Инновационные образовательные технологии в социализации и профессионализации личности в условиях медиасреды вуза
Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 197-204]
DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.34
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии; медиасреда; инструменты/технологии обучения; система подготовки специалистов; критическое мышление; информационная и профессиональная грамотность; профессиональная и медиакультура.
Цель исследования – определить позитивный потенциал медиасреды в социализации и профессионализации личности; раскрыть сущность системы подготовки специалистов на основе новых содержательных моделей с применением высокоэффективных технологий, направленных на развитие критического мышления, информационной грамотности и медиакультуры. Научная новизна заключается в разработке дидактического навигатора логико-смыслового типа, в которой раскрываются особенности системы подготовки специалистов на основе системно-деятельностного подхода. В результате выявлены компоненты воспитательной медиасреды, представленного интеграцией информационно-коммуникативной, креативно-деятельностной и социально-воспитательной сред и наполненное социально адекватным, аксиологически ориентированным и профессионально направленным содержанием педагогической профессии.
Литература:
1. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: монография / В.С. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. -142 с.
2. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н., Вахидова Л.В., Фатхулова Д.Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. – 2021. – Том 23. – № 6. – С. 126-152.
3. Вахидова Л.В., Манько Н.Н., Штейнберг В.Э. Визуализация персонифицированной информационно-образовательной среды // Образовательные технологии. – 2018. – №1. – С. 34-48.
4. Голубева Ю.В. Визуализация в современном образовании: Теоретические подходы и современные практики // Всероссийский педагогический форум: сб. ст. II Всероссийской научно-методической конференции, 15 ноября 2020 г. – Петрозаводск: Новая наука, 2020. – С. 203-207.
5. Маслов В.М. Визуализация (перспективное постнеклассическое направление развития научно-технической деятельности): учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2016. – 92 с.
6. Айдагулова А.Р. Формирование воспитательной медиасреды педагогического вуза: дис… канд. пед. наук. 13.00.08. – Уфа, 2012.
7. Кириллова Н.Б. "Homo medium" как объект и субъект информационной эпохи / Н.Б. Кириллова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №17 (346). – С. 17-23.
8. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: учебное пособие. – М.: Академический Проект; Культура, 2008. – 496 с.
9. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования / Н.Б. Кириллова, Л.Б. Зубанова, С.Б. Синецкий [и др.]. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – 292 с.
10. Жилавская И.В. Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. – 368 с.
11. Исламова З. И. Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2009. – № 8(65). – С. 113-124.
12. Ходякова Н.В. Теоретические основы ситуационно-средового подхода к проектированию личностно развивающего образования // Образование и саморазвитие. – 2013. – № 1(35). – С. 55-60.
13. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: монография. – Ростов-н/Д.: РИНХ, 2007. – 340 с.
14. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. – 2020. – Том 22. – № 10. – С. 61-89.
1. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: монография / В.С. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. -142 с.
2. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н., Вахидова Л.В., Фатхулова Д.Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. – 2021. – Том 23. – № 6. – С. 126-152.
3. Вахидова Л.В., Манько Н.Н., Штейнберг В.Э. Визуализация персонифицированной информационно-образовательной среды // Образовательные технологии. – 2018. – №1. – С. 34-48.
4. Голубева Ю.В. Визуализация в современном образовании: Теоретические подходы и современные практики // Всероссийский педагогический форум: сб. ст. II Всероссийской научно-методической конференции, 15 ноября 2020 г. – Петрозаводск: Новая наука, 2020. – С. 203-207.
5. Маслов В.М. Визуализация (перспективное постнеклассическое направление развития научно-технической деятельности): учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2016. – 92 с.
6. Айдагулова А.Р. Формирование воспитательной медиасреды педагогического вуза: дис… канд. пед. наук. 13.00.08. – Уфа, 2012.
7. Кириллова Н.Б. "Homo medium" как объект и субъект информационной эпохи / Н.Б. Кириллова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №17 (346). – С. 17-23.
8. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: учебное пособие. – М.: Академический Проект; Культура, 2008. – 496 с.
9. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования / Н.Б. Кириллова, Л.Б. Зубанова, С.Б. Синецкий [и др.]. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – 292 с.
10. Жилавская И.В. Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. – 368 с.
11. Исламова З. И. Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2009. – № 8(65). – С. 113-124.
12. Ходякова Н.В. Теоретические основы ситуационно-средового подхода к проектированию личностно развивающего образования // Образование и саморазвитие. – 2013. – № 1(35). – С. 55-60.
13. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: монография. – Ростов-н/Д.: РИНХ, 2007. – 340 с.
14. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. – 2020. – Том 22. – № 10. – С. 61-89.
Innovative educational technologies in the socialization and professionalization of the individual in the media environment of the university
Keywords: innovative educational technologies; media environment; learning tools/technologies; specialist training system; critical thinking; information and professional literacy; professional and media culture.
The purpose of the study is to determine the positive potential of the media environment in the socialization and professionalization of the individual; reveal the essence of the system of training specialists based on new meaningful models using highly effective technologies aimed at developing critical thinking, information literacy and media culture. The scientific novelty lies in the development of a didactic navigator of a logical-semantic type, which reveals the features of the system of training specialists based on a system-activity approach. As a result, the components of the educational media environment were identified, represented by the integration of information-communicative, creative-activity and social-educational environments and filled with socially adequate, axiologically oriented and professionally oriented content of the teaching profession.