Педагогическая мастерская как средство методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников *
Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 192-196]
DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.33
Ключевые слова: профессиональная подготовка; методическая подготовка; инклюзия; инклюзивное образование; университетский технопарк; профессиональные пробы; педагогическая мастерская.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке ВГСПУ в рамках научного проекта "Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка".
Цель исследования связана с экспериментальной проверкой возможностей педагогической мастерской как средства методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников. В результате исследования показана значимость методической подготовки будущих педагогов в условиях университетского технопарка как высокотехнологичной площадки профессиональных педагогических проб. Представлен анализ эмпирических данных и описание результатов экспериментальной работы в рамках педагогической мастерской "Трудности школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья", направленной на формирование методической готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников. Полученные выводы подтверждают теоретическую и практическую значимость проблемы подготовки педагогических кадров для современной инклюзивной школы.
Цель исследования связана с экспериментальной проверкой возможностей педагогической мастерской как средства методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников. В результате исследования показана значимость методической подготовки будущих педагогов в условиях университетского технопарка как высокотехнологичной площадки профессиональных педагогических проб. Представлен анализ эмпирических данных и описание результатов экспериментальной работы в рамках педагогической мастерской "Трудности школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья", направленной на формирование методической готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников. Полученные выводы подтверждают теоретическую и практическую значимость проблемы подготовки педагогических кадров для современной инклюзивной школы.
Литература:
1. Алёхина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С.83-91.
2. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: дис. на соиск. ученой ст. канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 216 с.
3. Вартазарян К.А. Возможности педагогической мастерской для развития рефлексии учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 88. – С. 171-178.
4. Гревцева Г.Я. Педагогическая мастерская как средство самообразовательной деятельности студента вуза // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам научно-практической конференции. – Красноярск, 2016. – 252 с.
5. Козырева О.А. Моделирование методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников // KANT. – 2022. – № 1 (42). – С. 232-235.
6. Лямкина О.А. Мастерская как альтернативная форма организации обучения студентов педагогического вуза // Интеграция образования. – 2001. – №2. – С. 57-58.
7. Любимова Е.С. Компонентная модель готовности студентов-бакалавров педагогического университета к инклюзивному образованию школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30977 (дата обращения: 25.07.2022).
8. Назарова Н.М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия: монография. – М.: Перо, 2018. – 239 с.
9. Хвастунова Е.П. Организация производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики в структуре подготовки студентов педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – №. 2 (165). – С. 111-117.
10. Яковлева И.М., Яковлев С.В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. – 2021. – № 2 (62). – С. 170-181.
11. Forlina C., Chambers D. Teacher Preparation for Inclusive Education: Increasing Knowledge but Raising Concerns // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. № 39. рp. 17-32.
12. Wray E., Sharma U., Subban P. Factors influencing teacher self-efficacy for inclusive education // Teaching and Teacher Education. 2022. Volume 117. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X22001743 (дата обращения: 26.07.2022).
1. Алёхина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С.83-91.
2. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: дис. на соиск. ученой ст. канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 216 с.
3. Вартазарян К.А. Возможности педагогической мастерской для развития рефлексии учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 88. – С. 171-178.
4. Гревцева Г.Я. Педагогическая мастерская как средство самообразовательной деятельности студента вуза // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам научно-практической конференции. – Красноярск, 2016. – 252 с.
5. Козырева О.А. Моделирование методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников // KANT. – 2022. – № 1 (42). – С. 232-235.
6. Лямкина О.А. Мастерская как альтернативная форма организации обучения студентов педагогического вуза // Интеграция образования. – 2001. – №2. – С. 57-58.
7. Любимова Е.С. Компонентная модель готовности студентов-бакалавров педагогического университета к инклюзивному образованию школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30977 (дата обращения: 25.07.2022).
8. Назарова Н.М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия: монография. – М.: Перо, 2018. – 239 с.
9. Хвастунова Е.П. Организация производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики в структуре подготовки студентов педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – №. 2 (165). – С. 111-117.
10. Яковлева И.М., Яковлев С.В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. – 2021. – № 2 (62). – С. 170-181.
11. Forlina C., Chambers D. Teacher Preparation for Inclusive Education: Increasing Knowledge but Raising Concerns // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. № 39. рp. 17-32.
12. Wray E., Sharma U., Subban P. Factors influencing teacher self-efficacy for inclusive education // Teaching and Teacher Education. 2022. Volume 117. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X22001743 (дата обращения: 26.07.2022).
Pedagogical workshop as a means of methodical preparation of future teachers for inclusive education of schoolchildren *
Keywords: professional training; methodological training; inclusion; inclusive education; university technopark; professional tests; pedagogical workshop.
* The study was carried out with the financial support of VGSPU within the framework of the scientific project "Model of methodological training of future teachers for inclusive education of schoolchildren on the basis of a technopark".
The purpose of the study is connected with the experimental verification of the possibilities of the pedagogical workshop as a means of methodical preparation of future teachers for inclusive education of schoolchildren. As a result of the study, the importance of methodological training of future teachers in the conditions of the university technopark as a high-tech platform for professional pedagogical tests is shown. The article presents an analysis of empirical data and a description of the results of experimental work within the framework of the pedagogical workshop "Difficulties in schooling children with limited health tastes" aimed at forming the methodological readiness of future teachers for inclusive education of schoolchildren. The findings confirm the theoretical and practical significance of the problem of teacher training for a modern inclusive school.
The purpose of the study is connected with the experimental verification of the possibilities of the pedagogical workshop as a means of methodical preparation of future teachers for inclusive education of schoolchildren. As a result of the study, the importance of methodological training of future teachers in the conditions of the university technopark as a high-tech platform for professional pedagogical tests is shown. The article presents an analysis of empirical data and a description of the results of experimental work within the framework of the pedagogical workshop "Difficulties in schooling children with limited health tastes" aimed at forming the methodological readiness of future teachers for inclusive education of schoolchildren. The findings confirm the theoretical and practical significance of the problem of teacher training for a modern inclusive school.