К вопросу о готовности российского учителя к "цифровой школе будущего" *

Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 204-212]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.35

Авторы: Ветров Юрий Павлович, доктор педагогических наук, профессор, Белоус Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Хлудова Людмила Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

Ключевые слова: система общего образования; педагог; новая образовательная парадигма; цифровая трансформация общего образования; цифровые образовательные технологии; "цифровая школа будущего"; обучающийся.

* Статья подготовлена по итогам этапа научного исследования "Российская система общего образования и практические рекомендации ее совершенствования в условиях цифровизации: динамика ценностных ориентаций, ожиданий, проблем различных групп населения", осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (соглашение № 073-03-2022-107).

Цель исследования – анализ готовности педагогов российской школы к внедрения перспективных моделей "цифровой школы будущего", в которой будут реализованы принципы непрерывности, ранней профориентаций, гибкости, мобильности, индивидуализации образовательных траекторий, интерактивности, коллективизма и эмпатии с учетом опыта вынужденного перехода к дистанционному бучению в период пандемии. Научная новизна заключается в том, что анализу подвергается личностная готовность педагогов к реализации новой образовательной парадигмы "цифрового общества". В результате установлено, что эффективность использования цифровых технологий российскими учителями не позволяет говорить о скором достижении заявленных целей цифровой трансформации системы образования. Примерно для трети педагогов цифровизация не слишком вписывается в профессиональное мировоззрение, создает для них трудности материального, психологического, коммуникационного и иных видов. Тема сотрудничества, коллективного творчества в достижении образовательных результатов не является актуальной для российских учителей.

скачать

Литература:
1. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – С.4-5
2. Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – Вып. № 78 (февраль). – С. 233.
3. Указ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Президент России. URL: https://http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 26.07.2022).
4. Образование для сложного общества. "Образовательные экосистемы для общественной трансформации": доклад Global Education Futures. "Образование для сложного мира: зачем, чему и как": доклад о форуме Global Education Leaders' Partnership. – M., 2018. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 27.07.2022).
5. Reimagining our futures together: a new social contract for education. Report from the international commission on the futures of education. 2021. (In English). 188 p. // UNESCO Digital Library. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379707 (дата обращения: 27.07.2022).
6. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко. – М.: Национальное образование, 2019. – С. 114.
7. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования // Современная аналитика образования. – 2019. – № 2 (23). – С.85-86.
8. Мухаметзянов И. Ш. Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – № 25-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-prostranstvo-v-obrazovaniiozhidaniya-vozmozhnosti-riski-ugrozy (дата обращения: 25.08.2022).
9. Колыхматова В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф, Лесгафта. – 2019. – №8(174). – С.91-95.
10. Муртазина А. В., Резер Т. М. Цифровизация образования: готовность преподавателей к работе в новых условиях // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции. – Екатеринбург: ?stav personalistiky, 2020. – Том 2. – С. 114-119.
11. Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Калининградский вестник образования. – 2020. – № 2 (6). – С. 20-27.
12. Ветров Ю. П., Белоус О. В., Шкуропий К. В. Проблемы содержания ценностных ориентаций, ожиданий, трудностей субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2022. – Вып. 3 (43). – С. 113-122; Крамчанинова Н.В., Шкуропий К.В., Белоус О.В. Цифровизация общего образования в восприятии обучающихся: проблемы и поиски их решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 11-1. – С. 51-54.; Belous, O. V.; Kramchaninova, N. V.; Shkuropy, K. V.; Khludova, L. N.; Loba, V. E.; Vetrov, Y. P. Russian teachers in the digital transformation of general education: challenges, expectations, and prospects. Nuances Est. Sobre Educ., Presidente Prudente, v. 32, e021016, jan./dez. 2021.
13. Галустов Р.А., Герлах И.В., Копченко И.Е. и др. Цифровая трансформация образования и анализ возможных рисков: результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5 (53). – С. 446-462.
14. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. – 2021. – Том 23. – № 1. – С.156-201.
15.Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. – 2008. – № 8 (292). – С. 100-106.
16. Пинчук А.Н. Социально-профессиональная адаптация: от концептуализации к измерению // Социологическая наука и социальная практика. – 2021. – № 2. – Т. 9. – С. 96-114.
17. Аналитическая справка по результатам исследования готовности педагогов к цифровой трансформации образования. – СПб.: ГБУ ДПО СПАППО., 2021. – URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03 (дата обращения: 28.07.2022).

On the question of the readiness of the Russian teacher for the "Digital school of the future" *

Authors: Vetrov Yuri Pavlovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Belous Olga Valeryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Khludova Lyudmila Nikolaevna, PhD of Historical sciences, Associate Professor , Armavir State Pedagogical University, Armavir

Keywords: general education system; teacher; new educational paradigm; digital transformation of general education; digital educational technologies; "digital school of the future"; student.

* The article was prepared based on the results of the stage of the scientific research "The Russian system of general education and practical recommendations for its improvement in the context of digitalization: the dynamics of value orientations, expectations, problems of various population groups", carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation (agreement No. 073-03-2022-107).

The purpose of the study is to analyze the readiness of Russian school teachers to implement promising models of the "digital school of the future", which will implement the principles of continuity, early career guidance, flexibility, mobility, individualization of educational trajectories, interactivity, collectivism and empathy, taking into account the experience of forced transition to distance learning during the pandemic. The scientific novelty lies in the fact that the personal readiness of teachers to implement the new educational paradigm of the "digital society" is analyzed. As a result, it was found that the effectiveness of the use of digital technologies by Russian teachers does not allow us to talk about the imminent achievement of the stated goals of digital transformation of the education system. For about a third of teachers, digitalization does not fit too well into the professional worldview, creates difficulties of material, psychological, communication and other types for them. The topic of cooperation, collective creativity in achieving educational results is not relevant for Russian teachers.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки