществить функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах. Одним из важнейших аспектов этого развития является анализ и предупреждение аварийных ситуаций. В данной работе аварийные ситуации были измерены через следующие три показателя: количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и раненых в них. В рамках исследования проводился анализ панельных данных по 29 субъектам Российской Федерации из Центрального и Северо-Западного федеральных округов по 23 показателям, сгруппированных в семь групп, оценивающих различные аспекты влияния. В результате были построены три модели для оценки влияния факторов транспортной инфраструктуры и социально-экономических показателей на три переменных: количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и раненых в них соответственно; был выделен ряд значимых факторов: доля дорог, не соответствующих нормативным требованием, коэффициенты рождаемости, доходы населения, уровень автомобилизации, выпуск в квалифицированных рабочих и служащих и число туристов. В итоге была доказана значимость влияния как факторов развития транспортной инфраструктуры, так и социально-экономической сферы.

скачать

Литература:
1. Герасименко Т.В. Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине "Единая транспортная система": учебное пособие. – Новороссийск: Изд-во Морского ун-та, 2018. – 162 с.
2. Papadimitriou E., Theofilatos A. Meta-analysis of crash-risk factors in freeway entrance and exit areas // Journal of Transportation Engineering, Part A: Systems. – 2017. – Т. 143. – №. 10. – С. 04017050.
3. Orsini F., Gecchele G., Gastaldi M., & Rossi R. Collision prediction in roundabouts: a comparative study of extreme value theory approaches //Transportmetrica A: transport science. – 2019. – Т. 15. – №. 2. – С. 556-572.
4. Mafi S., AbdelRazig Y., Doczy R. Machine learning methods to analyze injury severity of drivers from different age and gender groups //Transportation research record. – 2018. – Т. 2672. – №. 38. – С. 171-183.
5. Behnood A., Mannering F. The effect of passengers on driver-injury severities in single-vehicle crashes: A random parameters heterogeneity-in-means approach //Analytic methods in accident research. – 2017. – Т. 14. – С. 41-53.
6. Мазунова Л.Н., Лукьянов Д.А., Шишмаков Е.Д., Мазунов П.А. Исследование зависимости количества ДТП от стажа водителей с помощью корреляционно-регрессионного анализа // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2018. – № 10. – С. 173-175.
7. Мельник Е.С., Фаизова Л.Р. Многомерный статистический анализ смертности от дорожно-транспортных происшествий в регионах Российской Федерации // Вестник магистратуры. – 2016. – № 10. – С. 73-77.
8. Колосницына М.Г., Хоркина Н.А., Волков А.Ю. Влияние мер  алкогольной  политики  на  динамику  дорожно-транспортных  происшествий   в  регионах  России // Вопросы статистики: исследование   социально-экономических процессов. – 2016. – № 5. – С. 50-62.
9. Волков А.Ю. Анализ факторов, влияющих на количество погибших в ДТП (по странам мира) // Эконометрические исследования. – 2020. – № 3. – С. 134-142.
10. Арженовский С.В., Федотова Э.А. Эконометрическое моделирование дорожной аварийности в региональном аспекте // Учет и статистика. Экономика и бизнес. – 2018. – № 8. – С. 71-77.
11. Компанцев В.И., Алсеитов В.И. Математическое моделирование влияния скорости и интенсивности движения на количество дорожно-транспортных происшествий на автодороге Бишкек-Ош // Вестник КРСУ. – 2012. – № 12. – С. 80-83.
12. Rodionova M., Skhvediani A., Kudryavtseva T. Prediction of crash severity as a way of road safety improvement: the case of Saint Petersburg, Russia // Sustainability. – 2022. – Т. 14. – №. 16. – С. 9840.
13. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – GIBDD.RU: Госавтоинспекция– Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/.
14. Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуниципального значения [Электронный ресурс]. – ROSAVTODOR.GOV.RU: Федеральное дорожное агентство "Росавтодор" – Режим доступа: https://rosavtodor.gov.ru/docs/statisticheskaya-otchetnost/1016/.
15. Региональная статистика. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – ROSSTAT.GOV.RU: Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm.
16. Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – TREZVROS.RU: Федеральный проект "Трезвая Россия" – Режим доступа: http://www.trezvros.ru/calendar/874.

Analysis of indicators of road accidents in Russia using econometric modeling

Authors: Korotkova Ekaterina Alekseevna, Undergraduate student, Koroleva Ekaterina Vasilievna, PhD of Economics, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

Keywords: traffic accidents; transport infrastructure; socio-economic indicators; regression modeling; Russia.

The purpose of the study is to identify the relationship between road traffic accidents and indicators of transport infrastructure and socio-economic indicators in Russia. Timely and balanced development of the transport system is an integral part of the development of any city, allowing the operation of all modes of transport in order to maximize the satisfaction of transport needs at minimal cost. One of the most important aspects of this development is the analysis and prevention of emergencies. In this work, accidents were measured through the following three indicators: the number of road accidents, the number of deaths and injuries in them. As part of the study, panel data were analyzed for 29 constituent entities of the Russian Federation from the Central and Northwestern Federal Districts on 23 indicators grouped into seven groups that assess various aspects of influence. As a result: three models were built to assess the impact of transport infrastructure factors and socio-economic indicators on three variables: the number of road traffic accidents, the number of deaths and injuries in them, respectively; a number of significant factors were identified: the share of roads that do not meet the regulatory requirements, birth rates, household incomes, the level of motorization, the output of skilled workers and employees, and the number of tourists. As a result, the significance of the influence of both factors in the development of transport infrastructure and the socio-economic sphere was proved.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки