Экспорт образовательных услуг как направление диверсификации источников финансового обеспечения вузов *
Журнал «KANT» №2(47) 2023 [стр. 28-33]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.5
Ключевые слова: рынок образовательных услуг; глобализация; высшее образование; высшие учебные заведения; иностранные студенты; источники финансирования образования; экспорт образовательных услуг.
* Публикация выполнена в рамках проекта № 060508-0-000 "Образовательный потенциал городских агломераций в контексте их устойчивого развития в условиях цифрового неравенства".
Цель исследования – анализ экспорта образовательных услуг как направления диверсификации источников финансового обеспечения высших учебных заведений. Научная новизна заключается в выявлении проблемы и направления активизации экспортной деятельности российских вузов. В результате выявлено значение наращивания экспорта образовательных услуг для отечественной высшей школы в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также определены основные конкурентные преимущества и проблемы, требующие решения. В статье проанализировано значение экспорта образовательных услуг как важного направления диверсификации источников финансового обеспечения высших учебных заведений. Выяснено, что расширение экспорта образовательных услуг является одним из наиболее важных приоритетов государственной политики многих стран мира. Выделены основные факторы интенсификации экспорта образовательных продуктов и обоснована необходимость развития экспортного потенциала национального рынка образовательных услуг. Определены основные проблемы и направления активизации экспортной деятельности российских вузов.
1. Берестов А.В. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 10. – С. 30-45.
2. Галичин В. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. – М.: Дело РАНХиГС, 2015. – 60 с.
3. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах: Доклад Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково / Н. Овчинникова, М. Зоткина, А. Гетманская; Центр трансформации образования Московской школы управления Сколково. – М., 2019. – 108 с.
4. Жданов Л.А., Поллина Н.А., Сёма Е.Ю., Казимирчик Л.В., Тростянская И.Б., Барсуков АА. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – №11. – с. 155-167.
5. Зарубинская И. Особенности обучения иностранных студентов при экспорте образовательных услуг // Духовность личности: методология, теория и практика. – 2013. – № 6. – С. 103-114.
6. Игитханян С.С. Особенности системы управления имуществом вузов в РФ и оценка ее эффективности // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 29-35. EDN: JSDNGC. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.5
7. Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 145-152.
8. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект "5-100": некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2018. – Т. 18(1). – с. 100-1 16.
9. Кобзева Л. Предпринимательский университет: как университету встроиться в экономику в новом десятилетии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://innclub.info/wp.../05/кобзева_56_обр_00_ИТР.doc.
10. Лукичев Г. Системы финансирования высшего образования в зарубежных странах: [учеб. пособие]. – М.: РУДН, 2008. – 194 с.
11. Масич В.Л. Наука и образование как инструменты "Мягкой силы" // Вестник РГГУ. Серия "Политология. История. Международные отношения". – 2015. – №1. – С. 117-125.
12. Международный рейтинг "Вебометрикс" (Webometrics Ranking of World Universities) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webometrics.info/index.html.
13. Минаева Е.А. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. – 2020. – №94. – С. 90-95.
14. Пименова Н. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russia.edu.ru.
15. Прокопенко С.В. Современное состояние и перспективы экспорта образовательных услуг вузов РФ на мировой рынок // Сборник научных трудов МЭСИ. Серия "Экономика". – 2022. – Вып. 15. -С. 5-14.
16. Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. Проект "5-100": динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22. – №3.
Export of educational services as a direction of diversification of sources of financial support for universities *
Keywords: educational services market; globalization; higher education; higher education institutions; foreign students; sources of education financing; export of educational services.
The purpose of the study is to analyze the export of educational services as a direction for diversifying the sources of financial support for higher education institutions. Scientific novelty lies in identifying the problem and direction of enhancing the export activities of Russian universities. As a result, the importance of increasing the export of educational services for the domestic higher education in order to attract additional financial resources was revealed, as well as the main competitive advantages and problems that need to be addressed. The article analyzes the importance of the export of educational services as an important direction in diversifying the sources of financial support for higher education institutions. It was found that the expansion of the export of educational services is one of the most important priorities of the state policy of many countries of the world. The main factors of intensification of the export of educational products are identified and the need to develop the export potential of the national market of educational services is substantiated. The main problems and directions for enhancing the export activities of Russian universities are identified.