Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития сотрудников социальной сферы: оценка реализации модели *
Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 255-260]
DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.43
Ключевые слова: социальная сфера; профессиональный рост; социальный эффект; психолого-педагогическое сопровождение; самообразование; педагогика.
* Статья выполнена при поддержке Гранта Конкурс Грантов Мэра Москвы 2021; Проект "По ступеням возможностей", заявка № 2021-0490.
Цель исследования – раскрыть особенности социального эффекта проекта, который основывался на реализации модели психолого-педагогического сопровождения сотрудников учреждений социальной сферы г. Москвы. В статье рассматриваются условия реализации ресурсов положительного воздействия на личностно-профессиональные характеристики педагогов социальных учреждений. Научная новизна исследования заключается в выявлении современных подходов в работе с детьми с ментальными и иными нарушениями и членами их семей. В результате определено, что профессиональная деятельность сотрудников социальных учреждений предполагает не только освоение знаний и навыков в области развивающего ухода, физической реабилитации, преодолении нарушений привязанности, но и высокий уровень освоения навыков использования разнообразных дидактических форм и технологий; включенности в освоение знаний на основе использования различных форматов обучения – в том числе дистанционного.
Цель исследования – раскрыть особенности социального эффекта проекта, который основывался на реализации модели психолого-педагогического сопровождения сотрудников учреждений социальной сферы г. Москвы. В статье рассматриваются условия реализации ресурсов положительного воздействия на личностно-профессиональные характеристики педагогов социальных учреждений. Научная новизна исследования заключается в выявлении современных подходов в работе с детьми с ментальными и иными нарушениями и членами их семей. В результате определено, что профессиональная деятельность сотрудников социальных учреждений предполагает не только освоение знаний и навыков в области развивающего ухода, физической реабилитации, преодолении нарушений привязанности, но и высокий уровень освоения навыков использования разнообразных дидактических форм и технологий; включенности в освоение знаний на основе использования различных форматов обучения – в том числе дистанционного.
Литература:
1. Лазарев М. А., Подвойский В. П., Стукалова О. В. 2016. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография / Под общ. ред. В.П. Подвойского. – М.: МАО; Даугавпилс: ДУ. – 152 с. – ISBN 978-5-9907401-3-6; DOI: 10.5281/zenodo.6520185, EDN: WASBCV
2. Гейер Т.А. Необходимые предпосылки для правильного разрешения вопроса о трудоустройстве психически больных // Труды института им. П.Б. Ганнушкина. – М., 1939. – Вып. IV. – С. 147-150.
3. Гурович И.Я. Реформирование психиатрической помощи в России: организационно-методический аспект // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – № 4. – С. 12-17.
4. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – М.: Дашков и К, 2003. – 340 с.
5. Лазарев М.А. Теоретико-методологическая интеграция процессов в современной педагогике // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2021. – Т. 10. – № 3. – С. 301-326. – EDN: JFUYHV
6. Береговая Е.Б. Будни российской филантропии: общественный фонд Владимира Смирнова // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2013. – Т. 2. – № 1. – С. 5-16. – EDN: SEBNNP
7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.
8. Макурина А.П., Проничева М.М. Оценка уровня социального, профессионального стресса у специалистов социальной сферы // Психическое здоровье. – 2020. – № 6. – С. 38-44.
9. Лазарев М.А., Стукалова О.В. Развивающая среда в учреждениях социальной сферы // В кн.: Развитие профессионального мастерства сотрудников региональных учреждений социальной сферы: учебное пособие / кол. авт.; под общ. ред. Е.Б. Береговой, О.В. Стукаловой. – М.: Образ жизни, 2019. – 220 с. – C. 32-48 ISBN 978-5-6042494-6-8, DOI: 10.5281/zenodo.6500448, EDN: ALBTXN
10. Адушкина К. В., Лозгачёва О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие; Урал. гос. пед. ун-т. Электрон. дан. Екатеринбург: [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11. Жгенти И. В. Дистанционное обучение в сфере дополнительного профессионального образования: проблемы и перспективы // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2022. – Т. 11. – № 1. – С. 45-55. – DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-1-45-55, EDN: JELCOU
1. Лазарев М. А., Подвойский В. П., Стукалова О. В. 2016. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография / Под общ. ред. В.П. Подвойского. – М.: МАО; Даугавпилс: ДУ. – 152 с. – ISBN 978-5-9907401-3-6; DOI: 10.5281/zenodo.6520185, EDN: WASBCV
2. Гейер Т.А. Необходимые предпосылки для правильного разрешения вопроса о трудоустройстве психически больных // Труды института им. П.Б. Ганнушкина. – М., 1939. – Вып. IV. – С. 147-150.
3. Гурович И.Я. Реформирование психиатрической помощи в России: организационно-методический аспект // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – № 4. – С. 12-17.
4. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – М.: Дашков и К, 2003. – 340 с.
5. Лазарев М.А. Теоретико-методологическая интеграция процессов в современной педагогике // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2021. – Т. 10. – № 3. – С. 301-326. – EDN: JFUYHV
6. Береговая Е.Б. Будни российской филантропии: общественный фонд Владимира Смирнова // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2013. – Т. 2. – № 1. – С. 5-16. – EDN: SEBNNP
7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.
8. Макурина А.П., Проничева М.М. Оценка уровня социального, профессионального стресса у специалистов социальной сферы // Психическое здоровье. – 2020. – № 6. – С. 38-44.
9. Лазарев М.А., Стукалова О.В. Развивающая среда в учреждениях социальной сферы // В кн.: Развитие профессионального мастерства сотрудников региональных учреждений социальной сферы: учебное пособие / кол. авт.; под общ. ред. Е.Б. Береговой, О.В. Стукаловой. – М.: Образ жизни, 2019. – 220 с. – C. 32-48 ISBN 978-5-6042494-6-8, DOI: 10.5281/zenodo.6500448, EDN: ALBTXN
10. Адушкина К. В., Лозгачёва О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие; Урал. гос. пед. ун-т. Электрон. дан. Екатеринбург: [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11. Жгенти И. В. Дистанционное обучение в сфере дополнительного профессионального образования: проблемы и перспективы // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2022. – Т. 11. – № 1. – С. 45-55. – DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-1-45-55, EDN: JELCOU
Psychological and pedagogical support of the professional development of employees in the social sphere: assessment of the implementation of the model *
Keywords: social sphere; professional growth; social effect; psychological and pedagogical support; self-education; pedagogy.
* The article was supported by the Moscow Mayor Grant Competition 2021; Project "On the steps of opportunities", application No. 2021-0490.
The purpose of the study is to reveal the features of the social effect of the project, which was based on the implementation of a model of psychological and pedagogical support for employees of social institutions in Moscow. The article discusses the conditions for the implementation of resources for a positive impact on the personal and professional characteristics of teachers in social institutions. The scientific novelty of the study lies in the identification of modern approaches to working with children with mental and other disabilities and their families. As a result, it was revealed that the professional activity of employees of social institutions involves not only the development of knowledge and skills in the field of developmental care, physical rehabilitation, overcoming attachment disorders, but also a high level of mastering the skills of using a variety of didactic forms and technologies; involvement in the development of knowledge through the use of various learning formats, including distance learning.
The purpose of the study is to reveal the features of the social effect of the project, which was based on the implementation of a model of psychological and pedagogical support for employees of social institutions in Moscow. The article discusses the conditions for the implementation of resources for a positive impact on the personal and professional characteristics of teachers in social institutions. The scientific novelty of the study lies in the identification of modern approaches to working with children with mental and other disabilities and their families. As a result, it was revealed that the professional activity of employees of social institutions involves not only the development of knowledge and skills in the field of developmental care, physical rehabilitation, overcoming attachment disorders, but also a high level of mastering the skills of using a variety of didactic forms and technologies; involvement in the development of knowledge through the use of various learning formats, including distance learning.