Профессиональные дефициты учителей в области коммуникативных компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования *

Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 218-225]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.37

Авторы: Герлах Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент , Твелова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Спирина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент , Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

Ключевые слова: профессиональные дефициты учителей; компетентность; коммуникативные компетенции; цифровая трансформация образования; электронные образовательные ресурсы; профессиональные сообщества педагогов; педагогическое общение; конфликт.

* Статья подготовлена в рамках государственного задания "Исследование феномена непрерывного педагогического образования в условиях его цифровой трансформации: содержание, технологии, управление качеством, мониторинг рисков" (соглашение № 073-03-2022-107), осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.

Цель исследования – выявить профессиональные дефициты учителей в области коммуникативных компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования. Научная новизна заключается в разработке диагностических материалов по выявлению профессиональных дефицитов педагогов в условиях цифровой трансформации образования и формулировке рекомендаций по решению данной проблемы. В результате сделаны выводы об имеющихся профессиональных дефицитах учителей в области коммуникативных компетенций, проявляющихся в условиях цифровой трансформации образования, таких как недостаточная развитость у педагогов специальных коммуникативных навыков для проведения онлайн-уроков; отсутствие специальной подготовки педагогов к эффективному взаимодействию и конструктивному разрешению конфликтов между субъектами образовательного процесса в интернет-пространстве.

скачать

Литература:
1. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: моногр. / Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 495 с.
2. Воронина И.В. Методика использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования коммуникативных умений у будущих учителей при изучении мультимедиа и интернет-технологий: дис. … канд. психол. наук. – Волгоград, 2018. – 199 с. URL: https://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_voroninoy_i.v..pdf (дата обращения: 22.09. 2022).
3. Горина Е.Е. К вопросу формирования профессионально-важных качеств у будущих работников в период их обучения: результаты эмпирического исследования // Социальные отношения. – 2016. – №4(19). – С. 121-129.
4. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты: монография. – М.: Белый ветер, 2018.
5. Кондрашина В.В. Формирование коммуникативной культуры учителя в условиях цифровой трансформации образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – Т.9. – №5А. – С. 33-40. DOI: 10.34670/AR.2020.93.51.006
6. Кузьмина Н.В. Созидательный вектор фундаментального образования // Інноваційні підходи до виховання студентської молоді у вищих навчальних закладах: матеріали Міжнар. наук.-практ. конференції (м. Житомир, 22-23 травня 2014 р.). Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2014. – С. 20-78. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42974977.pdf (дата обращения: 23.09. 2022).
7. Курашева С.В. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: автореферат дис. ... канд. пед. н.: 13.00.08. – Кемерово, 2006. – 24 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003258458 (дата обращения: 18.09. 2022).
8. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования "Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект". Москва, Россия, 26 – 27 сентября 2019 г. / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И. В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 155 с.
9. Тращеев С.В. Проблемы развития коммуникативной компетентности будущих педагогов школ в условиях цифровизации общества // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – №4. – С. 31-34. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2020/04/ Trashcheev.pdf (дата обращения 22.08. 2022).

Professional deficits of teachers in the field of communicative competencies, manifested in the conditions of digital transformation of education *

Authors: Gerlakh Irina Vitalievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Tvelova Irina Aleksandrovna, PhD of Psychology, Associate Professor, Spirina Olga Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Armavir State Pedagogical University, Armavir

Keywords: professional deficits of teachers; competence; communicative competencies; digital transformation of education; electronic educational resources; professional communities of teachers; pedagogical communication; conflict.

* The article was prepared as part of the state task "Research of the phenomenon of continuous teacher education in the context of its digital transformation: content, technology, quality management, risk monitoring" (agreement No. 073-03-2022-107), carried out at the expense of the federal budget within the framework of state task of the Ministry of Education of the Russian Federation.

The purpose of the study is to identify the professional deficits of teachers in the field of communicative competencies, which are manifested in the conditions of the digital transformation of education. The scientific novelty of the study lies in the development of diagnostic materials to identify professional deficits of teachers in the context of the digital transformation of education and the formulation of recommendations for solving this problem. As a result, conclusions were drawn about the existing professional deficits of teachers in the field of communicative competencies, which manifest themselves in the conditions of digital transformation of education, such as insufficient development of special communication skills among teachers for conducting online lessons; the lack of special training of teachers for effective interaction and constructive resolution of conflicts between the subjects of the educational process in the Internet space.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки