Образовательное пространство в эпоху постмодерна: вызовы и перспективы *

Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 166-171]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.28

Авторы: Суховская Дарья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии, старший научный сотрудник научно-образовательно-инновационного центра "Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика", Железноводск

Ключевые слова: образование эпохи постмодерна; образовательная среда; образовательное пространство субъекта; образовательное пространство; пространство города; топос; философия образования.

* Исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, научный проект № МК-88.2022.2

The purpose of the study is a philosophical analysis of the concept of "educational space" in the postmodern era and determination of the place of the phenomenon under consideration in the system of modern educational practices. The article provides a conceptualization of the phenomenon of "educational space" through the prism of the philosophical categories of space and time, as well as taking into account the external conditions of the environment that affect its formation (socio-economic factors). The scientific novelty consists in revealing the transformations of the educational space in the conditions of a post-industrial society and the postmodern era. As a result, the challenges for the formation and effective functioning of the educational space in the post-industrial era are identified and the prospects for its transformation are identified, aimed at improving the quality and opportunities of education and educational systems.

скачать

Литература:
1. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. – N.Y.: Basic Books, 1973. – 345 p.
2. Cutcu I., Ozkok Y., Golpek F. Environment, education, and economy nexus: evidence from selected EU countries // Environmental Science and Pollution Research. – 2022. URL.: https://link.springer.com/article/10.1007/s11356-022-22674-w#citeas
3. Donina O.I., Ivanushkina N.V., Aryabkina I.V., Chernykh A.I., Gemranova A.D., Chernova Yu.A. Genesis of methodological approachesto definition and organization of university informationand education space // Amazonia Investiga. – 2020. – Т. 9. – № 29. – С. 417-426.
4. Zheng Y. Canonical correlation analysis on the interaction development between China's higher education and economy // International Conference on Business Management and Electronic Information. – 2011. – PP. 398-400.
5. Бебенина Е.В. Анализ распределения и оценка эффективности использования социально-экономических ресурсов на образование// ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2014. – №1. – С. 104-117.
6. Голичев О.А., Садретдинова Э.В. Особенности взаимодействия субъектов образовательного пространства в современном российском обществе // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сб. мат-лов XI Международной научной конференции / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. – 2017. – С. 50-52.
7. Головачев Н.В. Пандемия COVID-19, безработица и структура спроса на труд // Экономика и социум. -2021. – № 4-1 (83). – С. 810-816.
8. Гомза Т.В. Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вуза // Проблемы высшего образования. – 2005. – № 1. – С. 165-167.
9. Делёз Ж., Гваттари Д. Что такое философия? – М.: Академический проект, 2009. – 261 c.
10. Залесская Ю.И. К вопросу о "вхождении" личности в образовательное пространство вуза // Адаптация и саморегуляция личности: сб. мат-лов IV Международной научно-практической конференции / науч. ред. В.И. Казаренков. – 2011. – С. 185-189.
11. Иванова Н.Л., Новикова И.А. Высшее образование в поликультурном мире (современные теории европейского образовательного пространства) // Социология образования. – 2008. – № 10. – С. 47-52.
12. Кружилина Т.В. К вопросу о педагогизации сознания субъектов образовательного пространства // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сб. ст. по материалам II Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2016. – С. 105-110.
13. Мартынова С.А. Топологика образования и феномен социальной изоляции // Философия образования. – 2014. – № 2 (53). – С. 36-48
14. Мирзиёева С.Ш. Учет глобальных и национальных тенденций и особенностей социально-экономического развития при разработке государственных стратегий // Экономическое возрождение России. – 2020. – № 1 (63). – С. 69-78.
15. Мотова Г.Н., Гарифуллина Ф.З. Проблема интеграции российской системы гарантии качества высшего образования в европейское образовательное пространство // Образование и саморазвитие. ?– 2009. – № 2 (12). – С. 251-256.
16. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. – М.: Мысль, 2010. – Т. 1 – 744 с.
17. Поваляева Ю., Солдатова Т. Конкурентоспособность учреждений высшего образования США в мировом образовательном пространстве // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. тр. – Елец, 2016. – С. 48-51.
18. Полищук И.В. Образовательное пространство как сфера взаимодействия субъектов // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: сб. мат-лов Международной электронной научно-практической конференции: в 5-ти томах / под ред. А.И. Чернышева, Т.Б. Волобуевой, Ю.А. Романенко. – 2017. – С. 81-90.
19. Принципы 1789 года и социология. // Социологический ежегодник, 2012: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ; Ред. Н. Е. Покровский, Ред.-сост. Д. В. Ефременко. – М., 2013. – С. 286-293.
20. Суховская Д.Н. Трансформации личности в креативных пространствах в условиях урбанизированной среды современных поселений // Европейский журнал социальных наук. – 2015. – №2. – С. 61-69.
21. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
22. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") // Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 24-35.

Educational space in the postmodern era: challenges and prospects *

Authors: Sukhovskaya Daria Nikolaevna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department of Historical and Socio-Philosophical Disciplines, Oriental Studies and Theology, Senior Researcher of the Scientific and Educational and Innovation Center "Key Trends in the Development of Social and Philosophical Thought: Theory and Practice", Zheleznovodsk

Keywords: postmodern education; educational environment; educational space of the subject; educational space; city space; topos; philosophy of education.

* The study was carried out as part of the implementation of the grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists - candidates of science, scientific project No. MK-88.2022.2

Цель исследования – философский анализ понятия "образовательное пространство" в эпоху постмодерна и определение места рассматриваемого феномена в системе современных образовательных практик. В статье дается концептуализация феномена "образовательное пространство" сквозь призму философских категорий пространства и времени, а также с учетом внешних условий среды, влияющих на его формирование (социально-экономические факторы). Научная новизна заключается в раскрытии трансформаций образовательного пространства в условиях постиндустриального общества и эпохи постмодерна. В результате выявлены вызовы формирования и эффективного функционирования образовательного пространства в постиндустриальную эпоху и перспективы его трансформации, направленные на повышение качества и возможностей образования и образовательных систем.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки