Философское осмысление понятия креативности, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации

Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 115-122]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.20

Авторы: Колесова Ольга Валентиновна, доктор философских наук, доцент, НИУ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

Ключевые слова: креативность; творчество; духовность; превращенная форма; элементы мышления; инструменты мышления.

Цель исследования – осмысление возможностей формирования креативного мышления. С этой целью произведён анализ возможностей формирования креативного мышления. В ходе исследования даётся трактовка понятий творчества и креативности в педагогическом и психологическом контекстах. Предлагается философское осмысление понятия. Автор в своём видении опирается на духовные основания человеческой сущности. Понимание творчества и креативности представлено с аналогичных позиций как результат взаимодействия логического и интуитивного элементов мышления. Даётся детализация элементов мышления как выделение инструментов мышления. Обозначено различение естественных и сконструированных инструментов мышления. Отображена востребованность овладения инструментами мышления в определении главных задач образовательной системы. Суммированы усилия, направленные на создание теоретико-методологических основ креативной педагогики и психологии в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Показано применение инструментов мышления в учебных процессах разных уровней. Научная новизна заключается в философском осмыслении понятия креативности, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации.

скачать

Литература:
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-н/Д.: РГУ, 1983. – 183 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Герасимов Б. Н. Инструменты мышления и деятельности в образовательной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 9. – С. 72 – 79.
5. Голосовкер Я. Э. Имагинативный абсолют. – М.: Академический Проект, 2012. – 318 с.
6. Голубова В. М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (5). – С. 1067-1071.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.
8. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический Проект, 2005. – 304 с.
9. Кант И. Критика чистого разума: пер с нем. Н. Лосского сверен и отредакторован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.
10. Колесова О. В. Креативные-техники: введение в социокультурную проблематику: учебно-методическое пособие / сост.: О.В. Колесова, С.Б. Подкар, В.Г. Бирюкова и др., предисл. О.В. Колесовой. – Н. Новгород: ННГУ, 2011. – 45 с.
11. Колесова О.В. Наука как способ духовного освоения реальности. учебное пособие. – Н. Новгород: ННГУ, 2006. – 222 с.
12. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. в 39 тт. – Т. 26. – Ч. III – М.: Государственное издательство политической литературы, 1963. – 703 с.
13. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – 432 с.
14. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
15. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2020. – 560 с.
16. Овчинникова Л.П. Михелькевич В.Н. Креативные педагогические технологии: актуальность, опыт и перспективы применения в высшей технической школе // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 5. – С. 228-234.
17. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры: пер. с исп. Л.С. Воробьёва. – М.: Искусство, 1991. – 588 c.
18. Пономарёв Я.А. Знание, мышление, умственное развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 264 с.
19. Робинсон К. Образование против таланта / пер. с англ. Наталии Макаровой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. – 336 с.
20. Рожкова С.В. Сравнительный анализ понятий "креативность" и "творчество" // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – № 1. – С. 85-87.
21. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр.1997. – 224 с.
22. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. – М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2015. – 24 с.
23. Юнг К.Г. Собрание сочинений в 20 тт. – Т. 13. Дух Меркурий: пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – 384 с.
24. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. – М.: Республика, 1994. – 527 с.
25. Education System Alignment for 21st century skills. Focus On Assessment. 2018. – URL: https://www.brookings.edu/research/education-system-alignment-for-21st-century-skills/ (дата обращения: 30.09.2022).
26. School and teaching practices for twenty-first century challenges: lessons from the Asia-Pacific region, regional synthesis report, UNESCO, 2016. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000244022.locale=ru (дата обращения: 30.09.2022).

Philosophical understanding of the concept of creativity, its elements, tools and their optimal implementation

Authors: Kolesova Olga Valentinovna, DSc of Philosophy, Associate Professor, Nizhegorodsky State University of N.I. Lobachevsky National Researching University, Nizhny Novgorod

Keywords: creativity; creative work; spirituality; transmuted forms; thinking elements; thinking tools.

The purpose of the study is to comprehend the possibilities for the formation of creative thinking. For this purpose, an analysis of the possibilities for the formation of creative thinking was made. The study provides an interpretation of the concepts of creativity and creativity in the pedagogical and psychological contexts. A philosophical understanding of the concept is proposed. The author in his vision relies on the spiritual foundations of human essence. The understanding of creativity and creativity is presented from similar positions as a result of the interaction of logical and intuitive elements of thinking. The detailing of the elements of thinking is given as the allocation of tools for thinking. The distinction between natural and constructed tools of thinking is indicated. The relevance of mastering the tools of thinking in determining the main tasks of the educational system is displayed. The efforts aimed at creating the theoretical and methodological foundations of creative pedagogy and psychology in the works of domestic and foreign researchers are summed up. The use of thinking tools in educational processes of different levels is shown. Scientific novelty lies in the philosophical understanding of the concept of creativity, its elements, tools and their optimal implementation.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки