Диагностический инструментарий исследования уровня практико- ориентированной подготовки педагога- исследователя в вузе

Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 229-235]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.39

Авторы: Каско Жанна Агасиевна, кандидат педагогических наук, доцент, Буянова Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, Саранск

Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка; исследовательская деятельность; студент педагогического вуза; педагог-исследователь; диагностический инструментарий.

Цель исследования заключается в разработке диагностического инструментария исследования уровня сформированности практико-ориентированной подготовки педагога-исследователя в вузе. Исследовательская компетентность выступает необходимым условием открытости научно-педагогическим инновациям, способности выстраивать педагогическую работу в поисковом режиме и является фактором непрерывного профессионального развития педагога. В связи с этим возрастают требования к уровню и качеству овладения будущим педагогом исследовательской компетентностью на этапе вузовской подготовки. Авторами выделены три кластера исследовательских компетенций, каждый из которых в равной степени влияет на практико-ориентированную подготовку педагога-исследователя в вузе: ценностно-смысловая основа исследовательской деятельности в образовании, когнитивная основа исследовательской деятельности в образовании, и наконец, технологический инструментарий исследовательской деятельности в образовании. Научная новизна состоит в разработке диагностического инструментария, а также определении критериев и показателей исследуемого уровня, которые дифференцированы на профессионально значимые мотивы и ценностные ориентации, знания о методологических, организационных, содержательно-процессуальных основаниях исследовательской деятельности, исследовательские умения, обеспечивающих успешность решения исследовательских задач в учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. В результате работы выявлены возможности описанного разработанного инструментария, позволяющего определить исходный уровень сформированности исследовательских компетенций педагога-исследователя в вузе и в дальнейшем способствовать решению поставленной проблемы:  диагностический тест, направленный на исследование когнитивной основы исследовательской деятельности; диагностические кейсы, разработанный для выявления технологической основы исследовательской деятельности, опросник, нацеленный на измерение ценностно-смысловой основы исследовательской деятельности.

скачать

Литература:
1. Байбородова Л.В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – Т. 2. – №1. – С. 47-52.
2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. – 128 с.
3. Вахтина Е.А. Учебно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной компетентности будущего специалиста // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 135-137.
4. Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Еланцева С.А. Практико-ориентированная подготовка педагога: учебное пособие для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2022. – 341 с.
5. Замкин П.В., Шукшина Т.И., Мирошкин В.В. Практико-ориентированная подготовка педагога в условиях многоуровневого сетевого взаимодействия // Научно-методическое обеспечение практико-ориентированной подготовки педагога в условиях инновационной образовательной среды вуза: монография. – Саранск, 2019. – С. 7-25.
6. Замкин П.В., Паршина Л.Г., Мирошкин В.В. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – № 4 (36). – С. 31-40.
7. Каско Ж.А., Шукшина Т.И., Рыжов Д.В. Особенности практико-ориентированной подготовки будущего учителя в цифровой образовательной среде педагогического вуза // Глобальный научный потенциал: научно-методический журнал. – 2020. – № 6. – С. 22-27.
8. Пирожкова О.Б., Бубнова И.С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. – 2022. – №. 1 (5). – С. 3-9.
9. Саттарова Л.С. Исследовательская деятельность как неотъемлемая составляющая подготовки будущего педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 3 (76). – С. 66-68.
10. Сотник В.Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности : диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук / Сотник Вера Гавриловна ; Ленинградский государственный университет. Санкт-Петербург, 2006. – 173 с.
11. Янкина М.Н. Профессиональное развитие будущих педагогов средствами исследовательской деятельности // Образование. Карьера. Общество.2019. №1 (60). – С. 13-14.
12. Jamieson L.M., Saunders M.V. Contextual Framework for Developing Research Competence: Piloting a Validated Classroom Model // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2020. № 3. p. 1-19.
13. Lederer M., Finken S. Practice-Integrated Teaching at Universities of Applied Sciences: Models and Good Practices // Teaching Innovation in University Education: Case Studies and Main Practices. IGI Global, 2022. – С. 113-134.
14. Pinto-Santos A.R., Garcias A.P. Development of teaching digital competence in initial teacher training: A systematic review // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2022. Т. 14. №. 1. – С. 1-15.
15. Shukshina T.I., Demyashkina Y.A., Zamkin P.V., Averyanova I.I., Zeynalov G.G.O. Potential of case-technology in the formation of students' research competence in practice-oriented learning // Revista on line de Pol?tica e Gest?o Educacional. 2022. – С. 22058-22058.

Diagnostic tools for studying the level of practice-oriented training of a teacher-researcher at a university

Authors: Kasko Zhanna Agasievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Buyanova Irina Borisovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk

Keywords: practice-oriented training; research activities; student of a pedagogical university; teacher-researcher; diagnostic toolkit.

The purpose of the study is to develop diagnostic tools for studying the level of formation of practice-oriented training of a teacher-researcher at a university. Research competence is a necessary condition for openness to scientific and pedagogical innovations, the ability to organize pedagogical work in a search mode and is a factor in the continuous professional development of a teacher. In this regard, the requirements for the level and quality of mastering research competence by the future teacher at the stage of university training are increasing. The authors identified three clusters of research competencies, each of which equally affects the practice-oriented training of a teacher-researcher at a university: the value-semantic basis of research activity in education, the cognitive basis of research activity in education, and finally, the technological tools of research activity in education. The scientific novelty lies in the development of diagnostic tools, as well as the definition of criteria and indicators of the level under study, which are differentiated into professionally significant motives and value orientations, knowledge of the methodological, organizational, content and procedural foundations of research activity, research skills that ensure the success of solving research problems in educational, educational-professional and professional activities. As a result of the study, the possibilities of the described developed toolkit were revealed, which allows to determine the initial level of formation of the research competencies of a teacher-researcher at a university and further contribute to solving the problem: a diagnostic test aimed at studying the cognitive basis of research activity; diagnostic cases designed to identify the technological basis of research activities, a questionnaire aimed at measuring the value-semantic basis of research activities.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки